Судебная власть в традиционном казахском праве считалась выше любой власти, потому-что была ближе к народу. Об этом в ходе конференции «Роль казахского права и суда биев в мировой цивилизации», в Верховном Суде Казахстана рассказал доктор юридических наук, профессор Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Зайлаги Кенжегалиев, передает Zakon.kz. По его словам, судебная власть, т.е. бии, всегда заботились о народе, думали о нем, а потому народ высоко ценил их старания. В случаях, когда ханская власть и судебная власть вступали в противоречия, народ отдавал предпочтение судебной власти. И тому есть классический пример. «Вы знаете, после того, как султан Барак (султан из ханской династии Среднего жуза) убил Абулхаир-хана, он смог сбежать от преследователей, но его схватили простые люди, - рассказывает Зайлаги Кенжегалиев. - Тогда возле султана остались только близкие ему люди, ведь все остальные сбежали, так что ему пришлось прибегнуть к уловке, он сказал, «пусть меня судят казахские бии, какое наказание они мне назначат, такое я и понесу». Толе би и Казыбек би судили Барака и оправдали. Люди настолько верили в суд биев, что Барак смог вернуться в свой жуз, занять свой пост и пользоваться уважением. Это говорит об авторитете судебной власти, все что говорили бии, для народа было истиной. И даже то, что сам хан признавал судебную власть, говорит о том, какая была сильная правовая система в степи, - заключил он». К подобным выводам пришла группа ученных под руководством Зиманова. Они посчитали, что внутренний суд, это суд совести, а суд биев, это внешний суд, который являлся продолжением внутреннего суда, чести и совести. Неисполнение решения биев было просто невозможным. Помимо этого, по словам профессора Кенжегалиева, в понятии казахского народа власть никогда не являлась ценностью, потому как, власть и богатство казахи понимали как приходящее. «Никогда не обманывайтесь!», - говорили казахи. Абай говорил, «совесть и честь рождаются из милосердия и сострадательности». «Для госслужащих главными ценностями должны быть честь, достоинство, милосердие, религиозность, - сказал Кенжегалиев. - Если говорить об общественном сознании, то в казахском обществе богатство и власть традиционно не рассматривались как ценности. Они ни в коем случае не могли быть целью человеческой деятельности, и тем более человеческой жизни. Поэтому общество всегда осуждало стяжательство, властолюбие, корыстолюбие как негативные качества, и стремление человеческой личности как порочное явление социальной жизни. Вместе с тем признавался объективный характер этих явлений, необходимость такой деятельности. Что нужно считаться с существованием в реальной жизни богатых и бедных, богатства и нищеты, власти и подчинения, обладателей санов и простолюдинов. Но работа представителем власти была необходимой, и воспринималась как необходимость. Поэтому все институты власти в казахском народе всегда работали». Один из основных принципов казахского суда биев – принцип мирового соглашения. «Во времена Казахского ханства не было победителей и побежденных, как сейчас, - сказал профессор. - А суд биев придавал особое значение духовно-оправдательной функции. Хотелось бы, чтобы мы к этому вернулись и задумались. Стоит отметить, что один из основных принципов судов биев, сохранился и сейчас. Это высокие требования, которые предъявляются к квалификации и профессиональному уровню судьи». Татьяна Ковалева, Астана |
Время загрузки страницы 1.519 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |