В настоящее время наиболее значимыми международными сравнительными исследованиями являются PISA, TIMSS, PIRLS. Участие в подобных исследованиях позволяет проанализировать успех стран-лидеров и внедрить положительный опыт в отечественную систему среднего образования.Поэтому очень важно понять, что объединяет лучшие школьные системы образования, какие механизмы в них используются для постоянного улучшения результатов учащихся. Здесь большую роль играет международный мониторинг и международная оценка эффективности образовательных реформ. |
«Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации. Мы должны добиться предоставления качественных услуг по всей стране на уровне мировых стандартов», – неоднократно подчеркивал глава государства Нурсултан Назарбаев в посланиях народу Казахстана.
Важное значение для Казахстана имеет анализ опыта функционирования систем школьного образования тех стран, которые показывают высокие достижения учащихся в разных сферах знаний и эффективность национальной системы образования.
Мировая табель об образовательных рангах складывается по результатам международных сравнительных исследований. В настоящее время таких исследований множество, но наиболее значимыми являются PISA, TIMSS, PIRLS.
Казахстан в 2007 году впервые принимал участие в исследовании TIMSS в числе 59 стран. Тогда наши школьники, обучающиеся в 4 классе, по математике заняли 5-е место, по естественно-научному образованию – 11-е место, по общим результатам – 7-е место. В 2009 году Казахстан принимал участие в PISA. И тогда наши школьники – уже десятиклассники – среди своих сверстников из 65 стран мира по математике заняли 53-е место, по естествознанию – 58-е, а по чтению – 59-е место.
Международное исследование TIMSS ставит своей целью сравнительную оценку качества математического и естественно-научного образования в начальной и основной школе. Исследование позволяет отслеживать тенденции в образовании участвующих стран каждые 4 года, когда учащиеся 4-го класса становятся учащимися 8-го класса.
Исследование PISA проводится по математике, естествознанию, чтению, решению проблем и оценивает способность учащихся применять полученные в школе знания, умения и навыки в жизни. Ключевой вопрос исследования: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе? Важны следующие показатели: во-первых, способность человека определять и понимать роль математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворить в настоящем и будущем потребности, присущие мыслящему гражданину; во-вторых, способность использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека; в-третьих, способность осмыслить письменные тексты, использовать их содержание для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества (оценивается в первую очередь понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей); в-четвертых, способность использовать знания и умения для решения реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.
В исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS оцениваются в основном два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации.
Нами были изучены результаты PISA-2003, PISA-2006, PISA-2009. В каждом исследовании приняли участие 34, 57 и 65 стран соответственно. В 2003 году результаты «выше среднего» во всех трех видах испытаний показали всего 9 стран: Финляндия, Гонконг, Корея, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Лихтенштейн, Япония. В 2006 году к этому списку стран присоединились еще Китайский Тайбэй, Эстония и Швейцария.
По оценке PISA-2009 результаты «выше среднего» во всех трех испытаниях показали всего 14 стран: Шанхай, Финляндия, Гонконг, Сингапур, Корея, Япония, Канада, Новая Зеландия, Нидерланды, Австралия, Швейцария, Эстония, Лихтенштейн, Бельгия.
Нами также проанализированы результаты исследований TIMSS за 1995, 1999, 2003 и 2007 годы. В целом результаты убедительно показывают, что лидируют учащиеся фактически одних и тех же стран: Сингапур, Гонконг, Япония, Республика Корея, Китайский Тайбэй.
В 2001 году проект PIRLS осуществлялся в 35 странах мира. Самые высокие результаты по чтению продемонстрировали школьники Швеции. Страны, результаты которых выше среднего: Швеция, Нидерланды, Англия, Болгария, Латвия, Канада, Литва, Венгрия, США, Италия, Германия. Средний результат показали: Чешская Республика, Новая Зеландия, Шотландия, Сингапур, Гонконг, Франция, Греция, Словацкая Республика. В PIRLS-2006 четвероклассники из России, Гонконга и Сингапура показали самые высокие результаты в чтении и понимании текста.
В целом странами-призерами, учащиеся которых стабильно показывают самые высокие образовательные достижения и демонстрируют эффективность системы школьного образования, являются Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Южная Корея, Япония, Тайвань, Канада, Новая Зеландия, Китайский Тайбэй и Шанхай (Китай).
Проведенный анализ системы школьного образования этих стран позволил нам выявить основные причины, обеспечивающие успех. Во-первых, политика государств азиатского региона направлена на сохранение национальных приоритетов, традиционной культуры, ценностей и ориентиров Востока. При этом образование ориентировано на глобальные тенденции, такие как демократизация, гуманизация, переход на личностно-ориентированную парадигму с доминирующим компетентностным подходом и др. Во-вторых, образованию отдается постоянный приоритет в государственной политике, поскольку просвещенность нации является залогом динамичного развития общества. В-третьих, огромную роль в построении эффективной системы образования играет воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности. В-четвертых, успешность системы школьного образования обеспечена высоким социальным статусом учителя и жесткими требованиями к профессиональной деятельности педагога. В частности, разработаны строгая система отбора абитуриентов в педагогические вузы и отбора кандидатов на должность учителя при найме на работу, эффективные и разнообразные системы повышения квалификации учителей, оценка и повышение качества педагогической деятельности, система государственной поддержки и стимулирования труда учителей.
«Учитель – национальное достояние», «Отступи на три шага, но на тень учителя не наступай», – гласит народная мудрость восточных стран. И она воплощена в жизнь. В Японии, например, почетнее носить звание «сэнсэй», чем профессор. Он должен хорошо знать свой предмет, быть хорошим методистом и психологом, должен уметь играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, хорошо танцевать, владеть искусством физкультуры и, главное, должен быть для детей примером для подражания. Только такой учитель может быть прекрасным воспитателем и дать детям хорошее знание. В Южной Корее в педвузы принимают самых подготовленных абитуриентов из числа 5 процентов, а в Финляндии – из числа 10 процентов.
Особое внимание уделяется качеству воспитания и обучения в начальной школе, так как она определяет будущие образовательные достижения школьников. В школе учат детей ухаживать за пожилыми людьми, беречь окружающую среду, убирать мусор, готовить национальные блюда и т.д.
В целом первостепенным значением успешности образовательных достижений школьников является кадровая политика государства в сфере образования, высокое материально-техническое обеспечение системы школьного образования.
Важной задачей образовательной политики является также достижение того, чтобы у детей было крепкое психологическое и физическое здоровье. Принимаются серьезные меры по уменьшению видеонасилия, ежедневному занятию физкультурой, развитию массового спорта. В этом плане ни один ребенок не остается вне поля зрения общества и государства.
В азиатских странах понятия философии образования, воспитания, формирования человека самым тесным образом связаны между собой. Традиционно цель обучения в школе больше воспитательная, чем образовательная. Такова суть образовательной политики этих стран, которая обеспечивает повышение качества человеческих ресурсов, экономический подъем, мобилизацию всех сил в сложнейших ситуациях, единство народа и стабильность. Над реализацией образовательной политики работают все ветви государственной и местной власти, все министерства и ведомства, общественные и молодежные организации. Это основа процветания страны.
При желании многое из этого можно реализовать и в нашей стране. Разве уважение старших, почитание учителя не были в традиции казахского народа? Разве мудрые аксакалы не воспитывали детей односельчан? Эти народные традиции еще не забыты, и в душе каждый хочет, чтобы они возродились.
Не секрет, что в настоящее время в нашей стране процветает коррупция. На наш взгляд, это зло будет искоренено только в том случае, если мы сможем воспитать детей с чувством справедливости, любящих свой народ, свою страну, желающих развивать национальную культуру и традиции с верой в будущее своего народа.
Выступая на заседании правительства, министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов на основе анализа зарубежного опыта сказал о необходимости повышения квалификации педагогов и повышении их статуса. Правительством страны приняты дополнительные меры, направленные на повышение заработной платы учителей и их квалификации.
Мы думаем, что правительство Казахстана, учитывая то, что в ХХІ веке именно качество образования определяет уровень развития общества, повышает стратегический потенциал государства за счет создания оптимальных условий обучения и воспитания подрастающего поколения, примет комплексные меры в этом направлении. Мы надеемся, что правительство рассмотрит вопрос о совершенствовании государственной политики в области образования, направленной в первую очередь на воспитание детей. Учитывая особую актуальность и сложность ее разработки и реализации, было бы желательным создание при правительстве постоянно действующего органа по обсуждению проблем воспитания и образования подрастающего поколения.
Аскарбек КУСАИНОВ,президент Академии педагогических наук Казахстан, лауреат Государственной премии РК
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.241 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |