Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Эксперты оценили возможности и вызовы для Казахстана как члена ВТО



Эксперты оценили возможности и вызовы для Казахстана как члена ВТО

Эксперты оценили возможности и вызовы для Казахстана как члена ВТО
22 июня 2015 года в Женеве состоялось финальное заседание рабочей группы по принятию Казахстана во Всемирную торговую организацию. Казахстан станет 162-й страной, вступившей в эту организацию. Газета «Литер» попросила экспертов оценить как плюсы, так и возможные риски в связи с вступлением Казахстана в ВТО.
Глава государства Нурсултан Назарбаев назвал это событие историческим, заметив, что все крупные экономики мира признали Казахстан как страну с благоприятным инвестиционным климатом, ведущую торговую политику в соответствии с нормами международного права. Членство в ВТО обеспечивает казахстанским предприятиям доступ к зарубежным рынкам, а потребителям – большой выбор товаров и услуг.
- Сегодня 90 процентов нашей торговли приходится на страны – члены ВТО. Поэтому данное решение для нас очень важно», – сказал Президент, добавив, что Казахстан согласовал позиции по самым чувствительным для нашей экономики вопросам. Среди них – поддержка сельского хозяйства, вопросы казахстанского содержания, рынок финансовых услуг и телекоммуникаций. «Нам удалось совместить требования ВТО и ЕАЭС, исходя при этом из наших национальных интересов, – подчеркнул Нурсултан Назарбаев. Важно, что после вступления в ВТО Казахстан не откажется от содействия отечественным предприятиям. Но меры поддержки, оказываемые государством, будут соответствовать международным правилам. В то же время казахстанские предприятия должны научиться конкурировать по правилам ВТО.   Тарифные вопросы Директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов заметил, что пока не опубликован текст договора со всеми приложениями, трудно говорить, что это дает стране. Процесс переговоров был не совсем прозрачный, причем это правила ВТО, а не прихоть казахстанской стороны, заметил он. Хотя по тому же Евразийскому экономическому союзу проект договора с изменениями публиковался каждые 1–2 месяца. Тем более что он охватывает больший спектр вопросов, чем договор с ВТО.
- Каких-то явных плюсов не вижу. Собственно, у нас и так был доступ на рынки других стран, а с учетом того, что 90 процентов нашего экспорта являются сырьевыми товарам, то и вовсе какого-то сильного изменения не ожидается. Что касается рисков, то, скорее всего, степень защищенности отечественного производителя снизится. Например, средний таможенный тариф Казахстана в 2009 году был равен 6 процентам, а после вступления в ТС/ЕАЭС он вырос до 11–12 процентов. После того как Россия вступила в ВТО, ее договоренности через ЕАЭС распространились частично и на нас, из-за чего средний таможенный тариф упал до 9 процентов и должен был падать до 7,5 процента в течение 3–5 лет. Теперь в ВТО вступили и мы, из-за чего тариф упадет, предположительно, до 6 процентов, так как основная часть переговорных моментов была завершена еще до вступления в ТС. Но тариф тарифу рознь. Дело в том, что Россия вступила в ВТО на условиях, когда пошлины на импорт готовой продукции снижаются, а на промышленные и промежуточные товары растут, из-за чего ввозить готовые товары становится более выгодным, а местное производство вести становится менее выгодно, чем раньше. Собственно, от вступления в ВТО, особенно в нашем текущем положении, больше вероятность проявления рисков, а плюсы пока непонятны, – считает Олжас Худайбергенов.
Предприниматель, директор Smart Investments Марат Толибаев считает, что вступление в ВТО прежде всего выгодно экспортерам вступившей страны, то есть тем, кто вывозит свою продукцию в другие страны.
За 2014 год Казахстан экспортировал продукции на сумму 78,2 млрд долларов. При этом львиная доля экспорта – это нефть и нефтепродукты (77,6%), металлы и изделия из них (8,3%), химическая продукция (3,8%). Основные импортеры казахстанской нефтяной продукции – это страны Европы: Италия, Швейцария, Голландия. Но с экспортом нефтепродуктов в эти страны никогда и не было проблем. Металлургическую продукцию Казахстан отправляет в основном в Россию и Китай. Теоретически Казахстану выгодно, что ВТО теперь не позволит России и Китаю ставить преграды казахстанским металлам. Однако с Россией РК состоит в Евразийском экономическом союзе. Товары внутри союза таможенными пошлинами не облагаются. В переговорах с Россией ВТО Казахстану вряд ли поможет. Что касается Китая, то общеизвестно его отношение к ВТО и периодическое игнорирование международных торговых требований.   Вопросы платежного баланса Директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков заметил, что экспортные субсидии в последние годы в рамках ВТО существенно ограничены, и пока неизвестно, смогла ли команда переговорщиков из Казахстана повторить опыт Болгарии. Переговорщики из этой страны смогли добиться «подушки безопасности» для поэтапного снижения экспортных субсидий в течение 6 лет. В отличие от той же Болгарии Казахстан входит в число стран, удаленных от мировых морских портов, а также в разряд государств, где транспортные расходы занимают значительную долю в структуре затрат при экспорте отечественной продукции на международный рынок. Действующие нормы ВТО и Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) относительно ряда показателей платежного баланса позволяют добиваться наилучших условий для опытных переговорщиков. В частности, счет текущих операций платежного баланса Казахстана примерно каждые три-четыре года принимает отрицательное сальдо. Что касается балансирующих статей платежного баланса, то, например, по линии баланса услуг в РК никогда было профицита. Учитывая определенные сложности, связанные с платежным балансом Казахстана, эксперт предположил, что переговорщики недостаточно использовали эти возможности в ходе переговорного процесса. По крайней мере, в официальных документах, информационных сообщениях и выступлениях об этом речь не шла.   Хорошие и плохие новости Марат Толибаев заметил, что среди экспортных товаров несырьевого цикла важное значение имеет пшеница и мука. По идее экспортеры этой продукции должны выиграть от вступления Казахстана в ВТО. Основными импортерами казахстанской пшеницы и муки являются Иран, Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан. Иран и Афганистан не являются членами ВТО и им безразличны требования этой организации. А Таджикистан, Узбекистан и Азербайджан являются членами СНГ и должны пропускать товары без таможенных пошлин. Правда, Узбекистан легко обходит это обязательство, введя вместо таможенной пошлины акцизный налог на муку. Может ли ВТО помочь Казахстану в этом вопросе – пока не ясно, заметил эксперт.
- Есть те, кто вступлению Казахстана в ВТО в принципе не должен быть рад. Я говорю о казахстанских производителях продукции. Отныне мы не сможем их защищать высокими таможенными пошлинами и прочими ветеринарными, эпизоотическими и экологическими хитростями. Это плохо? В принципе, для них – плохо. Но есть и хорошая новость. В части сельского хозяйства, а это самая чувствительная отрасль, мы и так не дотягиваем до оговоренного ВТО уровня господдержки в 10 процентов от ВВП. Сегодня наши дотации оцениваются в районе 4,6 процента. То есть не то что снижать, у нас есть возможность даже увеличить субсидии в сельское хозяйство. Правда, мы этой возможностью не пользуемся и без ВТО. Вот с таможенными пошлинами и квотами есть проблема. Например, Казахстан в настоящее время применяет ограничительную квоту на ввоз мяса птицы. До 110 тыс. тонн этой продукции можно завозить с заниженной пошлиной за 25 евро за килограмм, все, что выше – с пошлиной в 80 евро за килограмм. Во время переговоров было требование повысить эту квоту или отменить ограничительную пошлину вообще. Таким образом, может случиться так, что американские «ножки Буша» будут выдавливать отечественные окорочка. Это может стать серьезным ударом по встающей с колен птицеводческой отрасли. Аналогичная ситуация грозит отечественному производству сахарной свеклы. Мы применяем дифференцированную сезонную ставку пошлины на импорт сахарного тростника. В сезон сбора урожая местной свеклы пошлина высокая, в остальное время – низкая. Бразилия может настоять через ВТО на отмене сезонных повышенных пошлин. Однако по остальным сельскохозяйственным товарным группам нынешние ставки практически укладываются в требования ВТО, и нашему правительству особо ничего менять не придется. Так что по сельскому хозяйству, то есть по продуктам питания, кроме мяса птицы и сахара, вступление в ВТО на казахстанских потребителях особо не скажется.
Вместе с тем без высоких таможенных пошлин на импортные автомобили, тракторы, сельхозтехнику собственное производство может оказаться в серьезной опасности. В целом значительных плюсов в продвижении казахстанской продукции на внешние рынки вступление в ВТО не принесет. В первую очередь из-за того, что мы экспортируем номенклатуру товаров, не встречающую сильного сопротивления у стран-покупателей, а во вторую очередь, потому что там, где у нас есть проблемы, ВТО нам не поможет. Урон для отечественных производителей, поставляющих товары на внутренний рынок, может быть существенным в нескольких отраслях. На основной же массе производителей новшества особо не скажутся. При таком раскладе главными плюсами от вступления Казахстана в ВТО я вижу только политический и имиджевый. Безусловно, вхождение нашей страны в клуб цивилизованных международных торговцев повышает наш авторитет и вселяет надежду инвесторам, что здесь игра ведется по правилам. Такой имидж, может, не сразу, но со временем даст существенный экономический эффект в виде прямых инвестиций», – сказал Марат Толибаев. Старший аналитик инвестиционной компании «Альпари» Анна Бодрова также считает, что членство в ВТО перспективно для Казахстана: оно позволит привлечь десятки крупнейших мировых компаний – инвесторов в добывающий и перерабатывающий сектора экономики РК. Это, в свою очередь, впоследствии позволит Казахстану быстрее выйти на мировые сырьевые рынки. Здесь нужны новые финансы, технологии и «свежий» рынок сбыта – и ВТО все это имеет. Вряд ли сейчас стоит говорить о потенциальной вероятности торговых войн: потоки разведены и почти не пересекаются. К тому же новости о ВТО вряд ли существенно отразятся на динамике валютного рынка, подчеркнула она.   Оценка рисков Однако Каирбек Арыстанбеков призывает внимательно изучить и существующие риски. В частности, важным требованием ВТО является недискриминационное отношение к импортируемым товарам со стороны страны-импортера. Между тем в соответствии с законом «О Фонде национального благосостояния» ФНБ «Самрук-Казына» и его дочерние компании вправе отдавать предпочтение отечественным товаропроизводителям при равенстве ценовых предложений. Иными словами, эти нормы могут восприниматься как дискриминационные и рано или поздно их нужно будет устранить. Другой мерой господдержки, оказываемой казахстанским товаропроизводителям и поставщикам услуг, является требование местного содержания.
Как известно, в некоторые законодательные акты, включая закон «О недрах и недропользовании», были внесены изменения и дополнения, связанные с вопросами господдержки индустриально-инновационной деятельности. В результате в этом законе предусмотрено понятие «местное содержание в работе (услуге)», «местное содержание в кадрах» и «местное содержание в товаре». Требование местного содержания в товарах из-за несоответствия общему принципу недискриминационного режима может классифицироваться как противоречие правилам ВТО, например статье III:4 ГАТТ 1994, поскольку господдержка, оказываемая посредством требования местного содержания в товарах, классифицируется запрещенной субсидией. Таким образом, предстоящая отмена мер господдержки может оказать влияние на деятельность квазигосударственного сектора, в первую очередь ФНБ «Самрук-Казына».
Поэтому, по его словам, правительству следует реформировать квазигосударственный сектор в лице ФНБ «Самрук-Казына», уменьшить объем государственного предпринимательства, в том числе удельный вес продукции, произведенной на госпредприятиях, определить оптимальные расходы на содержание госструктур в интересах достижения высоких темпов экономического роста. В противном случае облигации квазигосударственного сектора с процентной ставкой ниже рыночной и впредь будут приобретаться Национальным фондом (473 млрд тенге в 2014 году). Это означает прямой убыток для покупателя бумаги, то есть Национального фонда. То, что теперь Казахстану придется приводить все эти шероховатости в соответствие нормам ВТО, может положительно сказаться на динамике экономических процессов в стране, считает эксперт.   Интерес инвесторов увеличится Председатель правления BRB INVEST Галим Хусаинов подчеркнул, что страны – члены организации будут иметь возможность импортировать в Казахстан продукцию с более низкими ставками пошлин, тем самым обеспечивая конкуренцию с продукцией ЕАЭС, что для потребителей будет значительным плюсом. В Казахстане пока что нет критической массы промышленного производства потребительских товаров, поэтому конкурировать иностранным производителям с казахстанскими производителями не придется. Единственная отрасль, которая может пострадать в Казахстане, – это сельское хозяйство, но так как республика отстояла те льготы и субсидии, которые предоставлялись казахстанским производителям, то это даст возможность конкурировать с иностранными товаропроизводителями, сказал он.
Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин заметил, что вступление Казахстана в ВТО однозначно будет способствовать развитию потребительского сектора. Больше всех выиграют отрасли, связанные с розничной торговлей (за счет роста трафика, товаро-оборота) и строительством, из-за снижения себестоимости, роста качества, а также за счет снижения цен на импортные товары.
В других отраслях значительно возрастет конкуренция с импортом, что потенциально подстегнет повышение качества и конкурентоспособности местной продукции. Также данные отрасли значительно увеличат свой экспортный потенциал.
«Наконец, вступление в ВТО в целом будет способствовать созданию благоприятного климата для притока иностранных инвестиций, расширению возможностей для инвестиций в страны ВТО и будет способствовать развитию местного финансового рынка. Впрочем, здесь важно соблюсти баланс между стимулами для роста и разумным протекционизмом. Собственно, поиском тонкого баланса в значительной мере объясняются столь длительные сроки вступления. С макроэкономической точки зрения может немного ускориться темп роста ВВП и снизиться инфляционное давление. При этом может пострадать торговый баланс. Судя по всему, обязательства перед ВТО будут иметь приоритет. Таким образом, не исключен пересмотр и/или сближение договорно-правовой базы в рамках ЕАЭС», – заключил он.   КОММЕНТАРИЙ Бейсенгазы ТАСТЕКЕЕВ, генеральный директор Прииртышской бройлерной птицефабрики, член правления Союза птицеводов Казахстана: – Вступление Казахстана в ВТО мы все давно ожидали. Ведь Казахстан шел по этому пути долгие 20 лет. И для отечественных производителей это не было неожиданностью. Вступление во Всемирную торговую организацию обеспечит нашу республику множеством товаров. И мы готовы конкурировать с иностранными производителями, потому что более чем уверены в качестве своей продукции и ее справедливой цене.
Конечно, мы ожидаем и трудности, особенно это касается сбыта товара. Сейчас многие отечественные производители терпят большие убытки из-за невозможности сбыта своей продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Впрочем, я думаю, что наплыв дешевого товара не заставит наших потребителей выбирать некачественные товары. И это не просто голословное заявление. Я отталкиваюсь от собственного опыта. К примеру, в 2014 году мясо птицы, которое производится на базе нашей птицефабрики, пользовалось большим успехом у потребителей Барнаула, Омска, Новосибирска, Кемерово и Красноярска. Мы поставили в эти регионы более 2 тысяч тонн. И это при том, что аналогичная продукция производится в самой России и ее цена была несколько ниже, чем казахстанская. Тем не менее россияне предпочитали заплатить больше, но использовать в пищу натуральное мясо без каких-либо побочных добавок и консервантов.
Кроме того, мы начали работу и с нашими партнерами из Кыргызстана. Если же говорить о внутреннем рынке Казахстана, то мясо птицы восточноказахстанского производства пользуется повышенным спросом во всех регионах нашей страны.
Как видите, мы подтверждаем делом слова Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, что наша продукция качественная, экспортно ориентированная и конкурентоспособная на любом рынке. Как член правления Союза птицеводов Казахстана, могу сказать, что нам есть над чем работать. По оценкам экспертов, казахстанские предприятия по производству мяса птицы обеспечивают потребность казахстанцев в этом продукте лишь на 55–60 процентов. Поэтому не стоит расслабляться, нужно с новыми силами работать, повышать качество, искать новые рынки сбыта и честно конкурировать с иностранными товаропроизводителями.


Источник

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 20
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.986 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>