Информационные агентства сообщили не самую радостную новость – уже с 1 сентября бензин в Казахстане вновь подорожает. Самая популярная марка – Аи-92 – будет стоить порядка 120 тенге за литр. Объективно говоря, все к этому и шло. Если следить за тем, что происходит во всем мире, становится понятно, что нефтепродукты будут дорожать. Вы сами видите, что творится в арабском мире. Идет явная тенденция подрыва стабильности в нефтяных странах. И это не только удар по правящим режимам, это еще и удар по деловой репутации. У меня ощущение, что это как-то связано с желанием США вновь «раздуть пузырь». Что-то подобное мы наблюдали несколько лет назад, и тогда это привело к общему кризису. Тем более что и предпосылки тогда были похожими – непонятная ситуация в Европе, как и сейчас. Рецессия маячит. А причины, вызвавшие кризис трехлетней давности, до сих пор не преодолены. И в первую очередь это касается тех, кто его организовал. По большому счету, была лишь внешняя реконструкция ситуации – всех поспешили заверить, что проблем нет, выводы сделаны, меры приняты. Барак Обама может сколько угодно говорить, что они там придумали новую программу развития, договорились с республиканцами и так далее. На самом деле «раздувание пузыря» продолжается. И это никак не связано с персоной президента США. Это системный кризис современной экономики. Я бы не стал называть ее рыночной или плановой – глупо приклеивать подобные ярлыки. Есть просто экономика, и в своем нынешнем виде она работает неэффективно. Если быть точнее, ее регуляторы неэффективны. Карл Маркс в свое время заметил, что если экономика использует в качестве регулятора лишь рынок, она беременна кризисом. Великий русский экономист Николай Кондратьев даже разработал алгоритм наступления кризиса и легко предсказал события 1929 года. И сейчас у многих экспертов есть ощущение, что ситуация повторяется. И подорожание продуктов питания, нефтепродуктов, других товаров с неэластичным спросом – как раз предвестник наступления трудных времен. |
Кстати, вполне вероятно, что повышение цен на бензин в Казахстане может стать одним из регуляторов курса тенге. Объясню, почему. Автопарк в стране заметно вырос за последний год, объемы потребления растут. Чем выше цена, тем больше казахстанских тенге будет уходить государству – соответственно, денежная масса начнет сокращаться. Благодаря этому можно будет снижать стоимость внутренней валюты. Сегодня ситуация такова, что курс доллара постоянно плавает. Держать его на одном уровне или разрешить тенге укрепляться для нашей экономики невыгодно. Поэтому я предполагаю, что повышение цен на бензин может быть как-то с этим связано.
Знаете, я часто слышу разговоры, что в нашей богатой нефтью стране бензин должен стоить гораздо дешевле, чем за рубежом. Ну, скажем, литр Аи-92 в России пусть стоит один доллар, а у нас – 20 центов. Но это абсолютно невозможно. Во-первых, придется поломать существующую систему, а во-вторых, сами казахстанцы будут против. У нас тут же появятся тысячи спекулянтов, которые начнут скупать бензин бензовозами, цистернами, целыми составами. Для чего? Правильно – чтобы перегнать его в страны Единого экономического пространства и продать в пять раз дороже. В результате в стране возникнет дичайший дефицит. Заправить автомобиль можно будет только на черном рынке. А какая там будет цена? Правильно – значительно больше одного доллара за литр. Так что подобные «льготы» никому не нужны.
Валентин МАКАЛКИН, экономист
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.271 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |