География второго Международного фестиваля оперного и балетного искусства на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая была весьма обширной, а его участники – с мировыми именами. Фестиваль был организован совместно с Союзом музыкальных деятелей Казахстана при поддержке «Казкоммерцбанка» и посвящен 20-летию независимости Казахстана. Среди звезд балетного искусства впервые на алматинской сцене выступил премьер балетной труппы Государственного академического Большого театра России, лауреат международных конкурсов Руслан Скворцов. |
За последние несколько лет практически каждый, кто связан с балетом, так или иначе говорит о творчестве молодого артиста балета. Критики наделяют его эпитетами: «лучший среди лучших» и «не опоздайте на встречу со Скворцовым». Для казахстанского зрителя творчество Руслана Скворцова – книга закрытая, естественно, мы не видели балетных спектаклей с его участием. Алматинским поклонникам балета он показался по-московски броским, продемонстрировав победительный «большой стиль». Общее свойство его танца – благородство. Он лишен и мишурного балетного шика, и балетной сентиментальности. Кстати, согласием Руслана принять участие в фестивале в спектакле «Ромео и Джульетта» удалось заручиться только давнему партнеру ГАТОБ им. Абая «Казкоммерцбанку», который в этом году также отмечает свое 20-летие.
Руслан Скворцов родился в Ельце, городе, в который «взяла ангажемент» чеховская Нина Заречная. Но на балетной же карте Елец никак не отмечен. Тем не менее, руководительница местной детской хореографической студии сумела увидеть, что у маленького мальчика высокий подъем, красивая стопа, что он очень музыкален. И посоветовала маме 9-летнего Руслана отвезти сына в Москву в хореографическое училище Большого театра. Руслан поступил, и так началась для него московская жизнь. Руслан удивлял своих педагогов не просто желанием учиться, а умением сосредоточиться, выяснилось, что он может танцевать все. По окончании Скворцов был принят в Большой театр.
Высокий красавец совсем не похож на звезду – доброжелательный и открытый. И это несмотря на высокую его востребованность. Оказывается, на сегодняшний день в репертуаре Большого всего 4 главные партии, которые он пока не станцевал – в «Щелкунчике», «Дон Кихоте», «Спартаке» – партии Спартака и Красса.
В театре, как и в училище, Руслану Скворцову повезло с педагогами. Его учителями стали блестящие в прошлом танцовщики Николай Фадеечев и Валерий Логунов. Благодаря Валерию Логунову Руслан принял участие в Московском международном конкурсе балета, где занял третье место, хотя, как утверждает сам Руслан, ему совершенно не свойственно желание соревноваться.
ЛИТЕР-Неделя: Руслан, чаще всего люди решаются участвовать в конкурсе от неудовлетворения своей театральной жизнью. Как складывается ваша судьба в театре?
Р.С.: Однозначно удачно. Других вариантов у меня не было, только Большой театр. Здесь у меня возникла любовь к профессии, появилось чувство ответственности. Вообще, у меня жизнь в театре очень насыщенная. Все сразу же стало складываться удачно. В училище нас готовили к тому, чтобы сладкой жизни мы не ждали, что придется набраться терпения и попотеть в кордебалете. Но почти сразу, после того как я пришел в театр, мне дали вариацию в гран-па в «Раймонде». Это было очень неожиданно. Я хорошо показался, и это дало надежду, что меня заметят. Потом я полностью станцевал это же гран-па, и все быстро пошло по нарастающей. Одну за другой я получил небольшие сольные партии в «Щелкунчике», «Анюте», «Баядерке», «Симфонии до мажор». Потом появились крупные партии – Трубадур в «Раймонде» и Граф Вишенка в «Чиполлино». Через сезон я станцевал свой первый большой спектакль – «Шопениану». Страшно говорить это вслух, но я танцую все те партии, о которых мечтал…
ЛИТЕР-Неделя: Вы участник самого престижного IX Московского балетного конкурса. Скажите, что дало вам участие в этом состязании: профессиональную уверенность или признание?
Р.С.: Московский балетный конкурс считается одним из самых престижных в мире. На него ходят все московские балетоманы и критики. А так как я живу и работаю в Москве, для меня главным было показать себя. Главная ценность любого конкурса – если хорошо показаться, конкурс открывает новые перспективы, выводит на совершенно иной уровень. Я не вычислял, какое мне нужно место. Просто хотел проверить себя. Я и Екатерина Шипулина (она моя партнерша еще со школы) в кратчайшее время подготовили три разных па-де-де.
ЛИТЕР-Неделя: Руслан, согласитесь, что для конкурсной победы мало стабильно делать фуэте или двойные sautes de basque. Нужно уметь собираться в любой ситуации...
Р.С.: Я согласен. Уметь собираться важно не только перед конкурсом, но и перед спектаклем. Тогда Катя сказала – не волноваться. Легко сказать! Но мне кажется, волнение, испуг порой помогают. В экстремальной ситуации организм мобилизуется и выдает максимальный результат. Просто нужно уметь управлять собой. Не допускать, чтобы колени тряслись или зубы стучали. А волнение все равно неизбежно. Я волнуюсь и перед спектаклем.
ЛИТЕР-Неделя: Это была ваша идея показаться на московском конкурсе?
Р.С.: В принципе – да. Хотя и Катя давным-давно решила для себя, что обязательно будет в нем участвовать. А потом оказалось, что это общее желание – и Катино, и мое, и наших педагогов.
ЛИТЕР-Неделя: А как вы подбирали репертуар?
Р.С.: Это были наши совместные поиски. Сложность была в том, чтобы все три па-де-де подходили одновременно и мне, и партнерше. Па-де-де из «Корсара» мы танцевали еще в школе. На второй тур выбрали па-де-де из «Эсмеральды» в хореографии Виктора Гзовского, которое давно увидели на французской кассете и мечтали выучить – оно очень красивое, но редко исполняется. А на третий тур нужно было выбрать что-то из того, что идет у нас в театре. Мы не хотели брать то, что танцуют все, – ни «Дон Кихота», ни «Спящую красавицу». Кстати, однажды на этом конкурсе был случай, когда это па-де-де танцевали чуть ли не четыре пары. Мы решили выучить его из «Лебединого озера» в редакции Григоровича. С современными номерами у нас сначала были проблемы. Но потом мы с Сергеем Бобровым очень удачно подвернулись друг другу под руку. В итоге Сергей поставил свой номер на нас и получил за него вторую премию.
ЛИТЕР-Неделя: Кого из своих педагогов вы больше цените?
Р.С.: Всех люблю и ценю. Но особо Валерия Степановича Логунова. На репетициях бывает всякое – я не идеальный ученик и могу быть очень упрямым. Мы порой и ругаемся. Не знаю, как Валерий Степанович терпит меня. Но мне очень нравится с ним репетировать. Это живая работа, в ней нет рутины. Бывают такие педагоги, которые сидят всю репетицию и молчат. И непонятно, то ли все плохо, то ли все замечательно. Мои педагоги позволяют экспериментировать, чтобы понять, что мне больше идет. Но бьются над каждым нюансом, шлифуют каждую детальку.
ЛИТЕР-Неделя: Руслан, признайтесь, как отнеслись к вашему успеху на конкурсе в театре или к тому, что вы стали лауреатом приза журнала «Балет» «Душа танца» 2010 года в номинации «Звезда»?
Р.С.: Если быть честным, то кто-то – равнодушно, кто-то – дружески. До конкурса, например, нам говорили: «Зачем вам это нужно? Вам это в театре ничего не даст». Но мы оказались упрямые. А насчет приза журнала... Мне кажется, что многие даже не знают об этом. Я вообще-то это не афишировал.
ЛИТЕР-Неделя: Вы скромный?
Р.С.: Нет, больше суеверный. В принципе, как и все артисты.
ЛИТЕР-Неделя: Представьте: вы приходите после отпуска в театр, а вам объявляют, что лично у вас в этом сезоне пять новых балетов. И еще вы поедете на балетный конкурс в Джексон...
Р.С.: Об этом только стоит мечтать. Я думаю, очень важным этапом для меня стал бы Джексон. Там ведь, как ты станешь лауреатом, тебя узнают, будут приглашения от импресарио. Это называется просто мировое признание.
Если будет пять новых балетов, я отдам все силы на их подготовку. И на конкурс съезжу. И балеты подготовлю.
ЛИТЕР-Неделя: Руслан, вы однажды в интервью сказали, что ваша любимая партия – Альберт в «Жизели».
Р.С.: Да, это правда. Мне всегда нравилось играть на сцене, а не механически двигаться. Я по натуре очень музыкален и когда слышу красивую музыку, могу «наполнить» свое тело тем, что слышу.
ЛИТЕР-Неделя: Не мечтаете ставить балеты?
Р.С.: Я всегда готов подредактировать танец, но сочинять балеты пока не собираюсь. Время покажет.
Мира Мустафина
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.230 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |