Вчера в «Литере» Ермухамет Ертысбаев будущему автору книги «Великие аферы XXI века» начать свой труд с истории мошенничества Аблязова, который, уведя из страны 12 миллиардов долларов, эквивалентных почти 9 процентам ВВП, заслуживает быть включенным в пантеон великих аферистов. Что ж, как заметил французский энтомолог Жан Анри Фабр, «история записывает имена знатных мерзавцев, а как была изобретена пшеница – умалчивает». В ней так и останутся безымянными те казахстанцы, потом и мозолями которых создавались эти 9 процентов ВВП. Эти же простые казахстанцы, налогоплательщики, по большому счету и восстанавливают бюджетную брешь, пока Аблязов, живущий по соседству с Виндзорским замком английской королевы, любуется собой и, примеряя на себя венец крупного политика современности, призывает их строить «справедливое общество». |
МЕрза Аблязов, вы большой ученый
Сразу же не соглашусь с советником президента, считающим, что Аблязов, и тем более Алиев, представляют какую-либо угрозу социальной стабильности в Казахстане, а активисты «Алги» имеют какое-либо влияние на бастующих нефтяников и тем паче – на казахстанское общество в целом. Дело даже не в том, что у этой компании кишка тонка. Все гораздо проще.
Совершенно очевидно, что в Казахстане и остальном трезвомыслящем мире существуют только два человека, которые серьезно полагают, что можно одновременно – в первом случае – скрываться от возмездия за организацию похищений, пыток и убийств, во втором – быть под преследованием четырех тупо ограбленных, но уважающих себя держав, и при этом ощущать себя «опальным политиком». Это Мухтар Аблязов, оценивший великим достижением западной демократии британское политическое убежище, равносильное подписке о невыезде, и Рахат Алиев, у которого дела совсем плохи.
Поэтому, в отличие от большинства эмоциональных обличителей компании по интересам, объявившей себя «соратниками» и «последователями» учения Аблязова, выскажу непопулярное суждение. Они далеко не дураки, находятся в здравом рассудке и прекрасно понимают карикатурное положение «борца за свободу», вещающего из Лондона. Следуя своему правилу «любой каприз за ваши деньги», эти люди, сами себя провозгласившие политиками, общественными деятелями, журналистами и социальными экспертами, совместными усилиями тешат самолюбие своего спонсора, убеждая его в некой политической значимости и ценности с точки зрения влияния на свободную мысль в Казахстане и за его пределами. Они прекрасно осознают, что если у их господина Журдена когда-либо наступит здравое озарение, то моментально прекратятся питающие их финансовые потоки. Правда, до озарения Аблязова потоки могут прекратиться и по вполне естественным причинам: с потерей последнего российского банка у него остается лишь то, что позволено Высоким судом Лондона тратить на личные текущие расходы. А содержать три дворца в Лондоне и поддерживать «свободомыслие» на эти средства вряд ли удастся. Однако не будем считать чужие деньги. Хотя… как сказать: чужие ли они, если украдены из нашего с вами кармана?
Пока этих денег достаточно для того, чтобы достаточно качественно обслуживать аблязовское эго и создавать видимость, что этот человек кому-то интересен. На всякого мудреца довольно простоты, и эту слабую мозоль довольно быстро нащупали у видавшего виды авантюриста и автора множества хитросплетенных схем отъема денег у целых государств и их отдельных граждан. Это больное место – тщеславие.
Читая политические и иные воззвания, которые Аблязов обильно распространяет через свои средства массовой информации, невольно приходишь к выводу, что это человек, который жаждет славы абсолютно по любому поводу. Невольно вспоминается бородатый анекдот о двух гомосексуалистах, один из которых в жажде славы мечтал стать футбольным арбитром. По крайней мере, такая аналогия возникает при виде того, как с сайтов, где комментируют аблязовские подвиги, не удаляются «поощрительные» комментарии типа: «Молодец, Муха, классно ты всех кинул». Шефу приятно. Что же касается большинства иных высокопарных комплиментов «благодарных» казахстанцев, то в них явно просматривается одно и то же авторство. Не достает только оценок со стороны «братвы», топтавшей и топчущей зону. Это явное упущение. Вероятно, бойцы аблязовского идеологического фронта небрежно изучают первоисточники, в которых их шеф указал, что был авторитетом не только в школе, шахматном кружке или университете, не только в экономических и политических кругах, но и вполне успешно на зоне.
Суть в себе
Само название автобиографической книги Аблязова «Путь к себе» симптоматично. Я бы даже сказал, оно уже содержит определенный диагноз. По ней, а также по публикациям, которые на различных этапах своей славной жизнедеятельности оплатил физик-шахматист-зек-банкир, вполне можно изучать течение маниакального самолюбования и найти объяснение современному феномену: человек, как принято говорить, «в заднице», но кичится тем, что в полной. И невозмутимо обличает пороки всеобщего бытия.
Изучая огромный список великих личностей, которых наш герой на разных жизненных этапах учил уму-разуму, невольно начинаешь сочувствовать Махатме Ганди, который не дожил до тех времен, когда Аблязов писал монографию на тему староиндийской шахматной защиты. Но радуешься за Маргарет Тэтчер, Тони Блэра и других, которые непременно попадут в мемуары следующего тома, посвященного жизни Аблязова в Лондоне. Более того, если вдруг окажется, что Америка и Европа найдут совместными усилиями рецепт выхода из бушующего кризиса, то можете не сомневаться в том, что вскоре мы прочтем мемуары о том, как Аблязов щелкал по носу Обаму и Меркель, наставляя, как решить проблему борьбы с внешним долгом.
Зарабатывая на продаже ксероксов и подержанных праворульных машин, Аблязов уже считает себя крупным бизнесменом, у которого нет отбоя от предложений занять ту или иную министерскую должность. При этом, по словам само-провозглашенного гения, и президент, и тогдашний премьер большую часть своего рабочего времени проводят в уговорах. Дескать, возглавь, Мухтар, любой участок, какой захочешь, только возглавь. Но Мухтар снизошел во власть лишь после долгих принципиальных переговоров, да и то, огласив руководителям государства и правительства свои условия. У Аблязова даже можно прочесть, как он якобы учил уму-разуму Назарбаева и даже «подарил» ему идею назвать новую столицу Астаной. Действительно, среди людей, знающих президента не обязательно даже лично, существуют только два человека, кто может поверить в такие рассказы, и их имена названы выше.
Явно не все в порядке с головой у Аблязова в самооценке не только управленческой, но и коммерческой ценности. Не буду напоминать историю, как выдающийся министр был пойман на воровстве, посажен, а затем вышел на свободу досрочно, вымолив помилование лично и подключив всех своих друзей к соответствующим уговорам главы государства. Всем известно, что помилованный, недолго думая, умыкнул из страны энную сумму и отправился покорять Москву. В интервью «Ведомостям» он рассказывает, что прибыл в Первопрестольную с несколькими миллионами, а уже в позапрошлом году его состояние оценили в 5–10 миллиардов. Такое не снилось даже Мавроди. Я думаю, вряд ли найдется в мире человек, включая Билла Гейтса, Романа Абрамовича и барона Мюнхгаузена, который бы допустил мысль, что такие деньги в современной России можно заработать. Украсть – другое дело. Именно благодаря таким «героям» словосочетание «отечественные бизнесмены» в привязке к постсоветскому пространству во всем мире вызывает если не гомерический хохот, то горькую иронию. Последняя реакция характерна для тех, кому посчастливилось с ними пообщаться. А таких немало в Лондоне, откуда подсудимый Аблязов направляет свои пророчества.
Шипящие из норы
Здесь уместен набивший оскомину вопрос, каким образом этот несуразной внешности колобок и из Казахстана выбрался, и из России ушел, и от украинцев увильнул. И надо отдать должное не только искусству авантюриста, но и неистребимой вере в сказки про халяву, которую не изжили в себе деловые люди бывшего СССР. А что касается властей и подчиненных им правоохранительных органов, уместно лишь вспомнить китайского философа Хун Цзычэна, говорившего: «Воюя с негодяями, оставляй им путь к отступлению. Быть к ним беспощадным – все равно что наглухо закупоривать мышиную нору: тогда мыши, сдохшие в норе, отравят все вокруг».
Тем не менее очевидно, что британские власти, предоставив Аблязову политическое убежище, дабы он не смог скрыться от суда, как это сделал его зять, получивший уже в Англии заочный срок, великим политиком его не считают. Здесь трудно найти для человека большее унижение, нежели арест счетов, а также паспорта. Но человек без паспорта сейчас обеспечивает рабочими местами не только судебную систему Британии, которая тщательно рассматривает многомиллиардные иски к Аблязову. Есть и другая группа, работающая на его персону, – незарегистрированная «Алга», коммунисты и журналисты СМИ, названия которых всем хорошо известны.
Что характерно: это люди, упорно не замечающие одно странное обстоятельство – то, что в их рядах нет бывших партнеров Аблязова по бизнесу; нет и бывших соратников по движению «Демократический выбор Казахстана»; нет даже Асылбека Кожахметова, который в свое время наделал немало шума на почве продвижения аблязовских идей.
Характерно, что это люди, единодушно подозревающие причину такого отсутствия – говоря терминами современного отечественного бизнеса, «подставы» и «кидалово» со стороны их шефа.
Характерно, что это люди, прекрасно осознающие отсутствие у Аблязова какой-либо перспективы не только как бизнесмена или политика, но и вообще человека, который может остаться на свободе после неминуемо грядущего приговора Высокого суда.
А стало быть, это люди, выжимающие последние деньги своего патрона, активно эксплуатируя его манию величия.
Отсюда и «политические заявления» авантюриста, и разговоры о его связи с бастующими шахтерами и взрывающимися шахидами, и – в перспективе – не удивлюсь, о влиянии Аблязова на приближение конца света. А как же? Он же не только банкир, но и физик-теоретик.
Поэтому, возвращаясь к теме вхождения в историю мирового криминала, думаю, что Аблязов может считаться одним из самых тщеславных преступников века. Ведь есть серийные убийцы, убежденные в том, что они спасают мир. А в нашем случае – серийный вор, считающий себя большим политиком. При этом, наверное, впервые в жизни привыкший «разводить» своих партнеров Аблязов не ощущает, что его успешно «разводят» соратнички, поющие соответствующие оды.
Виталий ХАПРОВ, Алматы
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.219 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |