С каким багажом подошел Казахстан к старту новой пятилетки - Государственной программы индустриально-инновационного развития РК (ГПИИР) на 2015 – 2019 годы? Говоря о все еще проекте программы (запуск запланирован на 2016 год.), следует вспомнить, что же мы имеем в результате предшественницы. Результаты таковы, что Казахстану за 5 лет удалось создать колоссальную базу новых направлений. Так за годы реализации ГПФИИР были достигнуты 14 ключевых изменений в обрабатывающей промышленности в РК за годы реализации ГПФИИР. Начиная с 2011 года, обрабатывающий сектор рос, опережая горнодобывающий. Казахстан является лидером по реальному росту обрабатывающей промышленности среди стран Таможенного Союза. За 5 лет реализации ГПФИИР в обрабатывающий сектор привлечено прямых иностранных инвестиций в 2,9 раз больше, чем за все предыдущие годы независимости. За 5 лет появилось 28 новых секторов обрабатывающей промышленности. В каждом 3 секторе обрабатывающей промышленности имеется производство с участием иностранного инвестора. За 5 лет номенклатура экспортируемых товаров увеличилась на 38 процентов. Также выросла доля отечественного производства во внутреннем потреблении ряда технологически сложных товаров. Производительность труда в обрабатывающей промышленности РК выросла почти в 1,6 раз. Казахстан вошел в топ-50 стран мира по производительности труда в экономике. Энергоемкость экономики Казахстана снизилась на 18,6 процентов. Новые проекты пятилетки стали толчком для реиндустриализации в 7 регионах. За 5 лет развитие СЭЗ переведено из вялотекущего режима в фазу активного заполнения индустриальными проектами. Достигнут исторический максимум по всем основным показателям инновационного развития. И самое важное, что, по мнению международных экспертов, не тех, что рассуждают о глобальном на страницах социальных сетей, а именно признанных мировым сообществом и знающих толк в этих вещах, в Казахстане совершен рывок в развитии инноваций. К слову индустриальное развитие в ряде мировых государств заняло не один десяток лет. Так у Дании и Ирландии на этот процесс ушло по 114 лет, во Франции 104 года, а в Нидерландах 98, есть и те, у которых индустриализация отняла 50 и более лет «жизни». И лишь единицы стран смогли провести этот этап за 20 лет это Тайвань - 20, и Корея – 19 лет. Нам же удалось уже на начальном этапе в 5 лет заложить базу, которая будет последовательно реализовываться на 2 предстоящих этапах. Однако продолжим говорить о первом этапе, на котором реализован ряд важных целей с тем, чтобы остановить деиндустриализацию экономики. За эти годы дан сигнал политической и бизнес элитам, создано законодательство, индустриальная инфраструктура. Также положено начало формированию инвестклимата с предпосылками появления инновационной среды. Вместе с тем апробированы инструменты стимулирования с выявлением потенциальных отраслей-лидеров. Следует отметить, что все это одним махом позволило решить ранее поставленные задачи. Так первая пятилетка дала реальную стабилизацию экономики, осознание необходимости индустриального развития и поиск путей решения задач в этой сфере. В рамках новой пятилетки ведется пересмотр ориентиров в сторону борьбы за результат, поскольку условия диктуют экономические возможности. Конечно, говорить о том, что ранее это борьбой не занимались нельзя, но для результата нужна критическая масса. Как раз первая пятилетка была нацелена на создание этой самой критической массы. Теперь ведется поиск путей. Интересен тот факт, что «Всемирный Банк» по просьбе Казахстанской стороны заказал отчет. Специалисты подготовили и предоставили отечесвенным специалистам фолиант толщиной с том войны и мира. Однако лишь первые 20 страниц касаются индустриализации. Остальные материалы содержат сферы развития человеческого потенциала, финансового сектора, инфраструктуры и так далее. Для того чтобы индустриализация удалась Казахстану рекомендуется выполнить 4 пункта, общеэкономического характера, несвязанных с индустриализацией. Первым делом необходимо создание иснтитута банкротства, для того чтобы из рынка спокойно смогли уйти неэффективные предприятия. Таким путем в свое время двигалась Южная Корея. То есть они не выбирали лидеров, а устраняли слабых. Поэтому в новой пятилетке будет акцент на производительности, как производственная-экспортноориентированность предприятий. Второй пункт заключен в необходимости урбанизации. Но не в том мировом понимании. Казахстану нужны всего два-три мегаполиса с населением более 2 млн. чел. К слову в Австралии половина населения живет в 3 городах, а в 4 городах Канады живет 60 процентов населения. Это важно с точки зрения обрабатывающей промышленности и концентрации спроса. То есть гораздо легче развивать сектора, по такому принципу. У нас же 17 млн. жителей «размазаны» по стране, что порождает вопросы логистики и удорожания продукции. Еще один немаловажный факт кроется в качестве конкуренции, которое в одном месте будет намного выше, чем в разбросанном состоянии. Третий аспект Всемирного банка заключается в необходимости разгосударствление и приватизация. Сегодня 50-60 процентов собственности находятся в государстве, в экономике. По мнению мировых экспертов, такой расклад убивает частную инициативу. Нужно снижать долю государства в экономике. И заключительный пункт констатирует в стране высокий уровень плохих кредитов в банках. Часто получается, что при заходе инвесторов в Казахстан те не могут найти партнеров. То есть отечественный бизнес в этом плане немного отстает. То есть для того чтобы проводить грамотную промышленную политику сегодня нужна нормальная и адекватная экономическая политика, которая должна охватывать четыре направления озвученных Всемирным Банком. Следует отметить, что отечественные мужи, ведут работу, учитывая предложенные рекомендации, не забывая вносить необходимые коррективы в рамках негативных тенденций мировой экономики. Борис Михайлов Фото: bnews.kz |
Время загрузки страницы 0.859 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |