Недавно в Костанайской области разгорелся скандал. Всплыла информация о том, что аким города Рудного за бюджетные деньги хотел по тендеру закупить себе дорогостоящее служебное авто – «Лексус». Накал страстей был таков, что главе города пришлось сменить место работы. Но заветный внедорожник он все равно получил. Но уже будучи в должности заместителя акима области. Вообще, проблема актуальна для многих регионов. К сожалению, не только костанайские чиновники большие поклонники дорогих иномарок за бюджетные деньги. Некогда престижные «Волги» теперь можно встретить только у очень непритязательных либо очень совестливых чиновников. Не отстают от региональных бастыков и районные, которые за казенный счет арендуют комфортабельные и очень дорогие авто, видимо, чтобы при объезде хозяйства их не растрясло в дороге. |
В верхнем эшелоне власти Костанайской области – очередная рокировка. Руководителем аппарата акима стал заместитель Кулагина Арман Абенов. Его предшественник Анатолий Твердохлебов сегодня пребывает в следственном изоляторе: его подозревают в получении взятки в особо крупном размере («Литер» от 28 мая, «Левое дело правой руки»). Вместе с ним под следствием и под подпиской о невыезде находятся начальник юридического отдела аппарата акима области Гульмира Тулеубаева, начальник управления экономики и бюджетного планирования Мария Щеглова, а также двое предпринимателей.
Понятно, что начальники теперь бывшие, а свято место пусто не бывает. В освободившееся кресло заместителя акима области Сергей Кулагин пересадил акима города Рудного Николая Денинга, которого 7 лет назад привез с собой из Степногорска. Как ни крути, а это – повышение по службе.
Но крутить приходится: повышение Денинг получил, оскандалившись в начале июня на весь Казахстан попыткой закупить по конкурсу и за бюджетные 41,3 млн тенге четыре авто для своего акимата. Причем для себя – внедорожник «Лексус» за 24 миллиона. Информацию местные блогеры выудили на республиканском сайте госзакупок и сделали достоянием широких масс. Массы возмутились: за последние 7 лет городское хозяйство Рудного пришло в полный упадок. Минувшей зимой на гнилых теплотрассах доходило до 20 порывов в сутки, и Кулагину вместе с первым заместителем Виктором Мейстером пришлось предпринять титанические усилия, чтобы не разморозить город. Сегодня большинство улиц в непроезжем состоянии. По ним с трудом может пробраться «Тойота Лэнд Крузер-100», на которой до сих пор катался рудненский бастык. Между прочим, это самый крупный и самый мощный вездеход из семейства японских внедорожников. Но по опциям и прибамбасам он проигрывает последним моделям «Лексуса».
Чтобы погасить очередной скандал во власти, Кулагину пришлось публично заверить возмущенные массы: дорогие автомобили для акимата Рудного закупаться не будут. И провести рокировку, по которой Денинг получил не только повышение по службе, но и вожделенный государственный белый «Лексус».
Сегодня автопарк областного акимата может конкурировать с международным автосалоном. Под акимом области – самые крутые «Лексус» и «Мерседес» общей стоимостью по ценам костанайских автосалонов до 430 тысяч долларов. Под заместителями и начальником управления природных ресурсов – четыре «Тойоты Лэнд Крузер» примерно на ту же сумму. Другие высокопоставленные мужи областного масштаба покоряют пространство и время на иномарках стоимостью от 33 до 50 тысяч долларов каждая.
Лишь два начальника управлений, две женщины на белых «Волгах» по 15 тысяч «зеленых» выглядят воронами того же цвета. Но они утверждают, что можно передвигаться по области со скромным комфортом, необременительным для бюджета. Тем не менее пример с вышесидящих охотно берут нижележащие: что ни аким города или района, то «Тойота Лэнд Крузер-100». Любопытную информацию о «сотке» корреспондент «Литера» нашел в Интернете. Там она названа мастодонтом на платформе, которому не страшны пески и снега. В Японии почти не продается: какому японцу придет в голову ездить на самом мощном, самом массивном и вместительном вездеходе по улицам тамошних городов? Не падка на японский эксклюзив и Европа. Зато американец покупает мастодонта для того, «чтобы показать всему кварталу, как сияет хромом его полноприводная колесница, способная одним своим видом повергнуть в смятение войска Александра Македонского». Полюбились эти колесницы и арабам, пересевшим полвека назад с горбатых «кораблей пустыни» в джипы, которым пески пустынь не страшны. Почему они полюбились нашим чиновникам, остается только догадываться. Скорее всего, потому, что этим колесницам в наших условиях не страшен и бюджет, который они повергают в смятение одним своим видом.
Вот классический пример: в район приходит новый бастык. На колеснице предшественника ему кататься зазорно. Он собирает владельцев крупных хозяйств и как бы «занимает» у них «баксы» на новую «сотку». Приобретение регистрирует на близких родственников, у которых потом арендует машину для служебных нужд. Вот и потек бюджетный ручеек в семейную копилку. Об этой схеме знают и финансовые полицейские, и прокуроры, но подступиться к ней не могут: формально – все по закону. Получается, что закон у нас – формальность?
Владимир Катков
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 2.037 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |