Помимо ПФИИР (программа форсированного индустриально-инновационного развития), разрабатывается и Программа «Народное IPO», по которой казахстанцам предложат купить акции крупнейших нацкомпаний, будет готова к 1 сентября. Как сообщил премьер-министр Карим МАСИМОВ, одна из проблем состоит в том, что большинство населения до сих пор не в курсе, какое счастье ему привалило. Хотя настоящая проблема совсем в другом – куда правильно вложить народные деньги. Кругом одни знатоки |
Тот факт, что программа «Народное IPO» будет представлена правительством на рассмотрение главе государства 1 сентября, хотя кабмин собирался запустить ее чуть ли не весной, несколько обнадеживает. Он дает основания полагать, что программа будет не совсем «сырой». Кроме того, время для ее отработки еще останется и после сентября, поскольку размещение на фондовой бирже акций ведущих госкомпаний страны потребует изменений в законодательстве. Да и правительству работать еще есть над чем. В частности – над видением целей и задач «народного IPO».
– Пока только 26% населения понимает, о чем идет речь. Мы до конца года хотим провести разъяснительную работу и с начала следующего года проводить соответствующую работу, – сказал премьер на совещании у президента.
Удивляет не сама эта цифра, а премьерские ожидания. Сколько же людей, по мнению главы кабмина, должно быть осведомлено о программе? Если четверть населения – это мало, то сколько же тогда нормально? Неужели правительство всерьез рассчитывает на стопроцентную информированность? Ведь понимать смысл «народного IPO» означает не просто знать расшифровку термина (Initial Public Offering – первоначальное публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц). Нужно также разбираться в компаниях, акции которых будут продаваться: как минимум, уметь оценить их нынешнее финансовое положение, а также быть в курсе их планов и рыночных тенденций, чтобы прикинуть, стоит ли рассчитывать на дивиденды. Сколько у нас таких знатоков? Вряд ли среди них наберется четверть населения.
К тому же для покупки акций нужны не только знания, но еще и деньги. Численность экономически активного населения республики – 8,6 млн. человек, а за вычетом безработных эта цифра составляет порядка 8 млн. Если хотя бы 10%, то есть примерно 800 тысяч, примут участие в программе, это станет очень хорошим результатом. Поясню, что речь идет именно о том случае, кода люди примут осознанное решение вложить свои кровные в акции. Не исключается и сценарий, когда государство прибегнет к административному ресурсу (как в 1950-х годах, когда людей заставляли подписываться на облигации госзайма). Но это будет уже совсем иной расклад, имеющий далекое отношение к рыночной экономике.
Не путать «народное IPO» с «всенародным»
IPO нацкомпаний может стать действительно «народным» – когда у всего населения появится возможность в нем участвовать. Но оно не может быть всенародным – когда подавляющее большинство населения реально примет участие. Если так произойдет, это будет похоже на профанацию. В США в операции на фондовом рынке вовлечено около 10% населения. В некоторых странах – например, Японии и Австралии – этот показатель достигал 30%. Но для Казахстана, учитывая отсутствие опыта, планка в 10% от экономически активного населения представляется максимальной.
Если каждый из 800 тысяч казахстанцев, потенциально способных участвовать в «народном IPO», вложит по тысяче долларов, то получится инвестиционный пакет размером $800 млн. Сумма приличная в масштабах одной компании – даже такой крупной, как «КазМунайГаз» или «Казахстан Темир Жолы». Но если распределить их между всеми
госкомпаниями, акции которых будут размещены, то каждой достанутся крохи – недостаточные для серьезных проектов. И поэтому остро встает вопрос – для чего, собственно, нужно «народное IPO»?
Чтобы ответить на него, нужно понять, как будут распределяться деньги. Здесь есть два варианта.
Первый состоит в том, чтобы выставить на продажу небольшие пакеты акций действующих компаний. Участники «народного IPO» в этом случае станут «микроакционерами», а их деньги будут «размазаны» между крупными компаниями.
Второй же вариант предполагает продажу акций совершенно новой, специально созданной компаний. В этом случае участники «народного IPO» в совокупности могут получить контрольный пакет, а их общий капитал будет вложен в конкретный проект.
Правительство сразу сделало однозначный выбор в пользу первого варианта. Возможность второго даже не рассматривалась. По крайней мере, публично он не обсуждался. А напрасно. По принятому правительством сценарию, привлеченные деньги населения будут вложены в акции нескольких компаний. Главный его минус в том, что отследить экономический эффект от «народного IPO» будет практически невозможно. Единственное, что реально посчитать, – это общий объем вложенных населением средств. А вот на что они пошли и какую пользу принесли экономике, никто никогда не узнает.
Зато это легко сделать при варианте, когда деньги вкладываются в один-два конкретных проекта. И таких проектов, которые бы имели хорошую перспективу, предостаточно: это строительство экспортных нефтепроводов, освоение нефтегазовых и рудных месторождений, строительство энергомощностей. Наконец, можно использовать «народное IPO» для решения экономических проблем, которые понятны и близки большей части населения, – например, топливной.
Инициатива наказуема
Нынешняя ситуация с подорожанием нефтепродуктов доказала, что административные методы и госрегулирование цен не помогают, когда на рынке царит дефицит. Нужны резервы, которые обеспечивали бы стабильность предложения на рынке, не допуская его сезонных колебаний.
В России на днях принято решение создать подобный резерв, уже готовится постановление правительства. В частности, летом, в период снижения спроса, будет закупаться и накапливаться зимнее топливо. А зимой его будут выбрасывать на рынок, тем самым стабилизируя ценовую ситуацию. Система управления запасами станет коммерческой, приносящей прибыль, и подобные механизмы хорошо отработаны в зарубежных странах.
В Казахстане создание топливного резерва тоже давно назрело. Почему бы не продумать его концепцию и возможность реализации посредством «народного IPO»? Безусловно, в таком проекте, как в и любом новом начинании, присутствует определенная доля риска. Но он присутствует и в деятельности госкомпаний с большим стажем. Ведь ни одна не застрахована от невыплаты дивидендов. И дело даже не в том, что может ухудшиться экономическая ситуация: их основной акционер – государство – вправе снизить или вообще отказаться от начисления дивидендов на акции, оставив всю прибыль на развитие компаний.
Вариант создания с помощью «народного IPO» топливного резерва, конечно, нуждается в обсуждении. Но принципиальный вопрос заключается в том, что стоит хотя бы попытаться найти деньгам, которые государство ждет от населения, более эффективное применение, нежели покупка крошечных пакетов акций ведущих госкомпаний. Иными словами, попробовать сделать инвестиции не «моментально растворимыми», а адресными. Правда, это предполагает, в свою очередь, и адресную ответственность руководителей проекта и организаторов «народного IPO». Что, видимо, никому из них совсем не нужно. Инициатива, как известно, наказуема.
О «пенсионном листинге» и «пролетарском андеррайтинге»
Риск, повторюсь, есть в любом случае. Следует четко понимать, что «народное IPO» – это не облигации государственного займа. Оно, скорее, ближе к лотерее. Купленные акции могут принести хорошие дивиденды, а могут не дать их вовсе. Могут вырасти в цене, а могут рухнуть. Подобная неопределенность – это фундаментальный принцип рынка ценных бумаг. Поэтому рекламно-разъяснительная кампания в пользу «народного IPO» должна быть в корне изменена. Нужно предельно ясно объяснять населению как его плюсы, так и минусы. Во главе угла должна быть мысль, что вложения в акции – это деловое решение, ответственность за которое несет сам человек, и никто другой.
Иначе потом, если дивиденды по приобретенным акциям будут низкими или их не будет вообще, мы рискуем обзавестись новым источником социальных волнений, вдобавок к дольщикам и ипотечникам.
А посему в разъяснительной кампании по «народному IPO» необходимо переключиться с количества на качество. Для этого пора перестать тратить деньги на абстрактные лозунги (типа того билборда в Астане, что призывает стать «финансово грамотными»), а вкладывать их в конкретные информационные кампании по конкретным компаниям, акции которых будут предлагаться к продаже.
Есть еще важный нюанс – название. Термин IPO – это нормальное условное название при подготовке рабочего варианта. Но итоговая программа, предназначенная для «раскрутки» в широких массах трудящихся, так именоваться, на мой взгляд, не должна. С таким же успехом можно объявить «пролетарский андеррайтинг» или «пенсионный листинг». Нужно быть проще – и тогда народ к акциям потянется.
По сути, «народное IPO», то есть продажа части акций госкомпаний, – не что иное, как частичная приватизация. Но таким термином власть называть происходящее почему-то стесняется. Может, и правильно: ведь слово «приватизация» – так уж исторически сложилось – вызывает у людей не самые лучшие ассоциации. Раз так, можно придумать иное название – например, «народный инвестор».
Тимур Исаев
Региональный еженедельник «Московский Комсомолец» Время загрузки страницы 0.262 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |