Интеграционное объединение в составе трех стран – Казахстана, России и Белоруссии – начинает набирать плановые обороты. Об этом говорят внешнеэкономические показатели нашей республики, в структуре которых растет экспорт и импорт. Причем видно, что торговый баланс за I квартал 2011 года сложился с положительным сальдо в 11,3 млрд долларов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 41,4 процента, а за отчетный период позапрошлого года более чем в 5 раз. Учитывая, что торговля влияет на рост ВВП, можно смело говорить о том, что за такими цифрами скрывается потенциал устойчивого роста экономики Казахстана. С другой стороны, они говорят о том, что Таможенный союз уже стал играть стабилизирующую роль. Поскольку увеличение внешнеторгового оборота наблюдается в тот период, когда окружающий мир только приходит в себя после глобального потрясения 2008 года. |
В различных регионах мира отдельные группы государств инициировали разнообразные интеграционные проекты и инициативы, призванные обеспечить более глубокую взаимосвязь национальных экономик. В то же время результативность разнообразных региональных интеграционных группировок сильно различается – от достигшего в определенных аспектах уровня регулирования ЕС до многочисленных структур в форме ОЭСР. Было бы логично предположить, что результаты интеграции во многом зависят от особенностей взаимодействия национальных экономик, которые, по всей видимости, можно свести к ограниченному числу форм интеграции.
Развитие мировых интеграционных процессов охватило и постсоветские страны на основе взаимной экономической заинтересованности. Основным примером послужил европейский опыт создания Европейского союза на основе первоначального этапа становления ЕС в форме таможенного союза.
Опыт стран показывает, что таможенные союзы создаются для объединения государств примерно с одинаковым уровнем развития экономик против стран, которые имеют перед ними преимущества на международных товарных рынках. Поэтому страны, опасающиеся эффективных конкурентов, объединяются в единый таможенный союз и защищают своих производителей таможенными пошлинами, транспортными тарифами и ограничениями.
О том, какое значение имеет для Казахстана его вхождение в состав Таможенного союза, неоднократно говорил президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своих выступлениях на различных форумах. В частности, интеграция в форме Таможенного союза позволит Казахстану, как и другим участникам союза, легче справиться с последствиями мирового финансово-экономического кризиса.
Восстановление мировой экономики после финансово-экономического кризиса, от которого зависит и экономика Казахстана, прогнозируется медленным темпом по сравнению с ростом экономики стран до 2007 года. Спад мировой экономики значительно повлиял на снижение мирового спроса на товары и, соответственно, усилил конкуренцию на экспортных рынках. В целом цены на товары не будут иметь условий для устойчивого роста или, по крайней мере, будут расти медленнее, чем в предыдущее десятилетие.
В условиях мирового экономического кризиса страны склоняются к политике протекционизма, однако наряду с этим закономерно продолжаются и интеграционные межгосударственные процессы. Таможенный союз как новое интеграционное объединение, предполагающее согласованную отмену странами – участницами союза национальных таможенных тарифов, введение общего таможенного тарифа и образование единой таможенной территории, открывает возможность и коллективного протекционизма.
В результате многочисленных переговоров Казахстана со странами ЕврАзЭС с 1 января 2010 года был создан Таможенный союз в составе Казахстана, России и Беларуси. Таможенный союз подразумевает единую таможенную территорию с общим рынком в 170 млн человек. В Казахстане, согласно Таможенному кодексу, 47,7 процента тарифов были приведены к российскому уровню, 45 процентов – остались на прежнем уровне, 5 процентов – снизились. Практически при формировании единого таможенного тарифа (ЕТТ) был соблюден паритет.
Хотелось бы отметить, что Таможенный союз между Казахстаном, Россией и Беларусью усиливает интеграционные процессы в торговле, а это дает возможность производителям реализовать свою продукцию на общем рынке без всяких ограничений, что позволит усилить конкуренцию между предприятиями. Развитие торговых отношений в рамках Таможенного союза для потребителей стран ТС дает возможность получить качественный товар по доступной цене.
Единый рынок трех государств выступает ключевым преимуществом для эффективных торгово-экономических отношений. Упразднение таможенных границ активизирует общий товарооборот и, соответственно, объемы грузооборота. Не будет таможенных постов с их многочисленными процедурами, которые зачастую препятствуют быстрому продвижению товара. Все это приведет к уменьшению издержек бизнеса. К примеру, в сфере нефтегазового сектора переработка казахстанской нефти на белорусских НПЗ будет более рентабельной, поскольку снизится стоимость транзита по российской территории и в европейском направлении в целом.
По мнению экспертов, удешевление железнодорожного транзита через Россию за один только год даст эффект в сумме около 350 млн долларов, что положительно отразится на внешнеторговом балансе Казахстана.
Касательно состояния торгового баланса в сфере продовольствия, можно сказать: 80–90 процентов импортных продуктов питания поступает из стран СНГ, с которыми уже существует зона свободной торговли. То есть формирование Таможенного союза, а именно установление высоких пошлин на товары, поставляемые из третьих стран, не должно отразиться на ценах продовольствия, поставляемого из стран СНГ.
В целом структура экспорта Казахстана на три четверти состоит из минеральных продуктов (72 процента), металлов (16 процентов), химических товаров (4,2 процента), продовольственных продуктов (2,8 процента) и только на 1,8 процента – из продукции машиностроения. В структуре импорта Казахстана доля машин и оборудования достигает 45 процентов, минеральных продуктов – 14,3 процента, химических товаров – 10,8 процента, пищевых товаров – 7 процентов.
Торговый баланс за 1-й квартал 2011 года сложился с положительным сальдо в 11,3 млрд долларов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 41,4 процента, а за отчетный период позапрошлого года – более чем в 5 раз. Положительный торговый баланс говорит о спросе товаров страны на международном рынке, а также о том, что Казахстан не потребляет все, что производит.
Экспорт товаров за первый квартал 2011 года составил 18,7 млрд долларов, увеличившись на 37,5 процента по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, из них большая часть экспорта приходится на нефть и газовый конденсат – более 9 млрд долларов. При этом количественные поставки нефти и газового конденсата остались на уровне первого квартала 2010 года.
В целом оценка экспортно-импортных операций показала, что поставки экспортной продукции Казахстаном в 1-м квартале 2011 года по сравнению с аналогичным кварталом 2010 года увеличились по всем направлениям, в том числе в страны СНГ – на четверть, страны Таможенного союза и в другие страны – более чем наполовину.
В металлургическом секторе стоимость экспорта черных металлов за анализируемый период увеличилась на 43,4 процента, цветных металлов – на 44,4 процента. Рост экспорта металлов обусловлен увеличением количественных объемов и ростом контрактных цен.
Положительным фактором в улучшении внешнеторгового баланса Казахстана является создание благоприятного инвестиционного климата. Инвестиционный климат Казахстана характеризуется как относительно мягкий по отношению к остальным членам Таможенного союза. Для сравнения: в РК налог на добавленную стоимость – 12 процентов, индивидуальный подоходный налог – 10 процентов, социальный налог – 11 процентов. В России эти цифры выше: НДС – 18 процентов, ИПН – 13 процентов, социальный налог – 26 процентов.
С учетом того, что в Казахстане разрешительная система упрощенная и продолжает совершенствоваться, средства, сроки и усилия на открытие бизнеса сокращаются на треть. Совокупный эффект от этого сокращения, по данным Министерства экономического развития и торговли РК, составит около 27 млрд тенге.
Как свидетельствует опыт многих стран, таможенно-тарифная система регулирования внешнеэкономической деятельности как действенный фактор экономического развития требует постоянного совершенствования. Соответственно, с учетом мирового опыта необходима и постоянная аналитическая работа, особенно в странах Таможенного союза, которые только начали использовать принятые в мировом хозяйстве формы и методы регулирования единой внешней торговли.
В свете положительного роста торгового баланса Казахстана в рамках реализации стратегического плана Республики Казахстан-2020 Казахстан имеет хорошие возможности для реализации потенциала малого и среднего бизнеса и продвижения отечественных товаров на общий рынок Таможенного союза. Также сюда следует отнести создание прорывных проектов, ориентированных на отход от сырьевого сектора на основе диверсификации национальной экономики, в том числе посредством аграрно-индустриального развития страны. Поэтому благоприятный рост внешнеторгового потенциала государства за счет выпуска техноемкой и наукоемкой продукции будет иметь успех на рынке стран – членов Таможенного союза.
Подытоживая сказанное, можно подчеркнуть, что становление Таможенного союза – долгосрочный, многомерный, многоуровневый и многоэтапный процесс, который обусловлен и экономическими, и политическими факторами. Некорректно его измерять и ждать от него быстрых результатов сразу и для всех. Ключевым вопросом теперь является вопрос о том, что делать дальше государству и самому бизнесу для того, чтобы максимально капитализировать новые возможности.
Евгения МИХАЙЛОВА, Алматы
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.511 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |