Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


«Динамо» снова сыграет в «матче смерти»



«Динамо» снова сыграет в «матче смерти»

В Украине стартовали съемки фильма, посвященного «матчу смерти» – игре киевского «Динамо» против команды фашистов в августе 1942 года


Результат той августовской футбольной встречи был не менее важен для жителей Киева, чем происходящее в зоне боевых действий. Команда киевлян провела несколько матчей против немцев и солдат других оккупационных войск.

Четверых футболистов впоследствии расстреляли в Бабьем Яру. Эта история раньше была одной из ярких страниц героической борьбы советского народа с немецкими захватчикам. Однако после распада Советского Союза в Украине в ней увидели «героизацию» советского прошлого и… решили изменить ее смысл.

Как отметил режиссер-постановщик фильма Андрей Малюков, фильм «Матч», в котором главные роли играют Сергей Безруков и Елизавета Боярская, строится на перипетиях вокруг «матча смерти». Основные его герои, естественно, – футболисты команды «Старт», сыгравшие в оккупированном Киеве серию матчей летом 1942 года. «Матч смерти, сыгранный 9 августа 1942 года, – кульминация нашего фильма. Поэтому мы решили в годовщину этого матча возложить цветы к монументу, посвященному подвигу советских футболистов», – сказал Андрей Малюков во время презентации проекта для киевских журналистов.

Актер Сергей Безруков играет в фильме роль реально существовавшего вратаря Николая Трусевича (в фильме его зовут Николай Раневич) и говорит, что подвиг потомков нельзя забывать: «Эта победа, как и победа в Великой Отечественной войне, объединяет российский и украинский народы. И поэтому наш общий долг – бережно хранить память о героях «матча смерти», готовых отдать жизнь за то, чтобы дать людям надежду на победу». Он также подчеркнул, что в фильме «Матч» война переносится на футбольное поле. А на нем нельзя сфальшивить, сыграть вполсилы. Впрочем, как и в роли любого солдата, зритель не поверит лживой боли или мнимому страданию: «Это один из немногих фильмов о войне без войны. И может, это первая картина, в которой я не играю героя в традиционном понимании, который идет в атаку и сражается на поле боя. У Николая Раневича другие принципы. В фильме у него есть очень показательная в этом отношении фраза: «Я не хочу быть таким героем, из-за которого гибнут люди. По-другому надо людям надежду давать. Завтра на поле покажу».

Для того чтобы украинские журналисты лучше поняли смысл картины, организаторы решили провести для них пресс-тур на самой настоящей съемочной площадке, на ней побывала и корреспондент «Литера».

Столько фашистской символики в одном месте вряд ли когда-либо удастся увидеть еще раз. Организаторы фильма говорят, что не жалели средств и возможностей для создания фильма. Все должно быть натурально – точно так, как когда-то это было на киевском стадионе «Старт» в конце июля – начале августа, где «Динамо» (Киев) провело свои легендарные матчи.

«Конечно же, мы снимаем фильм об истории Советского Союза, которого уже нет. Но это не означает, что у простых граждан бывшей страны нет истории. История – есть. И наша миссия заключается в том, чтобы напомнить о ней сейчас и молодому зрителю, и тому, кто вдруг перестал верить в то, что когда-то была страна, которая едва ли не единственной в Европе смогла противостоять фашизму»,– говорит журналистам продюсер фильма «Матч» Дмитрий Куликов.

Он восторгается Киевом и киевлянами, правда, отмечает, что главные съемки украинской столицы образца 1942 года проходили в Харькове.

«Мы покажем зрителю и знаменитую Киевскую оперу, и все знаковые киевские места того времени: собор Софии, памятник князю Владимиру. Но «старый Киев» мы снимали в Харькове. Просто на киевских улицах столько навешано кондиционеров, а старые дома стоят в обрамлении новостроек, что нам просто негде было развернуться»,– подчеркивает продюсер.

Он рассказывает о непростой конструкции самого фильма – нужно показать историю игроков киевского «Динамо» в оккупационный период и чтобы зритель поверил в настоящую игру актеров на футбольном поле: «Мы покажем в кино футбол, который никогда как футбол в кино не показывался – это будет наше ноу-хау. С актерами работали тренеры разных футбольных украинских команд. Профессионалы. Команды игроков можно разбить на несколько коллективов. Это актеры, которые когда-то гоняли мяч. С ними специально занимались 2–3 месяца, чтобы поднять их класс. Вторая часть игроков – футболисты дублей составов настоящих «игровых» команд. Они не актеры, но просто спортсмены».

По тому, как разнеженно на поле лежат вперемежку немецкие футболисты и их соперники, сложно поверить, что после команды «Мотор, съемка!» они становятся агрессивными противниками.

«Мы играем в фильме не на жизнь, а на смерть. Ведь таков исторический сюжет»,– говорит один из игроков в спортивной немецкой форме.

Его дополняет легенда российского кино, актер Сергей Безруков, который вышел к журналистам с рассеченной бровью: «Только не пишите белиберды, что меня избили! Это грим! – говорит он вполне серьезно журналистам, затем продолжает: – Вратаря я еще никогда не играл. Вратарь, а тем более капитан команды – это особый характер. Волевой, темпераментный. Мы снимаем игру здесь, в городе Василькове под Киевом, потому что в Киеве снимать нельзя. Вокруг легендарного стадиона «Старт» все застроено современными домами, и воссоздать картину 1942 года невозможно. Сейчас на поле мы отыграли матч с венграми, потом будут болгары. А уж через некоторое время те самых два

«матча смерти» – с командой немецких летчиков «Флакелф».

Те, кто никогда не видел Сергея Безрукова вблизи, могут удивиться тому, как просто и естественно выглядит этот актер. Хочется сказать: свой парень в доску! Эй, Белый, привет! Но сам актер проводит четкие параллели и говорит, что здесь он глубоко погрузился в образ своего легендарного героя – киевского вратаря Николая Трусевича.

«Фильм просто пронизан историей о «матче смерти». В нашем фильме наши футболисты тоже герои. Но в современное время ситуация для воссоздания такой картины уже сложнее, сегодня времена не советские. В картине нужно правдиво рассказать, что такое люди, которые находятся в оккупации. Вы знаете, что Киев сначала встретил немцев как освободителей? Люди жили, хотя и комендатуры взрывали, и Бабий Яр был – никуда от этого не денешься. И сколько человек тогда полегло, несмотря на красивую жизнь в Киеве: людей расстреливали сотнями, тысячами…Но кто-то же должен был дать киевлянам надежду в 1942 году? Тогда еще не было Сталинградской битвы, и еще не было понятно, чем закончится война. И в это время появилась группа смельчаков, которая бесстрашно выходила на футбольное поле и била немцев»,– рассказывает Сергей Безруков. Он говорит с журналистами при полной тишине. Его голос звучит с легендарной «одесской хрипотцой» – а как же! Ведь его герой родом из Одессы!

Увлечение спортом в детстве и юношестве помогло Сергею Безрукову вполне легко вжиться в образ главного героя: «У меня хорошая физическая подготовка. Мне легко было работать. Да и боксом я занимался. Подвижность в кадре моя такова, что работать нужно много – вратарский труд тяжелый. Могу сказать, что монтаж дело великое, но живая игра есть живая игра. Ребята в кадре рубятся так, что иногда ловишь себя на мысли: игра идет по-настоящему»,– сказал Сергей Безруков.

На вопрос о том, что российский актер не слишком могучего телосложения, чтобы играть вратаря, продюсер фильма предложил журналистам совершить экскурсию в те 30-е годы прошлого века. «Мы снимаем футбол конца 30-х – начала 40-х годов прошлого века. Тогда были совсем другие представления о футболе, начиная с того, что футбольные ворота были другими. И представление о том, что вратарь должен быть высоким, – это представление уже 80-х годов ХХ века. Для того времени это не имело никакого значения. Наоборот, считалось, что вратарь среднего роста более подвижен, более прыгуч и это вполне соответствует спортивным критериям того времени»,– подчеркнул Дмитрий Куликов.

Он даже готов поспорить с теми из журналистов, кто пишет о том, что киевские динамовцы никакого подвига не совершали, играли в футбол, а попались на каком-то воровстве, за что их и расстреляли фашисты. Мол, немцы были настолько гуманны, что хотели, чтобы в Киеве была нормальная жизнь, а значит, и проходили футбольные чемпионаты.

«Не ставя под сомнение проведение футбольного матча 9 августа 1942 года в оккупированном Киеве, все же хотел бы заметить продюсеру, что никакого давления на футболистов «Старта» со стороны немецкой администрации во времена оккупации не было и советская легенда, на основе которой они снимают кинофильм, разбавив ее любовной историей, в действительности не выдерживает критики архивными документами. Вероятно, именно поэтому ее создатели в советское время не желали углубляться в подробности спортивной жизни Киева, потому как тогда стало бы известно, что спорт в столице УССР не ограничивался поединком динамовцев с нацистами. Ведь в украинской столице было четыре футбольные команды («Рух», «Старт», «Спорт», «Алмаз»), которые только с 7 июня по 22 августа 1942 года провели 14 футбольных поединков: 10 с немецкими и венгерскими командами и 4 со своими. Статистика игр киевских команд с военными частями оккупантов свидетельствует не в пользу последних, поскольку украинцы в этих встречах одержали 8 побед и потерпели 2 поражения», – пишет в авторской колонке на странице информационного агентства УНИАН украинский историк Владимир Гинда.

Он утверждает, что в советских публикациях о «матче смерти» писалось о грубом поведении немецких футболистов, как, например, случай с вратарем Трусевичем, который потерял сознание от ударов немецких футболистов в голову, или истории, рассказанной Гончаренко в 1984 г. корреспонденту газеты «Неделя», где он замечает, что гитлеровские футболисты повели открытую «охоту» на вратаря.

«Маловероятно, что киевлян перед матчем 9 августа в 1942 г. под угрозой смерти принуждали проиграть немецким футболистам, как это писали советские творцы мифа. До сих пор документально этот факт не доказан. Участник поединка Гончаренко после развала СССР по этому поводу сообщил следующее: «Никто из официальной администрации перед матчем не принуждал нас играть в поддавки». Ничего по этому поводу не говорил и его одноклубник Свиридовский на допросах в НКВД в 1949 г. Думается, он не упустил бы случая рассказать об этом следователям, тем более что этот факт мог бы усилить значимость их победы»,– продолжает Владимир Гинда. Он подчеркивает: документально не доказано, что футболистов расстреляли за выигранный поединок, хотя историческим фактом является то, что через полгода после матча, в феврале 1943 г., в концлагере на Сырце расстреляли трех футболистов – Алексея Клименко, Ивана Кузьменко, Николая Трусевича. В гестапо погиб Николай Коротких.

С подобным мнением совершенно не согласен Дмитрий Куликов:

«Пусть их расстреляли за участие в подпольном или партизанском движении, а не за выигрыш в матче – это как-то принижает их подвиг? Я не поддерживаю компанию по дегероизации спортсменов. Это точка самоопределения – на какой стороне вы находитесь? Фактологически можно сказать одно: 9 августа состоялся матч-реванш, который наши выиграли, через восемь дней они еще один матч сыграли с командой «Рух». Затем немцы приехали на хлебозавод, где работали динамовцы, и арестовали девять человек. Один из них погиб в течение месяца в гестапо, еще троих отправили в Сырецкий концентрационный лагерь в Киеве. Впоследствии четыре человека погибли, и этого достаточно, чтобы мы могли снять шапку перед ними. Что тут нужно еще обсуждать? Если при этом они боролись с фашистами, то тем более есть два повода снять перед ними шапку»,– говорит Дмитрий Куликов.

По его словам, сюжет фильма основан на реальных событиях. Главные роли в нем исполняют Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Станислав Боклан, Екатерина Климова, Остап Ступка. Бюджет картины, которая рассказывает о судьбах киевских футболистов в непростой период их жизни, составляет десять миллионов долларов. Картина выйдет на экраны в преддверии 70-летия «матча смерти», и, учитывая, что в 2012 году в Украине пройдет футбольный чемпионат ЕВРО-2012, показ «Матча» будет приурочен к этому событию.

«Мы проделали много работы по документам. Мы знаем почти все, что есть в источниках о «матче смерти». Мы стараемся линию, построенную на футболе, изложить максимально точно. Я убежден, что динамовцы совершили подвиг. Немцы очень хотели выиграть. Разве можно поверить в то, что немцы к этой игре относились спустя рукава со своей идеологией сверхнации, сверхчеловека, а тут на футбольное поле вышли какие-то «недочеловеки»? И несмотря на все это, эти «недочеловеки» выиграли матч», – говорит продюсер ленты.

В этом кино будет рассказана и своя «история любви». «Не может быть истории без истории любви. Я исполняю роль Анны, которая является возлюбленной главного героя. Несмотря ни на что, она любит его до последнего взгляда друг на друга, и история эта очень трепетная, трогательная и достаточно трагичная»,– говорит журналистам Елизавета Боярская. Ведь действительно – куда же без любви!

 Этот момент едва ли не единственный в фильме, который сложно проследить по документам и особенно доказать, что именно так и было. Возлюбленную героя Сергея Безрукова по иронии судьбы играет Лиза Боярская. Оказывается, для них это уже третья общая картина за последние несколько лет. Будут в фильме и немецкие актеры. Съемки продлятся до конца нынешнего лета.

Наталья Гончарова, фото автора, Киев – Васильков

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 18
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.245 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>