Ну вот, кажется, можно вздохнуть спокойно: интригующее шоу под названием «возможный дефолт США» завершилось традиционным хеппи-эндом: администрация президента страны договорилась с Конгрессом о повышении потолка госдолга. Конечно, поднять потолок, это не значит «починить всю крышу», но на какое-то время над мировой экономикой зонтик навесили, хотя источников, сулящих так называемый W-кризис, еще немало. Поэтому в посткризис приходится говорить не только о том, как мы справились с предыдущим, а насколько окрепла и готова к будущим испытаниям отечественная финансовая система. Наш сегодняшний собеседник – Серик Аханов, председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана, профессор, доктор экономических наук. Он знает ситуацию не понаслышке: все это время он находился, если можно так выразиться, на передовой антикризисных баталий. Банки поддержали – без всякой благотворительности |
– Серик Ахметжанович, как, на ваш взгляд, отечественный финансовый сектор прошел мировой финансовый кризис?
– Неоднородность рынка и сама история развития национального финансового сектора говорят о том, что здесь не может быть однозначного ответа. С начала 2000 года сектор прошел пять стадий развития. Первая фаза 2000 г.- второй квартал 2007 г. - рост. Вторая фаза - закрытие внешнего фондирования (второй квартал 2007- четвертый квартал 2008 гг.). Третья - кризис ликвидности, рефинансирования и качества кредитного портфеля (четвертый квартал 2008 г. – первый квартал 2009 г.). Четвертая - восстановления и избыточной краткосрочной ликвидности (первый квартал 2009г.- четвертый квартал 2009 г.). Пятая - оживление и начало кредитования (четвертый квартал 2009 г.- первое полугодие 2011 г.).
Не все банки одинаково успешно прошли эти этапы. В самом трудном положении оказались некоторые крупные банки. Отдельные системообразующие банки с минимальными рисками прошли дистанцию. Относительно стабильным было финансовое положение средних банков и банков с иностранным участием, особенно с государственной долей. Страховые компании и пенсионные фонды менее пострадали. Но проблемы с их доходностью и конкурентоспособностью сохранились. Одна из главных причин, повлиявших на ситуацию, это сложившиеся уровень и достигнутое качество менеджмента, господствующие методы корпоративного управления и общий стиль культуры.
Конечно, государство сыграло стабилизирующую роль, оно выделило колоссальные средства на поддержку системообразующих банков, компаний малого и среднего бизнеса строительных компаний и обрабатывающей промышленности, являющихся одновременно заемщиками банков. Замечу, что средства были выделены на платной, срочной и возвратной основе без всякой благотворительности. Сама финансовая антикризисная помощь государства была точечной и обоснованной. Меры по реструктуризации были уникальными, новыми и креативными. К ним относятся рекапитализация и восстановление стоимости активов, поддержание ликвидности и конвертация долга в капитал, потенциальное возмещение убытков и др. Депозитная политика, особенно в части крупных внутренних депозиторов, была стабильной и рациональной. Риски были разделены между внешними кредиторами и основным акционером наших банков.
Таких антикризисных мер финансовая история нашей страны, да и зарубежная, не знала. Доверие клиентов в целом сохранилось, хотя оно, конечно, хрупкое. Об этом свидетельствует рост депозитов в банковской системе. В целом финансовый сектор показал свою устойчивость. И уже сегодня есть признаки активизации: прорыв двух системообразующих банков на внешние рынки капитала, оживление кредитования реального сектора. Как мудро заметил один финансист, жизнь человека зависит от законов кровообращения, а жизнь народа - от законов денежного обращения.
О трех стрессовых факторах
– Тем не менее негативные тенденции, тормозящие развитие финансового сектора, сохраняются?
– Есть три крупные проблемы или стрессовые факторы риска для капитала банков. Во-первых, плохое качество кредитного портфеля и необходимость создания резервов на покрытие возможных убытков, дефицит и неопределенность источников фондирования, низкая капитализация финансовых институтов, тенденция к ужесточению пруденциального регулирования. В корпоративном секторе, особенно у компаний малого и среднего бизнеса, обрабатывающей промышленности, торговли, строительства сохраняется высокий уровень задолженности. Доля неработающих кредитов в банках достигла примерно 30%.
Как можно снизить долю плохих кредитов? Только создав условия для стимулирования расширения и роста каналов кредитования. Для этого есть и финансовые возможности - избыточная ликвидность, она, кстати, превышает 12 миллиардов долларов США. Но, к сожалению, она краткосрочная. Срок жизни этих средств - максимум год. Экономика же требует долгосрочных займов. Превратить «короткие» деньги в «длинные» можно с помощью механизмов субсидирования и гарантирования. Есть еще достаточно избыточных ликвидных средств в накопительных пенсионных фондах. Их очень важно эффективно разместить, к примеру, в инфраструктурные проекты под поручительство или гарантию правительства. К сожалению, пока эти инструменты используются недостаточно широко.
Вторая проблема - это дефицит источников фондирования. До кризиса в основном кредитование базировалось на внешних займах. С момента кризиса рынок внешних займов практически закрыт. Потому что сейчас на мировых рынках капитала стоимость денег достаточно высокая - свыше 10 процентов. Если вы привлекаете эти деньги, то с учетом рисков и банковской маржи стоимость займа будет очень высокой около 15 процентов. Поэтому важно использовать внутренние источники - депозиты населения и юридических лиц. Размеры последних на данный момент оставляют желать лучшего. Прирост депозитов, особенно доли вкладов в тенге, достаточно ощутим. В этом случае выход – по возможности в использовании в той или иной форме денег государства. Правительство уже достаточно успешно применяет эти средства на стимулирование и поддержку малого, среднего и крупного бизнеса.
Третья проблема - это недостаточная капитализация банков. Наши финансовые институты, по сравнению с европейскими собратьями, не так уж велики. А размер банка напрямую влияет на конкурентоспособность и качество его финансовых услуг. Увеличить капитализацию банков можно только путем увеличения старого и привлечения нового акционерного капитала. Здесь очень важно эффективно использовать все средства, которые есть в стране. К примеру, дешевое фондирование возможно по линии бюджета, но банки могут участвовать в софинансировании крупных инвестиционных проектов.
Почти вся правда о кредитовании и конкуренции
– Если судить по последним данным Нацбанка, понижательный и застойный тренды в кредитовании преодолены. Начинается рост. Насколько он устойчив?
– В финансовой теории есть понятие «кризисные узлы» - точки, в которых вероятен слом сложившихся трендов экономических тенденций и достижение критических пиковых значений параметров. Это - стыки деловых циклов на которых возрастают финансовые риски. Разумеется, на развитие нашей экономики влияют внешние шоки со стороны мировых финансовых, ипотечных и товарных рынков. В настоящее время это проявляется в виде высокой стоимости заемных средств и удорожания зарубежного фондирования, замедления внутреннего кредитования строительства жилья и ипотеки, малого и среднего бизнеса, сохранения сложившегося уровня ставок по кредитам и недостаточного объема депозитов в банках.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что ситуация в финансовом секторе целом нормальная, стабильная. Устойчивость и конкурентоспособность финансовых институтов сохраняется. Запас их прочности достаточен, а менеджмент эффективен и креативен. Но сохраняются проблемы с долгосрочной ликвидностью.
В прошлом году в целом по экономике рост кредитования составил чуть более 2,6%, с учетом списания неработающих кредитов за баланс. Это правда, но не вся правда. Нужно учесть особенности структуры кредитования, списания кредитов и др. Вместе с тем, например, в 11 банках из 39 действительно упало кредитование, если не учитывать списание неработающих кредитов за баланс. При этом диапазон падения был от 0,7 до 39%. Если посмотреть участников падения, то там мы увидим маленькие банки, средние и один крупный банк. Но одновременно в остальных 28-ми банках произошел рост: от 0,2 до 569%. Здесь опять присутствуют маленькие и средние банки. Если посмотрим, что это за банки, то увидим, что рекорд по кредитованию дали банки, которые в прошлом году только были созданы и выдали первые кредиты и, естественно, что у них была низкая база, и рост был существенным. То есть, нельзя механически воспринимать показатели, важно их должным образом анализировать.
У тех банков, где удельный вес нерабочих кредитов ниже, чем в среднем по банковскому сектору, уже сейчас виден рост кредитования. При этом, с одной стороны, хороший рост показывают средние банки. С другой стороны, достаточно агрессивное кредитование идет со стороны государственных банков с иностранным участием, поскольку они имеют доступ к дешевому фондированию.
Самый главный вывод заключается в том, что падение было, но в некоторых системообразующих крупных банках не было ни падения, ни роста. И это еще один уникальный момент. Второй момент. Рост наблюдался в иностранных банках с государственным участием. Конечно, когда конкурирует частный банк и банк с госучастием, то для частного банка проблема в том, что цена фондирования у него выше, чем у банка с госучастием.
По оценке, осенью увидим общий рост кредитования, и это будет результатом участия банков в реализации государственных программ развития экономики. Прогнозы по банковскому сектору в целом на текущий год, по кредитованию составляют примерно 5%. В системообразующих банках будет реальное оживление кредитования от 5 до 10%, при росте ВВП, примерно на уровне 5-7%.
В таких условиях конкуренция сильно обострится. Для казахстанских банков главная задача - удержать клиентуру, для этого нужно увеличить клиентоориентированность бизнеса, предоставлять ему реструктуризацию и активно участвовать в оздоровлении своих клиентов. Финансовый сектор - один из самых глубоко интегрированных в мирохозяйственные связи. Финансовые институты работают по международным стандартам. С 1 января 2013г. банки переходят полностью на принципы Базель III. Они давно конкурируют с мировыми лидерами, например, банковской системы.
У нас 16 банков с иностранным участием и в нашей экономике присутствуют все крупнейшие банки мира, например Индустриально-коммерческий банк Китая, Ситибанк, Гонконг-Шанхай Банк, группа UniCredit, Кукмин банк Кореи. Новых банков не ожидаем, они уже все у нас присутствуют. Некоторые иностранные банки являются домашними для своих клиентов - нефтяных компаний, крупнейших компаний, металлургических корпораций, которые работают в нашей стране. За ними и пришли банки, которые обслуживают их в своих странах. С одной стороны, их приход в страну резко обостряет конкуренцию, потому что у иностранных банков более трехсот финансовых продуктов и услуг. В наших банках в несколько раз меньше количество продуктов и услуг, поэтому, конечно, им тяжело конкурировать. Но, с другой стороны, наши банки имеют корпоративное и ментальное преимущества - они хорошо знают отечественный рынок, регионы и клиентов. Наши банки присутствуют во всех регионах, во всех областях в отличие от иностранных банков, которые точечно представлены в отдельных регионах, там, где их домашний клиент. Здесь есть позитивные моменты. В связи с этим усиливается конкуренция и растет качество обслуживания клиентов плюс повышаются требования к топ-менеджменту. Отечественные финансовые институты достойно ведут конкурентную борьбу со своими зарубежными коллегами. Но, конечно, главное тут - уровень капитализации, который определяет успех конкурентной борьбы.
Стратегии развития финансовых институтов с учетом изменившихся условий и факторов их работы не могут не корректироваться. Главными приоритетами являются обновление систем управления рисками и эффективное использование накопленных ресурсов, конкуренция за лидерство и технологическое опережение. Особую роль играет овладение искусством ранней диагностики индикаторов движения различных стадий деловых циклов от бума до кризисов. В настоящее время бурно формируется новая модернизационная парадигма менеджмента, учитывающая принцип относительности по линиям «время –услуги –клиент» и «пространство – технологии – конкуренция».
Кроме того, сейчас в финсекторе наблюдается избыточная ликвидность, и это парадоксальное явление, потому что в начале кризиса, наоборот, был ее недостаток, связанный с прекращением внешнего фондирования. Когда прошла острая фаза кризиса и началась стадия восстановительного роста, в банках возникла избыточная ликвидность. Избыточность характеризуется тем, что она носит кратковременный характер, это деньги, которые имеют срок жизни до года. Можно ли использовать их для кредитования реального сектора? Это большой вопрос, потому что при кредитовании нужно учитывать риски заемщика, его финансовое положение. Сейчас многие предприятия сознательно уменьшили долю кредитов в структуре финансирования и используют большей частью собственные средства. Поэтому здесь очень важен анализ внутренней анатомии кредитного организма.
ФСА готовится к чистке плохих портфелей
– Тема очистки балансов банков от плохих кредитов в последнее время звучит все чаще. Совершенно понятно, что пока банки не урегулируют это «наследство» кризиса, оно, как гири на ногах, не позволит расти быстрыми темпами. Но здесь не все зависит от банков, не решены, насколько я знаю, и законодательные аспекты этого вопроса. На ваш взгляд, есть ли в нынешней ситуации алгоритмы относительно безболезненного решения задачи?
– Экономическая наука и практика имеют несколько механизмов решения этой проблемы. Это механизмы государственной гарантии и выкуп просроченной задолженности, организация фонда стрессовых активов и прямое списание банком или через «дочку» SPV плохих активов и другие. Правительством страны и Нацбанком разработана программа посткризисного развития экономики, фактически это программа восстановительного роста. Она состоит из двух частей, первая включает промышленное оздоровление, а вторая - банковское. Конечно, объективно они взаимосвязаны, и желательно, чтобы они были гармонизированы. Заемщик должен иметь возможность участвовать в двух программах.
В первой части программы банки активно участвовали, многие предложения
были учтены. Это направление предусматривает оздоровление крупнейших
системообразующих и градообразующих предприятий, которые имеют значение не
только для отдельного региона, но и для страны в целом. Оздоровление этих
предприятий даст импульс развитию малому и среднему бизнесу, который работает
вокруг них. Сейчас идет формирование перечня предприятий, которые войдут в эту
программу. Эти предприятия получат некие налоговые льготы и, что не менее
важно, субсидирование процентной ставки по кредитам.
Вторая часть программы разрабатывалась Национальным банком, который подготовил
проект «Фонд стрессовых активов - 2», предусматривающий очистку плохих активов
банков. Практические механизмы и основные пути их реализации уже видны.
Предполагается, что ФСА-2 выпустит ценные бумаги, которые смогут приобрести
банки, пенсионные фонды и оставшуюся часть – сам Нацбанк. Этими процессами
будет управлять высококачественный топ-менеджмент как в ФСА-2, так и созданных
при банках организациях по управлению сомнительными активами. Предполагается
несколько типов организаций, например, часть будет работать с плохими активами в
сфере недвижимости, а другая - с плохими корпоративными займами. Тут важно
понимать, что у каждого банка своя структура кредитов и свои особенности.
Принципиальный вопрос состоит в механизме работы с плохими активами. Возможны
различные варианты работы, например, предприятие допустило дефолт, в этом
случае кредит полностью переходит под управление этих организаций. Возможен
вариант, когда предприятие в состоянии обслуживать часть займа, в этом случае
организация по управлению сомнительными активами берет на себя лишь часть
кредита. Эти программы должны очистить кредитный портфель.
В настоящий же момент ситуация сложная: удельный вес неработающих кредитов достигает 30%. Сейчас есть первые положительные сигналы, когда портфель показывает улучшение, однако процесс идет медленнее, чем хотелось бы. Но картина в банковском секторе по качеству портфеля неоднородна. Сейчас главное – разморозить ситуацию с кредитованием. Кредитование может «проснуться», если качество кредитного портфеля банков улучшится, если банки получат живые деньги от ФСА-2 путем приобретения ценных бумаг фонда. По оценке, эта схема очень реалистична, она должна показать свою эффективность.
В результате, с одной стороны, банки за счет оздоровления через ФСА-2 освободятся от части плохих активов и резко улучшат кредитные портфели. С другой стороны, у предприятий за счет реализации программы промышленного оздоровления уменьшится долговая нагрузка. И эти два параллельных процесса позволят вновь начать кредитование. Это уникальный проект, аналогов которому на постсоветском пространстве нет. Казахстан, как всегда, пионер.
Напомню, что первый Фонд стрессовых активов (ФСА-1) свою миссию выполнил, он поддержал МСБ в обрабатывающей промышленности нашей страны и рынок недвижимости. Его ресурсы были исчерпаны, и его функция на этом закончилась, сейчас ФСА-1 осуществляет мониторинг выданных средств.
Безусловно, в этой работе необходима согласованная политика правительства и Национального банка РК в части очищения и восстановления балансов предприятий и банков. Во многом она носит социальный характер, направленный на недопущение роста безработицы. Предусматривается поэтапное и плавное снижение объемов проблемной задолженности. Несмотря на некоторые экспертные оценки, не наблюдается массовой продажи залогов недвижимости по проблемным кредитам. Их объемы не достигают и 1% от общего объема проблемных кредитов. Нет и массового банкротства, и закрытия предприятий-должников. Что очень позитивно.
Экономическое братство рынка и плана
- Серик Ахметжанович, ну и напоследок вопрос о науке и практике. Как вы расцениваете роль современной экономической науки и ее практическое значение?
– Роль фундаментальной науки в жизни общества трудно переоценить. Из истории известно, что в свое время М. Планк, основоположник квантовой теории, бросил занятия экономикой, потому что она показалась ему очень сложной. А основатель математической логики Б.Рассел – из-за того, что она ему показалась излишне простой. Это касается и экономической науки. Должен подчеркнуть, что казахстанский опыт антикризисных мер является ярким свидетельством учета достижений современной экономической науки и адаптации отечественного рыночного опыта.
Экономическая наука – это «волшебное зеркало», в котором отражаются сакральная сущность и особые формы реализации интеллектуальных страстей и нравственных драм в сфере национального хозяйства. В современной экономической действительности многое можно объяснить, но зачастую невозможно понять, что происходит.
Экономическая наука - это уникальная возможность погружения в непредсказуемый мир мотивации поведения «человека экономического». Это – неустанный поиск неведомого и тайного, загадок и секретов в причинах и природе национального богатства. Это тонкое ощущение удивительной притягательности «магического кристалла» национального капитала, гармонии, справедливости и эффективности. Это непрерывный анализ меняющихся мозаики условий и факторов, калейдоскопа событий и фактов экономической жизни, дисбаланса и ассиметрии макроэкономических параметров. Это миросозерцание экономических интересов. Это миропонимание очарования движущих сил конкуренции. Это мировоззрение, раскрывающее природу экономической политики.
Для овладения экономической наукой необходимо знать историю, ибо все в этой жизни повторяется; этику, ибо десять нравственных заповедей одинаковы во всех мировых религиях; биологию, ибо законы кровообращения удивительно похожи на законы, управляющие денежными потоками.
В свое время известные физики мудро заметили: Л.фон Больцман, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория, а Р.Фейнман, что открытие электричества окупило все затраты на фундаментальную науку за всю мировую историю. К сожалению, кризисные тенденции сохраняются и в современной экономической науке. Поэтому актуализируется ее проблематика и идут поиски новых концепций, адекватных требованиям хозяйственной практики.
К счастью, в настоящее время экономическая наука переживает подлинный ренессанс. Фундаментальные идеи и базовые положения неокейнсианства и неомонетаризма, неорикардизма и неомарксизма впервые вступают в невиданный исторический синтез как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспектах. Экономикой управляют две руки. Одна – это знаменитая «невидимая рука» рынка. Это спрос и предложение. Это методы неомонетаризма и неорикардизма. Искусство управления экономикой заключается в использовании «невидимой руки» рынка в периоды роста, подъема и бума. Другая – это «видимая рука» рынка. Это методы неокейнсианства и неомарксизма. Наука управления экономикой определяет то, что не менее знаменитая «видимая рука» рынка включается в периоды рецессии, спада и кризиса.
Главное - правильно учесть, на какой стадии делового цикла находится экономика и грамотно использовать оптимальное соотношение различных методов экономического регулирования рынка и плана. Как решить эту проблему, и есть фундаментальная задача экономической науки.
Сайт газеты «Деловой Казахстан» Время загрузки страницы 1.115 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |