Именно такая неприглядная картина открывается взору в старой части села Акку Лебяжинского района Павлодарской области. Сверху, когда стоишь на краю обрыва, перед тобой великолепная панорама: песчаный пляж и искрящаяся на солнце прозрачная вода Иртыша. Но стоит спуститься вниз, на берег, очарование природы исчезнет. Все внимание под ноги – не наступить бы ненароком на человеческую кость. |
– Вот тазобедренная кость, – комментирует находки медик и очевидец Дарья Ятченко. – А если пройти дальше, там и целые черепа можно увидеть. Очень часто встречаются маленькие косточки, видимо, на этом кладбище очень много детских захоронений.
Кстати, Дарья не только подробно рассказала, как найти «мертвую зону», но и сама согласилась приехать из Павлодара с маленьким ребенком, чтобы лично показать то, что задело ее до глубины души.
– Со временем берег Иртыша осыпается все больше, – рассказывает она, – а вместе с ним появляются и гробы. Три недели назад весь берег был усыпан человеческими останками. То, что вы сегодня видите, лишь их часть. Наверное, водой смыло в Иртыш. На памяти Дарьи здесь уже был Иртыш.
– Я помню, когда училась в школе, – рассказывает она, – нам запрещали здесь купаться, так как это было опасно. Старшие рассказывали, что когда-то здесь была деревня: дворы, огороды. Но потом русло реки изменилось и старую часть села смыло водой. Но остались колодцы. Вот они-то и представляют главную угрозу для купающихся.
Воспоминания старожилов более информативны:
– Сегодня старая часть райцентра заканчивается улицей Ленина, – рассказывает 75-летний Геннадий Викторович Серебренников. – А в пору моей молодости за ней шла еще одна улица – Береговая, заканчивающаяся спуском. Дальше были огороды и только потом Иртыш. Я очень хорошо помню, что там находилась школа, какие-то административные здания. А затем стала подступать вода. Люди переносили свои дома в глубь села. Было это в 1947 году.
Между тем во время исследования берега, вернее, содержимого обрыва мы с фотографом обратили внимание на одну деталь: все гробы представляют собой цельные куски дерева. По всей видимости, в них выстругивали ниши, куда и клали тела людей. Подобный способ захоронения с высокой степенью вероятности свидетельствует о том, что кладбище, которое сегодня разрушается, когда-то было церковным. Но никто из старожилов (а мы встретились с несколькими людьми) так и не смог вспомнить церковь. Только здание, по виду напоминавшее церковь, в котором располагались то ли народный отдел образования, то ли председатель колхоза. А о кладбище вообще ноль информации. Как будто о нем никогда и не знали. Ведь получается, что школа и дома людей как раз и стояли на месте старого кладбища.
– Хотя, – выдвигает одну из гипотез старший брат Геннадия Викторовича 77-летний Владимир Серебренников. – В 1920 году во время белоказачьего мятежа были расстреляны члены экипажа «Витязь». Людей похоронили недалеко от берега Иртыша. Возможно, это было связано с пароходом. А возможно, кто-то знал о старом кладбище (несколько десятилетий спустя останки жертв борьбы за установление советской власти были перезахоронены. Об этом свидетельствует братская могила на действующем кладбище в центре села. – Прим. авт.).
К слову, одно из самых старых захоронений на ныне действующем кладбище датировано 1912 годом. Значит, до этого времени людей хоронили на церковном кладбище.
Упоминание о церкви в поселке Лебяжинском есть в сборнике документов и материалов архимандрита Иосифа «К истории Русской Православной Церкви в Павлодарском Прииртышье XVIII – начала XX века». Согласно протоколу заседания Омской духовной консистории от 29 июля 1908 года, молитвенный дом в виде церкви в Лебяжинском поселке был построен на средства дочери хорунжего Надежды Шишкиной и освящен в честь Святой Троицы.
А вот что нашла в архивах области по поводу лебяжинской церкви историк-архивист Вера Болтина: «Согласно страховой оценке, проведенной 11 июня 1910 года комиссией … церковь во имя Святой Троицы деревянная, крытая железом на кирпичном цоколе, обита снаружи тесом, а внутри оштукатурена...». А то, что при любой церкви в те времена в обязательном порядке находилось кладбище, не подлежит никакому сомнению. В 1913 году в поселке Лебяжинском имелось 98 дворов, где проживали 376 душ мужского пола и 354 души женского. Даже по самым скромным подсчетам, если взять короткий промежуток времени с 1908 года, когда была построена церковь, по 1912-й, когда появилось первое захоронение на ныне действующем кладбище, мы уже имеем несколько десятков могил. Часть из них разрушена временем и рекой.
– Но часть останков еще можно перезахоронить, – говорит Дарья Ятченко, – умершим нужен покой.
Виолетта ШВАРЦ, фото Владимира БУГАЕВА, Павлодар
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 1.009 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |