Очевидно, что в Казахстане сложилась и развивается система с доминирующей партией, или полуторапартийная система. Ее в целом отличает то, что из определенного количества действующих партий только одна обладает преимуществами, связанными с представительством в законодательном органе (как правило, не менее 2/3 мест) и участием в формировании правительства. В нашей стране соответствующую доминанту олицетворяет партия «Нұр Отан», возглавляемая президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым и имеющая подавляющее большинство мест в парламенте страны. Известный французский политолог Морис Дюверже дает следующую характеристику доминирующей партии: «Это прежде всего партия более крупная, чем другие; она идет во главе всех и достаточно явно дистанцируется от своих соперников на протяжении известного времени. Понятно, что это превосходство оценивается глобально, в целом за рассматриваемый период. В виде исключения соперники могут и опередить ее раз-другой, но так, что она не теряет при этом своего характера…». Мировая практика знает многочисленные варианты полуторапартийных систем, имеющих место в президентских и парламентских системах правления, успешных и безуспешных с точки зрения стабильного положения доминирующих партий, опирающихся на авторитетных лидеров этих партий или только на поддержку электората и т.д. При всем этом от однопартийной системы, основанной на монопольном правлении одной партии, полуторапартийную отличают, во-первых, присутствие демократии и многопартийности, соответствующих специфике развития того или иного общества и государства. Во-вторых, доминирующая партия в большинстве случаев не претендует на постоянное пребывание во власти и, несмотря на свою большую роль и значимость в политической жизни государства, нередко вынуждена уступить свою власть другим партиям, исходя из результатов парламентских выборов. Казахстанская модель полуторапартийной системы имеет следующие основные черты. Прежде всего, она обусловлена позицией действующего президента РК как ключевого и доминирующего субъекта политической системы страны. Следствием этого стало формирование «Нұр Отана» как партии лидерского типа. Это значит, что системообразующую роль здесь играет именно глава государства. Тогда как ключевым предназначением возглавляемой им партии является всесторонняя поддержка проводимой им же политики. При этом партия «Нұр Отан», с одной стороны, заметно интегрирована с системой государственной власти посредством преобладания ее представителей в обеих палатах парламента и маслихатах всех уровней, опосредованное, через свою депутатскую фракцию в Мажилисе, участие в назначении премьер-министра республики и руководства областными/городскими филиалами партии акимами соответствующих регионов. C другой стороны, в рамках своих антикоррупционных инициатив она осуществляет общественный контроль за деятельностью различных госорганов и их должностных лиц. В связи с этим «Нұр Отан» в силу своего положения фактически выполняет определенные функции и государственного, и общественного характера. Кроме того, «Нұр Отан» не дистанцируется от большинства других действующих партий, а сотрудничает с ними в рамках Общенациональной коалиции демократических сил «Казахстан-2050». Вместе с ним сюда входят партии «Ак жол», «Ауыл», «Бiрлiк», Патриотов и КНПК. Все они выражают поддержку стратегических инициатив Главы государства. В то же время ОКДС не является правящей коалицией, аналогично межпартийным объединениям многих зарубежных стран. А участвующие в ней партии конкурируют между собой на различных выборах. Кстати, все без исключения казахстанские партии, включая оппозиционные ОСДП и Компартию Казахстана, являются неотъемлемой частью полуторапартийной системы. Вместе с тем отсутствие у большинства из них новых идей и механизмов, способных мобилизовать потенциальных сторонников, их слабые креативные способности и низкий уровень взаимодействия с населением свидетельствуют о том, что они недостаточно конкурируют друг с другом за расширение своего электората. В совокупности же эти и другие факторы демонстрируют низкую конкурентоспособность соответствующих партий. В Казахстане полуторапартийная система является естественным отражением курса на обеспечение внутриполитической стабильности. В связи с этим она выступает альтернативой другим вариантам многопартийности, которые характеризуются неспособностью какой-либо одной партии получить поддержку абсолютного большинства избирателей, ее необходимостью при таком раскладе договариваться с оппонентами о создании правящей коалиции и частой непрочностью таковых коалиций, что критически отражается на деятельности формируемых ими правительств. Подобные ситуации, в частности, неоднократно имели место в Украине и Кыргызстане, не способствуя стабильному развитию этих республик. Именно фактор стабильности делает рассматриваемую систему предпочтительной для властвующей элиты. Хотя при этом нередко возникают стремления в той или иной степени изменить ее. Так, еще в апреле 2007 года президент заявлял о том, что идеальным для Казахстана было бы наличие двух сильных политических партий. А в 2011 году его советник Ермухамет Ертысбаев открыто предложил сформировать по итогам будущих парламентских выборов двухпартийную систему с участием «Нұр Отана» и второй лояльной к руководству республики партии, созданной на базе Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен». Вместе с тем представляется, что в современных условиях развития Казахстана создание двухпартийной системы нереально. В силу социальной дифференциации казахстанского общества и отмеченных выше критических моментов в деятельности большинства партий практически ни одна из них не может похвастаться устойчивым электоратом. Такие же партии, как «Ак жол» и «народные коммунисты», несмотря на свое представительство в Мажилисе Парламента, в силу своей ориентации на узкую социальную аудиторию (а именно - предпринимателей и социально незащищенных граждан соответственно), вряд ли способны увеличить свой электоральный потенциал за счет представителей других слоев и групп населения. Поэтому никто из других партий пока не в состоянии выступить реальным политическим «спарринг-партнером» для партии «Нур Отан» и тем самым заложить основы отечественного бипартизма. В этих условиях дальнейшие перспективы полуторапартийной системы Казхахстана, скорее всего, будут зависеть, в первую очередь, от результатов будущих парламентских выборов. Последние при этом пройдут с участием новых акторов, в частности, партии «Бiрлiк». Не исключено также изменение партийного спектра за счет возможного объединения тех или иных близких по духу партий в одну. Еще более серьезным является заявленное главой государства намерение реформировать политико-властную систему страны в целом путем перераспределения властных полномочий между президентом, парламентом и правительством. Соответствующие процессы естественно затронут и партийную систему республики. В связи с этим партии «Нұр Отан» в ближайшей перспективе предстоит активно поработать в интересах наращивания своего потенциала, чтобы быть максимально готовым к ним и сохранить свое положение в меняющихся реалиях. То же самое касается и других партий, не желающих находиться на периферии политической системы страны. |
Время загрузки страницы 0.341 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |