Автор: Влад ОРЛОВ
|
С предложением создать в Казахстане мусульманские силы правопорядка (МСП) выступил председатель СМК Мурат Телибеков. Соответствующее обращение направлено в адрес президента, премьер-министра и министра внутренних дел.
«Принимая во внимание террористические акты в Актюбинской области, Астане и Алматы, руководство СМК считает, что распространению исламского экстремизма должны противостоять прежде всего представители мусульманской общественности. Создание подобных военизированных подразделений под эгидой государства поможет не только оздоровить криминогенную ситуацию в республике, но и эффективно противостоять коррупции в правоохранительных органах. Помимо борьбы с религиозным экстремизмом основная задача МСП будет заключаться в противостоянии организованной преступности», — говорится в обращении.
Провокация или горе от ума?
Такова была первая реакция на эту новость представителей гражданского общества. Правозащитник Даулет Жумабеков и юрист, старший преподаватель Северо-Казахстанского госуниверситета Павел Афанасьев практически одновременно напомнили Мурату Айтжановичу, что формирование военизированных формирований — исключительная прерогатива государства, а не общественного объединения, будь оно религиозным, этнокультурным или политически ориентированным.
Комментируя свою позицию нашему изданию, г-н Афанасьев отметил, что на заре независимости мы уже сталкивались с желанием казачества «встать под ружье», и это тогда вызвало неоднозначную реакцию в обществе:
- Сейчас СМК наступает на те же грабли. И говорят об этом так, будто Казахстан — религиозное государство и шариат является основным законом. Мы же государство светское, и церковь у нас отделена от государства. А тут люди либо не читают закон, либо чересчур ученые в области исламской теологии.
Даулет Жумабеков придерживается несколько иной точки зрения: «Мусульманские организации должны противостоять экстремистам, но прежде всего в идеологической сфере, предлагая прихожанам убедительную альтернативу». А инициатива создать «штурмовые бригады», по его мнению, свидетельствует о неадекватности их авторов.
«Рулить» будет государство
Глава СМК Мурат Телибеков, к которому мы обратились за комментариями, пояснил, что его неправильно поняли:
- Несомненно, структура эта должна находиться под эгидой государства. Отдавать на откуп общественным организациям вооруженные формирования — это большой риск. Если бы мы ставили вопрос в такой плоскости, идея была бы обречена на неудачу.
Вызвана она активизацией радикально настроенных мусульман. Причем от разговоров и пропаганды дело переходит в плоскость практических действий. В частности, последние события в Актобе, Алматы, взрывы в Астане - все это, я считаю, свидетельствует о том, что исламский экстремизм начинает активизироваться и власть не находит путей решения этой проблемы. В связи с этим наш союз решил выдвинуть такое предложение в качестве одного из эффективных способов ее решения.
Что же до формирования новой силовой структуры исключительно из мусульман, то г-н Телибеков считает, что именно так можно договариваться с экстремистами:
- Нужно признать, что существующие структуры оказались бессильны перед поднявшими голову террористами. Несмотря на обилие спецорганов, спецназов, проблема эта не решается. Так что с мусульманами должны разбираться мусульмане. И если таковая организация будет создана и служить в ней будут люди, которые искренне приняли ислам, понимающие его постулаты, это будет эффективной альтернативой ныне существующим силовым структурам. И прежде всего это будет оружием против религиозного экстремизма.
Кто они, «воины Аллаха»?
Как следует из дальнейших пояснений г-на Телибекова, он продумал, кто может стать членом нового военного объединения, которое во избежание засилья бюрократии, свойственного существующим силовым ведомствам, будет находиться в прямом подчинении главы государства. В его ряды могут встать даже представители иных религиозных конфессий, бывшие спецназовцы. В качестве примера он приводит историю небезызвестного Рузембая Ишимбетова (главы ОПГ, которого застрелили в Алматы 4 апреля):
- Когда Рузембай был еще студентом, он проявлял желание бороться с коррупцией, просил меня познакомить его с сотрудниками КНБ, хотел с ними сотрудничать, у него были энергия, организаторский талант. Но это все оказалось никому не нужно. И таких людей сегодня очень много. Я считаю, что они с удовольствием пошли бы служить в МСП, будь такая структура создана.
Слово и дело
Говоря о том, что настала пора с оружием в руках противостоять экстремистам, г-н Телибеков не отрицает и необходимости пропаганды контрэкстремистских идей. Просто когда перед вами стоит человек с автоматом в руках, остановить его можно только таким же способом. Он уверен: сегодня слово нужно и важно, но только в комплексе с силой, потому что идеологическую войну исламистам государство проиграло:
- Пять лет назад мы говорили об этом, но никаких сдвигов не произошло, ни на одном из центральных телеканалов мы не увидели даже попытки контрпропаганды.
Исламский же телеканал «Асыл Арна», который возник год назад, Телибеков называет «кустарщиной довольно низкого профессионального уровня». Отсутствие пропаганды приводит его к мысли, что государство каким-то образом заинтересовано в том, чтобы держать «очаг исламского экстремизма» в тлеющем состоянии.
ДНД — не наш метод
Полковник КНБ в отставке Арат Нарманбетов, рассматривая идею МСП в плане борьбы с криминалитетом вообще, советует Мурату Айтжановичу направить общественную силу в русло старой доброй и проверенной годами формы — создания народных дружин, которые в советское время были хорошим подспорьем милиции:
- Если бы речь шла о возрождении народного движения дружинников, я бы слова худого не сказал, только приветствовал бы. И не стоит привязывать этих дружинников к той или иной религиозной конфессии — этим же могут заниматься и христиане, и мусульмане, просто граждане Казахстана.
Но г-н Телибеков эту идею как раз и не приемлет:
- Эта попытка будет решительным образом пресечена, будут инкриминированы какие-нибудь статьи. Мы знаем, что все мусульманские организации находятся под жестким надзором КНБ. Такая самодеятельность не пройдет.
Главу СМК больше воодушевляет официальная структура. Он все-таки надеется, что в Акорде есть здравомыслящие головы, которые прислушаются к его мнению:
- Ведь есть идеи, которые власти заимствуют у нас. Например, на саммите ОИК президент говорил о модернизации ислама. А мы эту идею высказывали года три назад. Тогда имамы духовного управления с насмешкой говорили: «Вам что ислам - станок, агрегат, что вы его собираетесь модернизировать? Что за абсурд вы предлагаете?» А глава государства взял идею на вооружение. Быть может, и нынешняя наша инициатива окажется ко двору.
Есть же положительные примеры подобных организаций — в России на уровне правительства активно поддерживается казачество. Возможно, и там есть свои минусы, но в целом движение играет позитивную роль. И мы не должны бояться идти на подобные эксперименты.
Акцент
Словно услышав слова Мурата Телибекова о том, что идеологическая борьба проиграна, глава Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф предложил эту борьбу усилить. «Мы в Казахстане исходим из того, что необходимо выдвигать альтернативу различным радикальным идеям. Это в какой-то степени превентивный шаг в нашей стране. Истинная религия побуждает верующих к добру, запрещает причинение вреда, формирует активную, непримиримую позицию по отношению к религиозному экстремизму», — развил г-н Шариф свою мысль в интервью газете «Казахстанская правда».
Кcтати
Месяц назад ДНД решили возродить в Таразе. Заниматься этим планирует партия «Нур Отан».
Источник: Деловая газета «Взгляд» №27 (209) от 17 августа 2011 года
Информационно-аналитический сайт «Республика.kz»
Время загрузки страницы 0.958 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |