Погромы в благополучном, спокойном Лондоне потрясли общественность не только Великобритании, но и других стран первого, второго и даже третьего мира. Кого-то удивил сам факт такого вот массового хулиганства и вандализма – «вдруг, ни с того ни с сего». Кто-то поразился возрасту участников – «кто их воспитывал, откуда в них это?» А кто-то был потрясён тем, что бунтовщикам не был дан отпор, и в результате погромы охватили не только пол-Лондона, но и большинство других крупных городов Британии, пишет газета «Контур». «Добро должно быть с кулаками». Мне кажется, государство – тоже. Каким бы демократическим оно ни было. |
Это сейчас премьер-министр Кэмерон говорит участникам погромов: «Если вы достаточно взрослые, чтобы совершать преступления, значит, уже достаточно взрослые и для того, чтобы нести наказание». Он грозит ввести войска, если понадобится. Он даже разрешил применять пластиковые пули.
Но всё это – только теперь. Когда уже пять человек погибли. Когда разгромлены сотни магазинов и магазинчиков, кафешек, загублены судьбы десятков тысяч людей – сколько им понадобится времени, чтобы восстановить свой бизнес! Когда британцы разуверились в том, что правительство и полиция способны их защитить, и сами взялись охранять свое имущество и свои жизни.
Слишком поздно! И теперь почти все эксперты в один голос утверждают, что погромы и бунты будут ещё. Снова и снова будут проверять государство на прочность. До тех пор, пока не удостоверятся, что уроки извлечены.
Читаю про погромы в Лондоне и вспоминаю про Киргизию. Про то, что бунт – бессмысленный и беспощадный – в своё время стал там едва ли не развлечением национального масштаба. Была там такая традиция: с завидной периодичностью выходить на улицы, штурмовать правительственные здания и громить по пути магазины и рестораны Бишкека. Специально люди из других областей приезжали, чтобы принять участие. Это же так соблазнительно – почувствовать себя творцом истории! Повыкрикивать лозунги, помахать палкой, повалтузить случайных прохожих – всё во имя демократии! Сменить правительство и президента, чтобы через год-два свергнуть и этих.
Сейчас у наших соседей ситуация вроде бы нормализовалась. И я не хотел бы быть тем самым вороном, который готов накаркать беду любому. Но уверен, что президентские выборы не станут точкой в киргизской революционной эпопее. А лишь запятой. Последуют новые вспышки народного гнева, новые бунты, новые драки и перестрелки. Потому что захотят проверить: есть государство или его нет? Ибо если есть, оно – с кулаками. А ежели не может дать достойного отпора – значит, его пока нет. И в таком случае надо добиваться, чтобы оно было.
Потому что на самом деле все люди хотят только одного – гарантий спокойной и безопасной жизни. Есть крепкое и сильное государство – все довольны. И те, кто прячется за его спиной – приятно, когда ты можешь просто жить и заниматься делом, не беспокоясь за свою жизнь и дело. И те, кто высказывает общественный протест – есть кому высказать его!
В Британии государство показало свою слабость ещё до беспорядков в Лондоне. Сегодня это обсуждается в каждой британской газете, на британском телевидении, в каждой британской семье. Социальные пособия и социальное жильё, породившие иждивенчество. Целое поколение выросло в атмосфере «ничегонеделанья»: деньги даёт государство, жильё даёт государство, базовое образование даёт государство, и не надо никуда стремиться. Беспокоиться надо только об одном – как бы раздобыть наркоты?
Или отношение к иммигрантам, которые так и не ассимилировались, а остались чужеродным элементом в британском обществе. Они не воспринимают себя его частью, им чужда благополучная и размеренная жизнь, которую ведёт большинство. Они родились и живут в других условиях, их воспитывают матери-одиночки, но в большей степени их воспитывает улица. И общество так к ним и не привыкло: не будем забывать, что поводом к погромам стало убийство полицейскими чернокожего парня. Британцы признают, что все чернокожие до сих пор воспринимаются в обществе как преступники.
И, конечно, бессилие органов правопорядка. Выяснилось, что они не могут ни-че-го. Им надо на каждый шаг получать разрешение, согласие аж в правительстве! Полицейским в Британии не разрешено даже оружие носить! Какая же это полиция? Это уже какая-то милиция получается. При этом – парадокс! – возмещать ущерб, нанесённый в ходе беспорядков, по британскому законодательству должна именно полиция!
Сейчас, конечно, либеральное британское общество требует навести жёсткий порядок твердой рукой. Потому что британский обыватель напуган масштабами погромов. И ещё потому, что это коснулось его, это происходит не «где-то там», в далёкой Африке или каком-то «-стане». В противном случае – я уверен! – громче звучали бы голоса тех, кто призывал бы действовать силой убеждения, воздерживаться от применения силы, соблюдать права человека, ведь погромщик тоже человек. Ибо западное общество – впрочем, как и любое другое – лицемерно.
Люди готовы убить, чтобы защитить себя, но при этом долго рассуждать о морали и общечеловеческих ценностях, когда дело касается безопасности других людей, тем более – живущих за тысячи километров от тебя.
И я почти такой же. Ведь всё, что я написал – не про Британию, а про Казахстан. Я хотел бы видеть в Казахстане сильное государство, способное защитить своих граждан за рубежом, а тем паче – на своей территории.
А ещё я написал не про Лондон, а про Жанаозен и про Мангистау. И вот что я имею в виду. Когда бастующие нефтяники пытались перекрыть улицу в центре Актау, полиция совершенно правильно скрутила зачинщиков и отвезла в кутузку, помариновала и потом выпустила. Но вой возмущения стоит до сих пор! Даже Стинг вставил свои «пять копеек». (Недаром один из казахстанцев написал в Твиттере про беспорядки в Лондоне: «Where is the fellow Sting?» – «Где же товарищ Стинг?»). И сегодня полиция боится к бастующим даже подойти. А они тусуются в пятом микрорайоне Актау, превратив подъезды близлежащих домов в отхожие места. Матери боятся своих детей на улицу выпустить!
Такой же вой поднялся, когда полиция разогнала лагерь «голодовщиков» в Жанаозене. Не лагерь – бивуак с тентами, биотуалетами и казанами для приготовления пищи. Позже, когда пустили слухи о БТРах в Жанаозене, акимат даже журналистов возил: вот, мол, смотрите, нет ничего такого. Аким города вынужден был сказать сидящим на площади, мол, мы вас не тронем, если вы будете порядок соблюдать.
Сегодня вокруг этих бастующих кто только не вьётся! И каждый хочет руки погреть на их протесте. Есть и те, кто подначивает их на вооруженное выступление. Надеюсь, нефтяники сохранят самообладание и воздержатся от крайних мер.
И не надо меня подозревать в том, что я ставлю знак равенства между мангистаускими нефтяниками и лондонскими погромщиками. Нефтяники – отнюдь не преступники (хотя наличие среди них криминального элемента отрицать тоже нельзя: вспарывать себе животы в знак протеста умеют немногие). Но что бы ты ни делал, это надо делать так, чтобы не угрожать другим. Протестуешь – протестуй! Но не в ущерб остальным. Борешься за свои права – борись! Но не задевай других.
Лондонские погромы имеют две причины. Первая: наличие социального слоя, который должен быть доволен, но не доволен. А высказать недовольство иным способом не может. Вторая: слабое государство, которое, с одной стороны, не придумало, как этим людям высказаться и что с ними делать, а с другой – не смогло дать быстрый и решительный отпор.
Надеюсь, Казахстан в этом смысле – не Британия.
Информационно-аналитический портал Кворум.kz Время загрузки страницы 0.247 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |