Городские водители стараются держаться подальше от автомобилей с литерами Х или В на номерах, означающими «сопредельные» Южно—Казахстанскую и Алматинскую области. Однако есть ли реальные на то основания или это досужие шоферские байки? Статистики, отражающей долю участия в алматинских дорожно—транспортных происшествиях водителей из регионов, не существует. Однако установка в отношении вышеупомянутых серий госномеров у дорожных полицейских южной столицы все же имеется. |
— Мы не можем предвзято относиться к водителям неалматинских машин, — поделился высокопоставленный сотрудник аппарата дорожной полиции ДВД Алматы на условиях анонимности. — Однако… Есть неафишируемый приказ обращать на них особое внимание.
А может, зря?
Сельские водители
Райцентр Ушарал. 600 км от Алматы. Рай для любого водителя из большого города — ни пробок, ни «часа пик», ни парковочных проблем. Однако много повидавшие алматинские водители чувствуют себя на здешних улицах очень неуютно.
Здесь нужно обязательно сигналить, если припаркованная машина вдруг начинает движение, потому что выезжающий на дорогу водитель редко когда посмотрит в зеркало.
Здесь регулярно проскакивают на красный свет.
Здесь практически не обращают внимания на знаки, благо, их немного.
Здесь почти никто, нигде и никогда не включает поворотники.
Здесь привыкли сбрасывать скорость перед каждым перекрестком, вне зависимости, по главной ты дороге едешь или второстепенной, потому что нельзя быть уверенным, что водитель, двигающийся по перпендикулярной улице, знает, что согласно знаку обязан уступить дорогу.
Но лучше всего раскрывает понятие «особенности сельской езды» вот такой случай из жизни, рассказанный местным автовладельцем: «Я как—то за рулем задумался. Еду себе не спеша, навстречу кто—то показался. Разминулись. И тут глянул на дорогу — да я же по встречной еду! А тот, что навстречу только что проехал, спокойно уступил мне дорогу, в свою очередь выехав на встречную…»
Сельские пешеходы
Коренному горожанину, попавшему в село, нужно будет учиться… ходить! Точнее, привыкнуть уступать дорогу любой машине, где бы он ни шел. Хотя по правилам выезжающий на проезжую часть автомобиль должен пропустить не только автотранспорт, но и пешеходов.
Светофоры в сельской местности для городских жителей превращаются в самую настоящую ловушку. Утверждаю это после того, как меня, по привычке смело переходящего улицу на зеленый, едва не сбила поворачивающая машина. Хотя водитель обязан в этом случае пропустить пешехода, который пусть и не смотрит по сторонам. В следующий раз на том же светофоре я от греха подальше остановился перед поворачивающим автомобилем и не прогадал — водитель, даже не притормозив, проехал. В Алматы в такой ситуации нерешительному пешеходу водители уже засигналились бы, но с места не тронулись.
Дорожная полиция
Дорожных полицейских трое. И даже не на Ушарал, а на весь огромный Алакольский район. Дабы водители уж совсем не расслаблялись, кого—то иногда штрафуют. Как результат — местные автолюбители дружно пристегивают ремни, не сядут за руль в пьяном виде в центре города и помнят, где запрещены стоянка и остановка.
Ну а создание аварийной ситуации или помех другим участникам движения, невключенный указатель поворота — это такие мелочи, на борьбу с которыми у дорожной полиции сил просто физически не хватает.
Корень проблемы
Понятно, что при такой численности полицейских и минимуме легкового транспорта в Ушарале можно ездить как бог на душу положит. И полбеды, если дома ездишь, как хочешь, а в большом городе — как положено. А если сельские водители правил просто не знают?
— Не могу отвечать за всех, но наши выпускники их знают, — говорит директор Алакольского филиала Алматинского областного профессионально—технического учебного центра общественного объединения «Отан» (бывший ДОСААФ. — Авт.) Армис Алинов. — У нас есть автодром, компьютеры со специальной программой. Не знаешь правила — не сдашь экзамен.
— Ну а как можно научить сельского курсанта, даже если он правила знает на «отлично», ездить в том же Алматы? На каком автодроме?..
— Но в правилах—то все это расписано! Разметка, которой нет в селах и небольших городах, правила езды при многорядном движении, сигналы светофоров с дополнительными секциями. Никаких проблем!
Но проблема—то существует.
— Да, не умеют наши ездить, элементарных правил не знают, — уверен Амангельды К., преподаватель вождения из Ушарала на пенсии. — Кто будет на курсы ходить, правила зубрить, если за достаточно небольшие деньги права можно купить? Многие так и поступают, нынешних курсантов не интересует ни теория, ни практика. На курсы они ходят, как на каторгу, единственная мечта у всех — быстрей бы права дали!
С учителем вождения солидарен ушаральский предприниматель Ардак Есимканов, регулярно бывающий в Алматы:
— Считается, что по Алматы проехать невозможно из—за невообразимого количества машин. А я там езжу нормально, но возвращаясь домой, день—два привыкаю к ушаральскому движению. Потому что в Алматы ездят по правилам. У нас же…
И — вот он, корень проб¬лемы! В Алматы, в любом случае, водители стараются соблюдать правила. В Ушарале же автомобилей значительно меньше, движение в один ряд, и без преувеличения — можно обойтись и без знания правил движения, и без водительского опыта. А самое главное, здешний народ уже привык: расслабляться нельзя ни на секунду — в любой момент кто—то может прямо перед тобой выехать с обочины, врезаться в тебя, когда ты едешь на зеленый, внезапно затормозить посреди дороги и начать разворачиваться, на перекрестке вдруг сдать назад… Здесь соблюдают единственное правило — будь предельно осторожен! В результате сельских водителей от огромного количества тяжелых аварий спасает только небольшое количество машин и малая скорость движения, на местных дорогах не сильно—то и разгонишься. Но это в селе, а в городе... Конечно, далеко не все водители с региональными сериями госномеров не знакомы с правилами дорожного движения, но лучше в потоке держаться от них подальше.
Сайт газеты «Комсомольская правда-Казахстан» Время загрузки страницы 1.128 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |