Доклад К. Келимбетова на Заседании Правительства Республики Казахстан 23 августа 2011 года по вопросу вывода на рынок ценных бумаг компаний группы АО «Самұрық-Қазына» Публикуется текст доклада Министра экономического развития и торговли Келимбетова К.Н. по вопросу вывода на рынок ценных бумаг компаний группы АО «Самрук-Қазына» на Заседании Правительства Республики Казахстан 23 августа 2011 года. |
Уважаемый Карим Кажимканович!
Уважаемые коллеги!
Цели и задачи
Представленный проект Программы предполагает ее реализацию на принципах прозрачности, справедливости и равной доступности для всех казахстанцев.
В соответствии с поручениями Главы государства, данных в феврале текущего года, на 13-м съезде партии Нур-Отан, были определены следующие ключевые цели Программы:
- Предоставление возможности населению Казахстана владеть акциями крупнейших компаний для инвестирования своих долгосрочных сбережений;
- Обеспечение условий для развития рынка ценных бумаг в Казахстане.
Для реализации поставленных целей, Правительству совместно с заинтересованными государственными органами и Фондом необходимо провести комплекс мероприятий, представленный на выполнение следующих задач:
- Информирование населения о целях Программы и потенциальной выгоды от участия в «Народном IPO», с обязательной образовательной частью, направленной на повышение знаний о рынке ценных бумаг, а также рисков связанных с инвестированием;
- Улучшение управления компаниями Фонда, путем совершенствования корпоративного управления и создания эффективной системы мотивации;
- Создание благоприятных условий для инвестирования на рынке ценных бумаг, в т.ч. за счет инфраструктурных изменений и облегчения доступа на рынок ценных бумаг для населения;
- Реформирование законодательства РК, регулирующего вопросы размещения акций дочерних компаний Фонда.
20 июля 2011 года на заседании Совета директоров Фонда «Самрук-Қазына» МЭРТ совместно с Фондом поручено внести проект Программы на рассмотрение Правительства Республики Казахстан.
В период с 20 июля 2011 года по 22 августа 2011 года проект Программы «Народное IPO» проходил согласование с 14 заинтересованными государственными органами и организациями, предварительно согласованная версия которого вносится на Ваше рассмотрение.
Обзор розничного спроса
В настоящее время лишь небольшая часть населения инвестирует в ценные бумаги на фондовом рынке - порядка 10 тысяч физических лиц, при этом, значительная часть населения имеет доступ к ценным бумагам опосредованно через накопления в пенсионных фондах.
На основе результатов исследований и опроса населения, проведенных в первом полугодии 2011 года, текущий спрос со стороны населения оценивается в 100 – 200 млн. долларов США, при этом, потенциальный спрос может значительно возрасти в результате повышения информированности населения о потенциальных кандидатах и о возможностях инвестирования.
В свою очередь, спрос со стороны пенсионных фондов оценивается в 200-300 млн. долларов США для ближайших первичных размещений.
Основные риски
1. Риски значительного снижения цен акций. Во избежание чрезмерной волатильности или снижения цен на акции, для участия в Программе будут отбираться наиболее стабильные компании, не имеющие значительной зависимости от конъюнктуры мировых цен на сырье. Кроме того, вовлечение пенсионных фондов как профессиональных и долгосрочных инвесторов будут способствовать нивелированию резких скачков цен на акций.
2. Риск концентрации размещения акций среди ограниченного круга инвесторов. Во избежание концентрации акций в руках ограниченной группы лиц Программа предполагает введение ограничения на максимальное количество приобретаемых акций в «одни руки», а также использовать сеть филиалов АО «Казпочта» для максимального охвата населения.
3. Неразвитая инфраструктура фондового рынка Казахстана. Основными участниками рынка ценных бумаг, инфраструктура которых должна быть приведена в полную готовность к первому IPO, являются АО «Казахстанская фондовая биржа», брокерские компании, трансфер-агенты, АО «Центральный депозитарий ценных бумаг» и регистраторы. Обеспечение охвата потенциальных розничных инвесторов всех регионов страны, а также приведение инфраструктуры КФБ и других участников рынка являются критичными задачами в ходе реализации Программы, решение которых должно завершиться к моменту проведения первого IPO в рамках Программы – 1-2 кварталу 2012 года.
Вывод акций компаний на рынок ценных бумаг
С учетом описанных критериев Компаниям-кандидатам присваиваются баллы по степени соответствия критериям «IPO готовности» и располагают в группы согласно их уровню готовности, результаты представлены в таблице на слайде.
Так по компаниям наиболее готовым к IPO, необходимо отметить следующее:
- АО «Казтрансойл», крупнейший оператор нефтепроводов в Казахстане, на долю которого приходится транспортировка около 60% от годового объема добычи нефти в стране. АО «Казтрансойл» имеет стабильный бизнес, обладающий потенциалом улучшения финансовых показателей
- АО «КЕГОК» предоставляет основные услуги в управлении электрическими сетями, прозрачный и понятный бизнес, который имеет ряд преимуществ в связи с ростом внутренней экономики Казахстана.
Кроме того, потребность в капиталовложениях является основанием для первичного выпуска акций. И рассматривается кандидатура компании АО «Эйр-Астана», но вместе с тем, будет обеспечено сохранение контроля над компанией со стороны государства.
Список Компаний-кандидатов по итогам заключительного этапа отбора, представляет собой группы (эшелоны) компаний, объединенные в относительно однородные группы компаний по степени готовности к выходу на IPO, представленные на слайде 7, при этом:
- I эшелон выводится во 2-3 кварталах 2012 года (компании «Казтрансойл» и «КЕГОК»);
- II эшелон - в 2013 году (компании «КазТрансГаз», «Самрук-Энерго»);
- III эшелон в - 2014 - 2015 годы (КТЖ, КазТемирТранс).
После 2015 года могут быть рассмотрены кандидатуры компании КазМунайГаз и КазАтомпрома.
Подготовка компаний-кандидатов к IPO
Процесс состоит из следующих трех основных блоков мероприятий:
1. Предварительная подготовка. Процедура формирования объективного представления требует проведения ряда мероприятий таких как:
- подготовка и аудит финансовой отчетности (включая анализ управленческой отчетности и формализация процесса планирования);
- диагностика и совершенствование систем корпоративного управления и управления рисками;
- диагностика системы внутреннего контроля и аудита и т.д.
Одновременно Компаниям-кандидатам необходимо инициировать процедуры по разработке будущего предложения акций на фондовом рынке. Для этих целей Компании-кандидаты должны привлечь независимых консультантов, которые помогут определить структуру предложения.
2. Подготовка к размещению акций. Значительный объем работ будет проведен при подготовке к листингу на фондовой бирже. К моменту размещения Компаниям-кандидатам трех эшелонов необходимо завершить следующие мероприятия:
- проведение комплексной проверки («due diligence»);
- конечное определение андеррайтинга и стоимости услуг;
- юридическое сопровождение (подготовка проспекта эмиссии и других сопутствующих юридических документов);
- проведение оценки бизнеса;
- разработка маркетинговой стратегии.
3. Проведение размещения акций. Значительный объем подготовительных работ до момента размещения будет уделен взаимодействию с потенциальными инвесторами. Этап проведения размещения акций на фондовом рынке требует выполнения ряда следующих мероприятий со стороны Компаний-кандидатов трех эшелонов:
- обучение инвесторов (подготовка информационного меморандума, подготовка инвестиционного меморандума, PR–сопровождение и т.д.);
- сбор заявок (публикация предварительного проспекта, проведение выездных презентаций руководства «roadshow», анализ спроса, установление цен и распределение);
- мероприятия на вторичном рынке после проведения размещения (поддержание акций на организованном рынке).
4. Стимулирование розничного спроса.Предполагается, что основным механизмом вовлечения населения в процесс реализации Программы «Народного IPO» будет создание для розничных инвесторов системы стимулов и поощрений при приобретении и держании акций Компаний-кандидатов. Конкретные механизмы будут предложены в рамках IPO отдельных компаний.
Инфраструктурные преобразования
Для успешной реализации программы «Народное IPO», необходимо обеспечить инфраструктуру рынка ценных бумаг необходимыми ресурсами. Это позволит обеспечить точность и своевременность исполнения клиентских заказов.
В частности, необходимо усовершенствовать инфраструктуру центрального депозитария в части автоматизации деятельности, улучшения надежности программных систем, налаживания взаимодействия между КФБ и центральным депозитарием.
Также необходимо привлечь заинтересованные брокерские компании и трансфер-агентов к совместной реализации программы «Народное IPO», что позволит предоставить льготные тарифы на брокерское обслуживание для участников программы, а также предоставить возможность жителям в регионах приобрести акции компаний-кандидатов.
Планируется, что Фонд «Самрук-Казына» обеспечит возмещение расходов брокеров по обслуживанию физических лиц, для обеспечения льготных или бесплатных услуг по открытию счета и проведению транзакции в момент размещения. Это соответствует мировой практике такого рода IPO.
Правовые и регуляторные реформы
Крайне важным аспектом является преодоление правовых барьеров, препятствующих IPO Компаний-кандидатов. В частности необходимо внести изменения в некоторые НПА (Нормативно-правовые акты):
- в отраслевое законодательство (Законы «О недрах и недропользовании», «О железнодорожном транспорте», «Об электроэнергетике», «О транспорте»), предусматривающие наличие у национального управляющего холдинга контрольного пакета акций Компаний-кандидатов;
- в законодательство о стратегических объектах (Закон «О государственном имуществе») в части размещения и последующего обращения акций компаний, акции которых считаются стратегическими объектами или в собственности которых находятся стратегические объекты;
- в Закон «О Фонде национального благосостояния» в целях одобрения (согласования) Советом директоров Фонда первичных публичных размещений акций Компаний-кандидатов.
Наряду с устранением правовых барьеров, для стимулирования участия граждан страны в Программе сформирован пакет предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты и правила КФБ, регулирующие:
- административные правонарушения (в части детализации состава правонарушения, предусматривающего ответственность инсайдеров);
- рынок ценных бумаг (в части улучшения способа и порядка раскрытия информации; создания условий для повышения транспарентности; регулирования использования инсайдерской информации; установления требований к рекламе выпуска эмиссионных ценных бумаг);
- вопросы создания и деятельности акционерных обществ (в части определения случаев отказа от прав преимущественной покупки ценных бумаг; введения системы опционов).
Для достижения этих целей Министерством экономического развития совместно с Фондом разработан проект Закона и создана рабочая группа, которая должна до 23 сентября выработать предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство в целях реализации Программы «Народное IPO».
Карим Кажимканович, в связи с высокой приоритетностью задач, поставленных в рамках Программы считаем необходимым подготовить проект обращения к Главе государства по объявлению проекта Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам развития фондового рынка срочным.
Информационно-образовательная кампания
Программа предполагает охватить максимальное количество населения для информирования и повышения знаний о механизмах деятельности фондового рынка, рисках, связанных с инвестированием в акции, стратегиях инвестирования и т.д.
Соответственно, первоочередной задачей Программы «Народное IPO» является проведение образовательной кампании, которая будет способствовать повышению культуры инвестирования в ценные бумаги на фондовом рынке со стороны населения.
Реализация кампании начнется с начала 4 квартала 2011 года и продолжится до завершения срока действия Программы.
В свою очередь, при выходе дочерних компаний Фонда на фондовый рынок, необходимо проведение информационной кампании, основными задачами которой являются предоставление информации непосредственно о Программе «Народное IPO».
Кроме того, для продвижения акций отдельных компаний Фонда будет проводиться маркетинговая кампания по продвижению акций этих эмитентов.
Уважаемый Карим Кажимканович!
Как Вы знаете, данная программа была подробно обсуждена 20 июля этого года на совете директоров Фонда под вашим председательством. За время прошедшее с заседания МЭРТ, государственными органами и Фондом была проделана значительная работа по доработке и улучшению программы. Вместе с тем, для принятия программы и скорейшего старта ее реализации прошу поручить:
1. Одобрить проект программы «Народного IPO»;
2. Закрепить информационно-образовательную кампанию за Министерством экономического развития и торговли (соисполнители -МСИ, МФ, НБ, МОН), а маркетинговую кампанию самих компании-кандидатов - за Фондом «Самрук-Казына»;
3. МЭРТ и Фонду в трехдневный срок доработать проект Программы;
4. Заинтересованным государственным органам:
a. в недельный срок в рабочем порядке согласовать проект постановления Правительства РК об утверждении Программы «Народное IPO»;
b. до 1 октября т.г. согласовать проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам развития фондового рынка;
5. Министерству экономического развития и торговли:
- после согласования с заинтересованными госорганами в 10-дневный срок внести проект постановления Правительства об утверждении Программы «Народное IPO» в Правительство;
- совместно с Фондом в недельный срок определить объем необходимых средств для обеспечения информационно-образовательной компании Программы и в установленном порядке подать заявку в Министерство финансов;
- в 3-дневный срок подготовить и внести в КПМ проект обращения к Главе государства по объявлению проекта Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам развития фондового рынка срочным;
6. Министерству финансов до 6 сентября т.г. вынести на рассмотрение РБК вопрос финансирования по обеспечению информационно-образовательной компании Программы.
Сайт Премьер-министра К. Масимова
Время загрузки страницы 0.547 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |