Суд биев казахского народа, - неотъемлемая часть общемировой цивилизации. Так считает доктор философских наук, профессор медицинской академии имени Оспанова, Алтай Тайжанов, передает корреспондент Zakon.kz. Мухтар Ауэзов говорил, - «не бывает народов малых и больших. Не зная историю восточных народов нельзя рассматривать историю мировой цивилизации». По мнению Тайжанова, несмотря на то, что культура и цивилизация не являются синонимами их нельзя рассматривать по отдельности. «Культура сама по себе является нравственной, высокой, духовной ценностью, - сказал в ходе своего выступления в здании Верховного Суда, Алтай Тайжанов. - Я могу смело заявить, что казахский народ по части духовности, нравственности является одним из великих народов цивилизации. История Казахстана, цивилизация Казахстана, весь его духовный мир заключался в устой литературе. Первый выход, это связь с цивилизацией. Самое главное, что нам дали бии, это власть в степных законах. Главное в народе казахском было слово. Раньше говорили "«древние все уже сказали, что я могу тебе еще сказать?», настолько было высоко ораторское искусство биев. Помимо этого казахи смогли систематизировать свою правовую систему. Друг у друга мы конечно учимся, но не у всех народов, есть систематизированная система права. Поэтому если взять китайский Дао, он не систематизирован. Но наши ханы и бии, сумели систематизировать свод законов. Это «Доблестный путь Касым хана» (от авт. – Касым хан заметив, что в его народе участились межродовые распри издал закон, требующий от людей железной дисциплины. Закон состоит из 5 глав. В первой главе (имущественный закон) рассматриваются проблемы судебных исков, земельных, родовых, семейных отношений, а так же выкупа и налогообложения. Во второй главе определены сроки наказания за конкретные преступления (уголовный Кодекс). В третьей освещены вопросы воинской службы и дисциплины (военный закон). Четвертая посвящена вопросам дипломатической службы и ее этики (посольский закон). В пятой говорится о проведении праздников, похорон, поминок и т.д. (закон общественности)), свод законов «Древний путь Есим Хана», это труд основанный на традициях национальных и особенностях. Третий и самый большой свод законов, это «Семь истин» Тауке хана. Никогда казахский народ ничего не записывал, потому как уважал слово и все эти законы-заповеди казахского народа, положения и правилами которые были придуманы и разработаны нашими великими биями, они передавались устно из поколения в поколение. Поэтому «Законы Тауке» распространился устно». Казахи говорили, «если народ захочет, то хан зарежет свою последнюю лошадь». Единоличное решение хан принимал только после того, как он советовался с бием. «А если вдуматься, давайте возьмем судьбу современного Казахстана, в 90-е годы Парламент дал нашему президенту большие возможности, провел параллель доктор философских наук. - И в то время Президент стал выпускать указы имеющие силу закона. На основе них мы очень много дел осуществили в стране. Сегодня у нас есть программа «Нурлы Жол», «100 шагов», стратегия развития «Казахстан 2050», в которой очень много сказано о духовности, идее «Мангилик ел». И это уже не несбыточная мечта казахов, а реальный план, к которому мы движемся». Татьяна Ковалева, Астана |
Время загрузки страницы 0.583 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |