Важность VII МКФ «Евразия» заключена в том, что конкурсная и внеконкурсная программы кинофестиваля представляют не просто новое кино, а формируют новую стратегию развития кинематографа. И эта стратегия объединения Запада и Востока интересна своими оригинальными авторскими позициями от национальных кинематографий. Особенно это заметно в фильмах, отобранных на Международный конкурс фестиваля, подробнее о котором рассказала председатель отборочной комиссии Инна Смаилова. В этом году на «Евразии» зрители увидят настоящую борьбу за призы новых и непохожих друг на друга кинокартин из Европы, Азии, стран СНГ, Центральной Азии и, конечно же, фильмов из Казахстана. Это те картины, которые определяют важность взгляда каждого режиссера, его позиции, его кинопутешествия по потерянному или обретенному новому личностному пространству и времени, попытки перерождения и обретения новых смыслов жизни. |
Таков фильм «Вулкан» режиссера из Исландии Рунара Рунарссона. По сути, это открытие нового имени в европейском кино, потому что режиссер, опираясь на, казалось бы, отыгранный уже в кино сюжет о том, как проживший жизнь для себя старик понимает, что жизнь и место, где он живет, шире его самого. Благодаря чуть ли не замороженному внешнему (действительность) и внутреннему (герой) холоду изображения фильм заставляет молча и не спеша проникнуть даже не вглубь самого героя, а в сознание современника. Тем самым ему дается шанс отремонтировать свой баркас и начать жизнь заново.
Открытые двери становятся метафорой в иранском фильме «Пожалуйста, не беспокоить» режиссера Мохсен Абдолвахаба. Режиссер в трех новеллах легко и весело подсмеивается над непоколебимыми восточными устоями жизни, где жена везет упирающегося мужа в полицейский участок, женщина ведет под венец мужчину, а старуха открывает старые замки незадачливому телемонтеру с младенцем, оставленному женой. А вот главный герой в российской картине «Другое небо» (режиссер – Дмитрий Мамулия) оставляет свой дом и вместе с сыном отправляется из Средней Азии в Россию в поисках уехавшей на заработки жены. В фильме Каталин Митулеску «Любовник» (Румыния) западный взгляд на социальную действительность показан чуть ли не через азиатскую форму изображения – горизонтальные планы, паузы, пустующие пространства. Отчего «конечная остановка» по-румынски буквально душит неустроенностью жизни Восточной Европы в финале.
Жизнь, как сонм тайн и сказаний представлена в филлипинской картине «Бусонг». Режиссер Ауреус Солито соединяет души человека и окружающего мира, словно говоря об их нерушимой гармонии, где красота природы, сливаясь с женским началом, дышит в каждом кадре древними и настоящими сказаниями о природе добра и любви. Казалось, по-соседству с ней стоит кыргызская картина «Признание в любви как ритуал». Но насколько эта позиция выражена по-своему! Три режиссера, три истории, три драмы, где герои не открывают двери, а, наоборот, с вызовом чертят линию собственной территории мелком от тараканов. Другой герой и другая позиция – в картине нашего соотечественника Наримана Туребаева «Солнечные дни». Его герой больше отстаивает свою позицию одиночества и бездействия в бесполезном существовании окружающего мира (участвовал на МКФ Локарно в Швейцарии).
А Зульфикара Мусаков в фильме «Свинец» (Узбекистан) сталкивает прошлое и настоящее. Герой заново переживает и переосмысливает свой выбор, сделанный в сталинскую эпоху. Переосмысливает свою жизнь с точки зрения прошлого и настоящего герой фильма известного английского режиссера Сэма Гарбарски «Далеко по-соседству» (Франция). На могиле своей мамы он теряет сознание и возвращается в свое прошлое мальчиком-подростком, но с сознанием прожитых лет заново пытается понять поступки дорогих для него людей.
Близко к этой картине стоит и казахский фильм «Риэлтор» (он участвует в конкурсе российского кинофестиваля «Киношок» нашего молодого режиссера Адильхана Ержанова, у которого свой оригинальный взгляд на героя и историю). Отправной точкой от древних могильников становится путь к осмыслению своего пространства для главного героя-должника и бездельника Дарика. Из черно-белого мира настоящего он попадает в жгучее, слепящее солнцем прошлое еще дальше, чем герой «Далеко по соседству».
Жить ради кого-то – смысловая нить, проходящая в фильме «Бедуин» нового реформатора киноязыка в российском кино Игоря Волошина. Этот режиссер – мастер удивительных переходов. И в этот раз он чуть ли не методично добивает сначала долгим топтанием на социальной «чернухе», убивая героиню, приехавшую в столицу в поисках денег на операцию для смертельно больной дочери. Камера не отпускает главную героиню, она чуть ли не преследует ее, проходя с ней круг за кругом ее неудач, чтобы в финале вдруг открыть какие-то новые горизонты. Камера поворачивает картинку на 180 градусов, Запад становится Востоком, и героиня обретает новый смысл жизни.
Вера Ляховская
Сайт газеты «Известия-Казахстан»
Время загрузки страницы 0.488 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |