Первый, и основной, внешний – низкие цены энергоресурсов на мировых рынках. Со второй половины прошлого года стоимость марки Brent упала почти на 60%. Остальные посылы – внутренние. Один из главных вопросов – экспортные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты. Напомним, в 2013 году ЭТП на нефть была повышена с $40 до $60 за тонну. Однако тогда Brent торговался за $109 за баррель, теперь не превышает отметку в $50. «ЭТП на нефть вообще очень странный налог, потому что по своей сути он дублирует рентный налог на экспорт», – говорит директор BRB Invest Галим Хусаинов. – Но если сумма рентного налога зависит от цен на нефть, то ЭТП нет – чем ниже цена «черного золота», тем выше доля ЭТП в цене реализации». Эксперт подсчитал: «При экспортной пошлине в $60 за тонну, в среднем на один баррель приходится $8,6, что соответствует 17,1% цены реализации при стоимости нефти $50 за баррель. Добавляем сюда 11% рентного налога на экспорт и примерно 12% НДПИ и получаем, что налоговая нагрузка до КПН составляет 40,1% от цены». Естественно, это очень много при текущих ценах на энергоресурсы, подчеркивает Хусаинов, добавляя, что «изменение пошлины не происходит из-за дефицита бюджета и в этом смысле сложившаяся ситуация для недропользователей достаточно сложная». По его мнению, сейчас напрашивается полная реформа системы налогообложения недропользователей, которая бы соответствовала принципам справедливости. «В период благоприятных цен на нефть фискальная политика должна изымать сверхдоходы от недр, которые принадлежат государству, но во времена низких цен налоговая политика должна стимулировать производство, чего у нас не происходит», – резюмировал он. Не добавляет причин для радости недропользователям и удорожание услуг нефтеперерабатывающих заводов. По данным комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК, с октября 2015 года переработка нефти на Атырауском НПЗ стоит 20 501 тенге за тонну (увеличение на 203%), на Павлодарском НХЗ – 14 895,2 тенге за тонну (плюс 72%). В скором времени планируется повышение акциза на бензин и дизтопливо, как на продукты переработки давальческого сырья. К тому же действующая ставка ЭТП на темные нефтепродукты не позволяет улучшить ситуацию с доходами нефтяников от реализации нефти на переработку. Негативно влияет и действующий на протяжении пяти лет запрет на экспорт светлых нефтепродуктов, в том числе на дизельное топливо, которое неликвидно на протяжении большего времени года. В завершении с 1 октября 2015-го произошло 10%-е повышение тарифов на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам, которое будет продолжаться ежегодно вплоть до 2019-го. В сложившихся реалиях нефтяникам было бы логично и выгодно серьезно снизить добычу. Но в данном случае месторождения стали бы менее эффективными с точки зрения налоговой отдачи для государства. К тому же, сохраняя уровень производства на приемлемом уровне, недропользователи избегают кадровых сокращений. Понятно, что после понижения, например, ЭТП на нефть, сократятся поступления в бюджет. Но ведь и «запас прочности» недропользователей – величина ограниченная. Фото с сайта 1prime.ru |
Время загрузки страницы 0.240 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |