Президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана РОМАНОВСКАЯ считает, что, пока наш потребитель будет «спать», казахстанский рынок наводнят низкопробные товары и некачественные услуги. – Мы полтора года живем в Таможенном союзе, за это время приходилось ли вам выслушивать претензии к качеству товаров и услуг стран – участниц союза? |
– Я хочу обратить внимание на то, что пока ничего хорошего от того, что мы в Таможенном союзе, мы не получили – ни наши предприниматели, ни потребители. Очень подорожали товары из Китая и Европы – косметические средства, мебель, автомобили. Весной на косметические средства, которые завозятся из третьих стран, из Европы, стали действовать новые правила, на основании которых нужно было провести лабораторные исследования на мышах и выдать сертификат о безопасности товара. Если учесть, что у нас всего одна лаборатория, то выстроилась очередь из двух тысяч компаний. Кроме того, у косметики свой срок годности. Между тем в России, куда завозятся эти же товары, сертификация не обязательна. Считаю, что это правильно. Если, к примеру, в Германии при производстве косметики проводятся клинические исследования, то зачем нам здесь перепроверять эту продукцию? К тому же проверку нашей лаборатории можно считать фикцией, поскольку у нас даже столько мышей нет, чтобы провести исследование.
– Что говорят российские бизнесмены, приехавшие делать в Казахстан свой бизнес?
– По некоторым данным, после открытия таможенных границ около 500 российских фирм и компаний закрылось и открылось заново, став казахстанскими. Россияне говорят, что у нас просто тепличные условия для предпринимателей и в целом для бизнеса, льготное налогообложение. В приграничных городах Казахстана стали есть российский хлеб, потому что российские предприниматели заранее построили на границе хлебозаводы. Мы пьем белорусское молоко… Россияне скупают наше сырье – нашим производителям просто не с чем работать. Боюсь, что казахстанским предприятиям в скором времени придется просто закрыться. Что в создавшихся условиях делать, мы не знаем. К тому же у нас иная ситуация на производстве – катастрофически не хватает кадров. Выросли новые поколения, которые хотят быть начальниками, при этом не имея способностей, образования и каких-либо навыков.
Нам говорят: повышайте цену на бензин, и мы повышаем. Но при этом цены на бензин автоматически влияют на ценообразование во всех сферах экономики. И самое обидное, по словам тех же российских предпринимателей, – у нас очень доверчивые покупатели. Обманули их – все равно ходят к этому продавцу, повысили цену товара – молча платят. И вкусы у нашего потребителя странные: к примеру, в магазине продается молоко, куда производители вместо сухого молока добавляют кокосовое масло, красители и воду, и оно сладкое – за счет сахара. Это дешевле в разы. И такое молоко формирует госзаказ, его поэтому дают в детсадах, лечебных учреждениях. А ведь оно не является молоком!
Почему это происходит? Главная причина – у нас нет лабораторий, где можно было бы определить состав продукта – из какого мяса сделана колбаса, что добавлено в молоко… Еще мне непонятно, как будут гармонизироваться стандарты стран Таможенного союза? В Беларуси стандарты очень жесткие, к примеру, там можно выпускать некоторые виды продуктов, но без права реализации на ее территории! Такой товар запросто может оказаться на наших прилавках, потому что у нас менее жесткие требования!
– Недавно Комитет технического надзора и метрологии огласил результаты проверок за полгода, оказалось, что у нас кучи некачественного товара. Как предъявить претензии к продавцу или производителю товара?
– Во-первых, если потребитель купил некачественный товар, он может подать претензию или заявление в суд непосредственно на продавца, который по закону несет ответственность за товар. Кроме того, можно подать в суд на производителя. Все, кто торгует в Казахстане, должны иметь здесь своего представителя, к которому потребитель имеет право обратиться. На товаре должны быть указаны: название компании, ее местонахождение – на казахском и русском языках, телефоны. Если представительства нет, компания не имеет права торговать. На те же семечки должно быть гигиеническое заключение. Если существует межгосударственное соглашение о взаимном признании сертификатов, то оно должно быть перепечатано на бланке органа по сертификации Казахстана. Либо гигиеническое заключение должно быть переоформлено в казахстанской лаборатории. В любом случае потребитель имеет право на полную и достоверную информацию о товаре. Что касается безопасности продуктов, то за этим должно строго следить государство в лице Комитета по техническому регулированию и метрологии, Антимонопольного комитета, Минздрава, Минсельхоза и других ведомств.
– Заработал ли в полную силу Координационный совет СНГ по защите прав потребителей, где вы являетесь заместителем главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко?
– Пока мы только обмениваемся опытом, сближаем законодательство. Но должного консенсуса не происходит. К примеру, Россия не дружит с Грузией, но казахстанцы имеют долю в грузинском бизнесе, и их товарам в России выписали «стоп». И таких вопросов очень много, а ответов на них нет.
Сайт газеты «Караван»
Время загрузки страницы 1.083 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |