Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Игорь РОГОВ: Конституция сегодня не требует изменений



Игорь РОГОВ: Конституция сегодня не требует изменений

 

Игорь РОГОВ: Конституция сегодня не требует измененийНакануне приближающегося праздника мы попросили ответить на ряд вопросов председателя Конституционного Совета Республики Казахстан Игоря РОГОВА.

Zakon.kz: – Игорь Иванович, чем, на Ваш взгляд, знаменательно 16-летие Конституции независимого Казахстана? Какие успехи, достигнутые в ходе конституционного реформирования, Вы отметили бы особо?


И. Р.: – Конституция закрепила фундаментальные принципы общественного и государственного устройства независимого Казахстана, этому предшествовала напряженная работа. В частности при подготовке ее проекта разработчиками анализировались Конституции европейских и азиатских стран, государств американского континента, особенно те, которые были приняты во второй половине XX века.

В новейшей истории Казахстана эти 16 лет, годы поиска и свершений, занимают особое место. Безусловно, они были чрезвычайно трудными, и, пожалуй, решающими. Конституция юридически оформила независимость Казахстана, закрепила основные векторы развития страны. Она предусматривает идеологическое и политическое многообразие, общепризнанные права и свободы человека и гражданина и новую систему государственной власти.

В соответствии с Основным Законом у нас создана рыночная экономика, ориентированная на социальные потребности граждан. Плодотворно работают ветви единой государственной власти, гарантом согласованного взаимодействия которых выступает Президент. Эффективно действует двухпалатный Парламент. По новым принципам работают органы исполнительной власти во главе с Правительством. Состоялась независимая судебная система, способная защитить права человека от всякого рода произвола.

К сегодняшним успехам страна шла долгим и непростым путем. Смена общественного уклада сопровождалась весьма ощутимыми политическими, экономическими и социальными потрясениями, поиском и апробированием различных вариантов развития. На собственном опыте мы познавали соотношение идеалов либерализма и насущных потребностей людей, правильность определения приоритетов реформ, непреложность верховенства прав и свобод человека… Несмотря на сложность и неординарность возникавших ситуаций, выход из них всегда находился в строгом соответствии с Основным Законом. Сама же Конституция не оставалась застывшим документом, а  трижды подвергалась востребованным жизнью изменениям. Именно это стало одной из эффективных гарантий мира, стабильности, уверенности и процветания – всего того, что сегодня за рубежом называют «казахстанский путь развития».

Zakon.kz: – 30 августа в Астане состоится военный парад. Почему парад проводится не 9 мая – в День Победы, а в День Конституции?

И. Р.: – Проведение военного парада уже стало традицией, наполняющей празднование национального праздника – Дня Конституции новым содержанием, имеющим общественно-политическое, патриотическое и воспитательное значение. То, что военный парад ассоциируется с Днем Победы, закономерно, поскольку в советское время и в первые годы независимости Казахстана военный парад, как правило, проходил именно в этот день. Однако даже в годы правления Сталина военный парад не всегда проводился 9 мая. Долгое время День Победы был рабочим днем. Только с середины 60-х годов в СССР начали широко отмечать День Победы, в том числе проводить военные парады. Сегодня  9 мая является днем памяти воинов – участников Великой Отечественной Войны.

Военные парады проводятся в разных странах в связи с разными праздниками, связанными с государственностью, учредительными событиями, такими как день независимости, день создания армии и флота, объявления республики, а также принятия основного закона – Конституции. Так, недавно в Грузии прошел военный парад в честь независимости страны. Во Франции на Елисейских полях традиционно военный парад проходит в День взятия Бастилии. День Конституции военным парадом отмечается не только у нас в Казахстане, но и, к примеру, в Индии. День принятия Конституции в Индии является официальным праздником и отмечается ежегодно 26 января как День Республики. В этот день в столице Федерации и в каждом штате проходят военные парады, фестивали народных танцев и музыки, театральные представления. Таких примеров немало.

Проведение в Казахстане военного парада в честь Дня Конституции свидетельствует об особом отношении нашего народа к Основному Закону. Как отметил глава государства – Лидер Нации Нурсултан Назарбаев, Конституция на века закрепила наши главные ценности – независимость, мир и стабильность. Вооруженные силы стоят в первых рядах защитников этих ценностей, поэтому в День Конституции проходит военный парад.

Zakon.kz: – Доказывают ли прошедшие шестнадцать лет состоятельность, устойчивость и демократическую сущность основных положений Конституции?

И. Р.: – 16 лет – достаточный срок, чтобы проверить состоятельность Конституции. Она обеспечивает стабильное поступательное развитие страны, закрепила новый конституционный строй и создала предпосылки для его развития на базе таких основополагающих общедемократических ценностей, как социальная справедливость, политический и идеологический плюрализм, гарантированность международно-признанных прав и свобод человека и гражданина, признание и защита равным образом частной и государственной собственности, разделение властей, унитаризм, местное самоуправление, независимость судебной системы. Она успешно доказала свою состоятельность, закрепленные в ней правовые идеи, принципы и нормы раскрываются по мере развития государства и общества, создания для этого необходимых политических, экономических и социальных условий.

Основной Закон ориентирован на международные акты. В нем четко отражена концепция естественных прав человека. Состоятельность Конституции Казахстана не только в том, что она соответствует общепринятым стандартам, но и в том, что в ней нашли свое закрепление положения, связанные с историей и традицией нашего многонационального народа. К примеру, в Преамбуле Конституции, выполняющей идеологическую и учредительную функцию для основного ее текста, сказано о созидании государственности на исконной казахской земле, в пункте 1 статьи 1 – о светском характере государства; в пункте 1 статьи 2 – об унитарности государства; в статье 6 – о пользовании собственностью на благо общества; в статье 7 – о том, что государственным является казахский язык.

Состоятельность и устойчивость Конституции выражаются также в ее созидательности. Все, чего мы добились за последние 16 лет, сделано в соответствии и на основе Конституции. Завершено строительство независимой государственности, создан фундамент эффективной экономики, обеспечиваются свобода слова, конкуренция и политический плюрализм. Незыблемы наши главные блага – мир и согласие. В соответствии с ней Казахстан всесторонне, устойчиво развивается на своей собственной основе. Конституция изменила ментальность, внутренние, психологические качества казахстанцев, в результате народ обрел качественно новое историческое лицо, стойкий характер и свой неповторимый путь в будущее.

Принцип экономического развития на благо всего народа стал существенным в деятельности не только государства, но и бизнес структур. Конституцией придан мощный толчок проведению фундаментальных реформ социально ориентированной рыночной экономики, включая пенсионную, жилищную, в области образования, здравоохранения и других важнейших социальных сферах. Приоритеты, определенные еще на заре нашей независимости Президентом Нурсултаном Назарбаевым, –  сначала экономика, потом политика – полностью себя оправдали. Благодаря Конституции обеспечивается верховенство человека во всех сферах жизни общества. На основе равенства прав всех казахстанцев, приоритета политической стабильности в стране, царит межэтническое и межконфессиональное согласие, которое является достойным примером для международного сообщества.

Zakon.kz: – Какие приоритеты правового развития Казахстана являются основными с принятием действующей ныне Конституции?

И. Р.: –  Выделить какие-то вопросы и преподнести их в качестве приоритетных в правовом развитии Казахстана довольно сложно. Все закрепленные в Конституции нормы в той или иной степени, в зависимости от соответствующих условий, являются приоритетными. Конституция – главный объединяющий источник, в котором выражены системообразующие элементы социума: свобода, власть, право и общее благо. И все же, если исходить из ее текста, главное – это суверенитет и государственность республики; строительство демократического, светского, правового и социального государства; человек, его жизнь, права и свободы; унитарность и территориальная целостность государства, форма правления республики.

Основным приоритетом правового развития независимого Казахстана были, есть и остаются права человека. Вопросам прав человека с первых дней независимости Казахстана уделяется особое внимание. Конституцией человек, его жизнь, права и свободы признаются высшими ценностями государства (пункт 1 статьи 1). Казахстаном ратифицированы международные универсальные акты в области прав человека.

Отрадно отметить, что международные эксперты признают прогресс, достигнутый в Казахстане в сфере защиты прав человека. Так, в июле этого года Комитетом ООН по правам человека впервые был рассмотрен отчет о выполнении Казахстаном Международного пакта о гражданских и политических правах, в ходе которого в целом независимыми экспертами Комитета ООН дана высокая оценка достижениям Казахстана в этой области. В начале 2010 года Специальный докладчик Совета по правам человека ООН Манфред Новак отметил улучшение ситуации с правами человека в Казахстане.

Говоря о конституционных приоритетах Казахстана, необходимо отметить особую значимость для государства президентской формы правления. Конституцией Президент республики определен символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президентская форма правления позволила сконцентрировать разработку основных направлений внутренней и внешней политики государства, обеспечить координацию деятельности ветвей единой государственной власти, избежать противостояния между ними и в итоге добиться системных положительных результатов. Институт Президента за годы государственной независимости сформировался в мощный направляющий и координирующий центр.

В новое тысячелетие Казахстан вошел с новой правовой системой и находится на пути дальнейшего утверждения принципов правового государства. В целях совершенствования казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта,  главой государства утверждена Государственная программа «Путь в Европу» на 2009-2011 годы. Она направлена на создание оптимальной казахстанской модели политического и государственного устройства, эффективных систем управления государственной службы и кадровыми ресурсами, либерализацию политической жизни страны и приобщение Казахстана к лучшим общемировым традициям.

24 августа 2009 года Президентом утверждена новая Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2020 года, которая определяет перспективы развития национальной правовой системы на следующее десятилетие. Концепция правовой политики предусматривает стратегические направления дальнейшего совершенствования нормотворческой деятельности, всех отраслей национального права, правоохранительной и судебной систем, а также правовых основ внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Zakon.kz: – Как бы Вы оценили состояние конституционной законности и практику конституционного контроля в Казахстане?

И. Р.: – Конституционная законность – не умозрительная категория, а состояние общества,  при  котором  государственные органы, общественные институты и граждане содействуют достижению конституционных целей и задач. В целом оценка состояния конституционной законности дается с учетом влияния Конституции, законодательства и практики их применения на благосостояние граждан, развитие демократии и строительства правового государства.

Обеспечение конституционной законности в стране требует решения комплекса задач, закрепленных в Основном Законе. Как отметил Конституционный Совет в одном из своих ежегодных посланий, конституционная законность должна быть приоритетной в деятельности всех государственных органов, должностных лиц, общественных институтов и граждан республики.

Конституцию нельзя понимать узко, как сугубо юридический документ. Действенная Конституция – это еще и законы, и вся правоприменительная практика, которая является индикатором правильности развития государства и общества. В этой связи, в обеспечении конституционной законности важен не только сам факт реализации Основного Закона Конституционным Советом, но и его реальное воплощение в жизнь Парламентом, Правительством, центральными и местными государственными органами, судом и прокуратурой, другими правоохранительными органами. Важным является качество принимаемых законодательных актов, а также их реализация.

Конституционный Совет ежегодно оглашает в Парламенте послание о состоянии конституционной законности в республике. В послании Конституционный Совет характеризует общее состояние конституционной законности в стране, законодательной реализации решений Конституционного Совета, дает рекомендации по совершенствованию законодательства и отдельных правовых институтов. К примеру, по предложению Конституционного Совета обвиняемому предоставлено право судебного обжалования постановления органов уголовного преследования о возбуждении уголовного дела; за счет государственного бюджета потерпевшему компенсируется причиненный особо тяжким преступлением имущественный вред; расширен круг лиц, которым квалифицированная юридическая помощь предоставляется за счет государственного бюджета и другие.

Так, 16 июня в Парламенте было оглашено очередное послание, в котором Конституционный Совет отметил, что за прошедшее со дня обретения независимости время укреплена государственность, создано действующее право, эффективный и открытый механизм обеспечения развития личности, общества и государства. В целом Конституционный Совет в своих посланиях констатирует, что состояние конституционной законности в Казахстане отвечает современным тенденциям правового развития и строительства демократического государства.

Что касается практики конституционного контроля в Казахстане, то следует отметить, что в этом направлении нами проводится определенная работа, ведь основная задача Конституционного Совета как раз и заключается в обеспечении верховенства Основного Закона. За годы деятельности Конституционным Советом рассмотрено более 180 обращений. Большинство обращений поступило от главы государства (20), председателей,  групп депутатов Палат Парламента (72), судов (64), Премьер-Министра (24), а также 8 ходатайств о дополнительном истолковании постановлений Конституционного Совета. Конституционным Советом принято около 140 нормативных постановлений и 15 ежегодных посланий о состоянии конституционной законности в стране. В соответствии с правовыми позициями Конституционного Совета внесены изменения и дополнения в 65 законов.

В формировании положительного имиджа правовой системы республики как внутри страны, так и за рубежом, определенную роль сыграли постановления Конституционного Совета в области прав и свобод человека и гражданина. Авторитетными международными организациями и Госдепартаментом США позитивно оценено признание не соответствующим Конституции законов «О средствах массовой информации», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений» и другие.

С момента своего образования, Конституционным Советом даны официальные толкования конституционных норм о независимости и суверенном праве государства, о конституционных основах государственности, территориальной целостности,  неприкосновенности границ и неотчуждаемости территории, об унитарности государства и президентской форме правления, о единстве народа и государственной власти, о гражданстве, статусе казахского, русского и других языков и мн. др. Всего посредством официального толкования либо в процессе анализа на предмет конституционности нормативных правовых актов разъяснены положения более 70 статей Конституции.

Постановления Конституционного Совета об официальном толковании норм Конституции имеют важное значение в укреплении основ государственности, обеспечении прав и свобод граждан. Так, постановлением Конституционного Совета от 19 августа  2005 года № 5 была определена дата проведения очередных выборов Президента республики, состоявшихся в декабре 2005 года. Постановлением от 18 июня 2007 года № 7 дано официальное толкование некоторым нормам Основного Закона с учетом результатов проведенной в стране конституционной реформы, вследствие которого в 2007 году проведены выборы депутатов Мажилиса Парламента действующего созыва и введены в действие ряд новых конституционных положений, регулирующих вопросы формирования Правительства и др.  

Деятельность Конституционного Совета является гармоничной частью комплекса мероприятий по укреплению конституционной законности, обязанность соблюдения которой лежит на всех субъектах общественных отношений и в первую очередь на государственных органах и их должностных лицах. На протяжении двадцати лет государственной независимости казахстанский конституционализм являлся и продолжает выступать важнейшей доктринальной основой и эффективной гарантией практики всесторонней модернизации общества и государства.

       Zakon.kz: – Согласно Конституции 1995 года Казахстан утверждает себя не только демократическим, светским, правовым, но и социальным государством. Это означает, что наша страна намерена развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности. Как выполняется сегодня это требование Основного Закона?

И. Р.: – Понятие «социальное государство» введено немецкими конституционалистами в конце XIX века как государство, которое обязано способствовать экономическому прогрессу каждого человека. В начале XXI века принцип социального государства стал определяющим для большинства современных государств.

В отечественной науке «социальное государство» подразумевает проведение такой социальной политики, при которой: государство не имеет более важной задачи, чем забота о человеке, его материальном благополучии; государство обязано создать все зависящие от него условия для достойного существования человека. Об этом сказано и в постановлении Конституционного Совета от 1 июля 2005 года № 4. Государство должно стремиться к выполнению роли социального государства в соответствии с реальными возможностями. Слова Конституции «утверждает себя» подчеркивают поступательность развития Казахстана как социального государства, придают характер необратимости и направленности процессу социализации (см. постановления Конституционного Совета от 21 декабря 2001 года № 18/2 и от 29 апреля 2005 года № 3).

Следует отметить, что на основе имеющихся природных,   интеллектуальных, правовых, организационных и иных ресурсов, Казахстан достаточно успешно развивается как социальное  государство. В частности, достигнут высокий показатель динамики роста ВВП, существенный рост производства и денежных доходов населения. Свидетельством  успешного развития государства как социального является то, что большую часть расходов бюджета составляет финансирование социальной сферы. Значительный объем финансирования составляют расходы на науку,  образование, здравоохранение и культуру. Деятельность государства направлена на улучшение качества жизни людей. К примеру, только в этом году государством выделено более  тридцати тысяч образовательных грантов.

Вместе с тем надо все же иметь в виду, что некорректно сегодня сравнивать возможности Казахстана в решении социальных вопросов с такими странами как Германия, Франция или Великобритания, которые, как известно, имеют огромный экономический и социальный потенциал. Казахстан еще только в начале пути, и нам предстоит реализовывать конституционный принцип социального государства. Конституция обязывает государство заботиться о человеке.

Zakon.kz: – Конституцией право обращения в Конституционный Совет предоставлено ограниченному кругу субъектов – Президенту, председателям Палат Парламента и группе депутатов, Премьер-Министру и судам. Имеются ли механизмы защиты конституционных прав граждан в Конституционном Совете? Вправе ли граждане ставить такой вопрос перед судом или депутатами?

И. Р.: – Конституция Казахстана предусматривает двухступенчатый порядок проверки конституционности норм законов. Первое: в ходе законодательного процесса – до подписания главой государства принятого Парламентом, то есть еще не вступившего в силу, закона. Второе: в ходе судебного процесса – действующего закона. С обращением о проверке конституционности еще не вступивших в силу законов могут обратиться Президент, Премьер-Министр, председатели Палат Парламента, группа депутатов Парламента, Премьер-Министр, а с обращением о проверке конституционности действующих законов и других нормативных правовых актов – только суды. Тем самым Конституцией установлен механизм, направленный на максимальную защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со статьей 78 Конституции, если суд в процессе рассмотрения дела усомнится в конституционности правовой нормы, то он приостанавливает производство по делу и обращается в Конституционный Совет. Конституционный Совет проверяет эту норму на предмет соответствия Конституции и отменяет такую норму либо признает ее конституционной. Главным критерием для обращения судов в Конституционный Совет является возможное ущемление конституционных прав граждан.

На практике нередки случаи, когда депутаты инициируют обращения в Конституционный Совет по просьбе граждан. По таким обращениям депутатов Парламента Конституционным Советом принят ряд нормативных постановлений, касающихся конституционного регулирования принудительного отчуждения земельных участков для государственных нужд. В постановлениях Конституционного Совета установлены конституционные пределы и условия принудительного отчуждения государством земельных участков, обязательность равноценного возмещения, конституционные критерии определения исключительных случаев принудительного изъятия имущества для государственных нужд.

Также суды часто направляют обращения в связи с соответствующими заявлениями участников судопроизводства. К примеру, Конституционный Совет рассмотрел обращение Астанинского городского суда о проверке конституционности Закона «О нотариате», направленного судом по заявлению стороны производства – частных нотариусов. Постановлением Конституционного Совета от 6 июля 2006 года № 3 норма Закона «О нотариате», устанавливающая обязательную периодическую аттестацию только частных нотариусов, была признана неконституционной.

Zakon.kz: – В Конституции закреплен ряд положений, связанных с функционированием казахского, русского языков и развитием других языков народа Казахстана. Имеются ли на практике конституционного производства обращения по данным вопросам, и как Конституционным Советом решается механизм вопросы реализации конституционных положений о языках?

И. Р.: – Конституционным Советом рассмотрен ряд обращений по вопросу реализации конституционных положений о языках в Республике Казахстан, по итогам которых приняты постановления, разъясняющие суть и содержание соответствующих норм Основного Закона, устанавливающих условия и порядок их применения.

Постановлением от 8 мая 1997 года № 10/2 был признан не соответствующим пункту 2 статьи 7 Конституции Закон «О языках в Республике Казахстан» в части нормы, устанавливающей, что «языком работы и делопроизводства государственных органов, организаций, органов местного самоуправления республики является государственный язык, при необходимости наравне с государственным официально употребляется русский язык». Конституционный Совет установил, что словосочетание «при необходимости» корректирует конституционную норму о том, что в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.

Постановлением от 21 апреля 2004 года № 4 «О проверке Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации» на соответствие Конституции Республики Казахстан» Конституционный Совет установил приоритетность функционирования государственного языка в деятельности средств массовой информации.

Одним из оснований признания неконституционным Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатуры» явилась неидентичность текстов закона на казахском и русском языках (см. постановление Конституционного Совета от 14 февраля 2007 года   № 2). Невыполнение этого требования является грубым нарушением конституционной законности.

В реализации конституционных положений и норм в сфере языков и развития конституционных основ государственного языка, языка официального употребления и иных языков народа Казахстана важным является дополнительное постановление Конституционного Совета от 23 февраля 2007 года № 3.

В постановлении закреплено, что высший политико-правовой статус государственного языка подтверждается закреплением Конституцией и законами исключительности либо приоритетности его функционирования в публично-правовой сфере: обязательное свободное владение государственным языком Президентом Республики и председателями Палат Парламента; употребление исключительно казахского языка в государственных символах; наименование государственных органов на казахском языке в печатях и штампах, в государственных знаках, определяющих суверенитет государства (пограничных столбах, таможенных атрибутах и т.д.); приоритетность казахского языка при размещении текстов правовых актов и иных официальных документов государственных организаций и органов местного самоуправления на бумажных и иных носителях; в публичных выступлениях официальных лиц государственных организаций и органов местного самоуправления; на официальных бланках и в изданиях государственных органов и органов местного самоуправления; в национальной валюте и иных государственных ценных бумагах; в документах, удостоверяющих личность гражданина республики, в иных документах, выдаваемых от имени государства, а также в других сферах, связанных с деятельностью государственных организаций и органов местного самоуправления.

Конституционный Совет также указал, что граждане республики вправе обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления и получать информацию от них в равной степени на казахском или русском языках, вне зависимости от языка, на котором ведется делопроизводство. Равенство означает равную юридическую значимость текстов нормативных правовых актов на казахском и русском языках. Конституция не регламентирует функционирование государственного языка, официально употребляемого языка и иных языков в быту, в межличностном, внутриколлективном общении, в негосударственных организациях, в том числе при проведении государственных и общественно-значимых мероприятий (приемов, ассамблей, съездов, конференций, заседаний круглых столов). Понятие «наравне», использованное в пункте 2 статьи 7 Конституции, не относится к бытовому, межличностному и внутриколлективному общению.

По мнению Конституционного Совета, законодательство и правоприменительная практика должны учитывать требование пункта 2 статьи 14 Конституции, согласно которому никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, в том числе, по мотивам языка, а также конституционных положений, закрепляющих право каждого на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Zakon.kz: – Предполагается ли в ближайшем будущем внесение каких-либо корректив в Конституцию?

И. Р.: – Во всех современных государствах в качестве основного связующего элемента всей правовой системы признается Конституция, вокруг которой развивается все законодательство страны, создаются и эволюционируют общественные и государственные институты.

Конституция регулирует основополагающие общественные отношения с учетом длительной перспективы их развития. Потенциал Конституции раскрывается по мере создания необходимых социально-экономических, политических, культурных и иных условий, что и делается в стране.

И, как отметил глава государства в своем выступлении на международной конференции, посвященной 15-летию Конституции в августе прошлого года, нашей Конституции еще далеко до вековых юбилеев, как старейшим Конституциям мира, но по масштабу выполненных задач наш Основной Закон вполне соотносим с ними. Конституция стала прочной основой роста демократического потенциала общества. Все достижения нашей Родины – это конкретный результат действия Конституции и принятого на ее базе законодательства.

Что касается Конституции, то она, на мой взгляд, сегодня не требует изменений. А необходимость совершенствования текущего законодательства очевидна и вытекает из тех задач, которые были поставлены Президентом  нашей страны.

Торгын НУРСЕИТОВА

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 54
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.107 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>