Президент Казахстана Н.А. Назарбаев сказал: «Город Алматы - золотая колыбель казахстанской государственности. Это гнездо, из которого взлетела наша независимость, и Казахстан стал известен всему мировому сообществу». BNews.kz собрал топ-10 фактов о мегаполисе. 1. 10 декабря 1995 года Алматы утратил столичный статус. Центр республики переместился в Астану. Город Алматы более 70 лет - с 3 апреля 1927 года до 10 декабря 1997 года - был официальной столицей Казахстана. После указа Президента РК «Об объявлении города Акмолы столицей РК» от 20 октября 1997 года. Алматы получил статус города республиканского подчинения, останется южной столицей государства, крупным республиканским финансовым, научным и культурным центром. В городе имеются резиденции Главы государства и правительства. В экономике города преобладают отрасли пищевой и легкой промышленности. Они дают свыше 70% продукции промышленного предприятия. Тяжелая промышленность Алматы представлена несколькими машиностроительными и ремонтно-механическими заводами 2. Талгарский тракт. В 1858 году у выхода из горных ущелий Заилийского Алатау переселенцы из западной Сибири основали станицы Софийскую (нынешний город Талгар) и Надеждинскую (ныне Иссык). Для связи с Верным возникла гужевая дорога, которую назвали верхней Кульджинской или Талгарской дорогой. 3. Илийский тракт. До 1968 года дорога к переправе через р. Или, отсюда такое название. С 1957 года и в пределах города Красногвардейский тракт. В XIX веке основной торговый путь из Семиречья в Западную Сибирь, Семипалатинск, Омск, проложен в 1855 году для связи укрепления Верный с бывшим центром Алмаатинского округа г. Капалом, отсюда другое название Капальский тракт.В процессе эксплуатации в 1867 году были установлены верстовые столбы, проложена телеграфная линия в 1872 году, построен мост через реку Или в 1857. Полотно тракта вначале покрыли гравием в 1940 году, затем асфальтом в 1948 году. Перевозка пассажиров началась в 1927 году автомобильным транспортом. 4. Кульджинский тракт. История тракта восходит к 1870 году, когда к пос. Чилик (бывший пос. Зайцевский) была проложена от Верного проселочная дорога, по которой проходили торговые караваны по направлению – Верный, Чилик, Чунджа, Дубунская переправа. В 1936 - 40 годах от Алматы до Чилика создано земляное дорожное полотно. В 1949 - 50 годах тракт был покрыт гравийно-щебеночным битумом. Кульджинский тракт известен в VII – XIII в.в. как один из важнейших торговых путей из Китая в Туркестан и далее на Хорезм.Баня «Арасан». Кульджинский тракт способствовал экономическому развитию Кульджинского края, строительству городов Илийской долины. В 18 в., когда русские и европейские купцы получили доступ к факториям. Кульджа (Инин) и Чугучак (Та-Чэн), тракт приобретает новое значение. По мере присоединения районов Средней Азии и Казахстана к России, заключения Кульджинского (1851 г.) и Петербургского (1881 г.) договоров, в целях содействия развития торговли между Россией и Китаем, вдоль тракта основали станицы, устроили почтовые станции и караван-сараи, провели телеграф. В 19 в. проложили южный участок тракта от Верного (Алма-Ата) к Джаркенту (Панфилов), построили переправы Борохудзир и Дубун через р. Или. Кульджинским трактом пользовались известные научные экспедиции по исследованию Центр. Азии и сопредельных с Китаем стран. В районе Хоргоса были обнаружены остатки городища Алмалык, о чем упоминается в трудах казахского ученого Ч.Валиханова. В урочище Кочен-Тоган, где провел последние годы жизни Валиханов, вблизи К. т. (с. Шанка-най) находится его могила. 5. Транспорт. Первые трамваи пошли в Алматы в 1937 году, протяженность линий была 11 километров. Железнодорожный вокзал «Алматы-II».В 1930 году открыто движение по Туркестано-Сибирской железной дороге, дорога связала Алматы с Москвой, длина дороги 1 452 километров. Первые троллейбусы появились в городе в 1944 году. Первый поезд пришел в Алма-Ату 19 июля 1929 г. Временный вокзал находился в 10 км от города. Автобусы. Первые автобусные маршруты связали в 107 году Большую Алматинскую станицу с урочищем Медео, Алматы с Жаркентом. Первый легковой автомобиль «Мерседес-Бенц» проехал по улице Верного в 1915 году. В 1927 году было создано акционерное общество «Автотранспорт», в результате деятельности которого пущен первый автобус «Форд». В 1932 году организовано автомобильно-гужевое транспортное хозяйство.Корабельная пушка с крейсера «Киров» в парке 28-ми панфиловцев. Парк состоял из 12 автомобилей, в том числе отечественного производства «АМО Ф-15», «ЯЗ-5» и иностранных фирм «Оппель», «Додж», «Рено», «Уайт». «Джетысуйская правда» информировала своих читателей, что с 1 июня 1929 г. открывают регулярное пассажирское движение по улицам Алма-Аты 5 автомобилей, а первый автомобиль появился в городе в 1915 году. 6. Аэропорт Алматы был создан в 1935 году. До 1990 коммутатор года входил в состав КУГА (Казахского Управления Гражданской Авиации). 26 апреля 1991 года реорганизован в «Аэропорт Алма-Ата». С 1993 года - самостоятельная структурная единица. В 1994 году преобразован в АООТ «Аэропорт Алматы», правопреемником которого является в настоящее время АО «Международный аэропорт Алматы. В сентябре 2008 г. в международном аэропорту Алматы состоялось открытие второй взлетно-посадочной полосы ВПП-2, которая оснащена новейшими техническими средствами, соответствующими международным стандартам ИКАО. В 1936 г. началось регулярное авиасообщение по маршруту Алма-Ата-Москва: городское агентство Аэрофлота ежедневно продавало 26 билетов на авиарейсы. 7. Большой Алматинский канал. Расположен, на территории Чиликского, Энбекшиказахского, Талгарского, Илийского и Каскеленского районов в Алматинской области, а также г. Алматы. Стротельство началось в 1979. Гидротехническое сооружение, назначенное (в комплексе с Бартогайским водохранилищем) для улучшения водообеспечения. 8. В 1928 году открылось первое высшее учебное заведение в, Казахстане - Педагогический институт, которому в 1935 году было присвоено имя Абая. В 30-х г.г. в институте читали лекции С.Сейфуллин, У. Джандосов, М. Ауэзов, С.Муканов, К. Жубанов и др. В период с 1929 - 1934 г.г. открылись зооветеринарный, сельскохозяйственный, медицинский институты, институт советского строительства. В 1934 году образован крупнейший вуз страны - университет - КазНУ им. Кирова. В становлении университета оказали помощь вузы Москвы, Ленинграда, Казани, Украины. В 1944 году организована Академия наук Казахской ССР. Население Алма-Аты на 1 января 1929 г. составило 48 379 человек. 9. Небольшим тиражом с 1894 года еженедельно издавались «Семиреченские областные ведомости», выходил ежегодник «Справочная книжка Семиреченской области». На 1 января 1900 года в городе 4 мыловаренных, 2 кожевенных, 4 свечно-сальных, 4 салотопенных и 2 овчинных «предприятия». На каждом из них... по одному работнику. 10. В 1892 году была заложена городская роща (ныне роща Баума). Баум Эдуард Оттович (1850 - 1921). Ученый лесовод, лесной ревизор Семиреченской области. В 1874 году приехал в Верный. Был организатором лесного строительства, под руководством Бауама заложены многие питомники. По его инициативе были разработаны рекомендации о посадке деревьев, вдоль основных трактов заложены рощи из карагача, вяза, дуба, березы, ясеня; в Верном была создана лесная школа. Первые декоративные посадки в Алматы (Верном) были сделаны в 1856 году. В 1874 году были завезены персики, абрикосы, виноград и др. фруктовые деревья. Инициатива завоза принадлежала ученому – лесоводу. Им разработаны рекомендации об обязательной посадке каждым жителем Верного вокруг своей усадьбы не менее 20 декоративных деревьев. По проспекту Достык (бывшая Ленина) посажены дубы 22 летнего возраста, практикуется посадка крупномерных деревьев с мерзлым корневым комом земли. В 1936 г. впервые в Алма-Ате был проведен переучет зеленого фонда. Подготовила Ольга ТОНКОНОГ-ДАРИБАЕВА Фото с сайта stanradar.com |
Время загрузки страницы 0.499 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |