Казахстан: Время низких цен на нефть – возможность для проведения реформ. |
В 2014 году рост ВВП в Казахстане замедлился в связи со слабым спросом и падением цен на нефть. Налогово-бюджетная политика государства была направлена на смягчение воздействия снижения цен на нефть на экономический рост. Между тем, ужесточение кредитно-денежной политики, направленное на поддержку стабильности обменного курса, привело к увеличению стоимости финансирования, снижению темпов роста кредитования и снижению внутреннего спроса, сообщается в докладе Всемирного банка. Рынок труда и результаты по снижению бедности пока что, судя по всему, не пострадали от снижения темпов роста экономики, благодаря продолжающемуся процессу создания рабочих мест, межотраслевой и географической мобильности и новым «социальным механизмам» работодателей. Те же самые факторы, которые привели к снижению роста в 2014 году, омрачают и среднесрочные перспективы экономического развития. В целях содействия диверсификации экономики и привлечения инвестиций в ненефтяную экономику в будущем, Казахстан делает упор на улучшении транспортной инфраструктуры и укреплении государственных и рыночных институтов. Последние политические и экономические события Казахстан продолжает оставаться политически стабильным; Правительство планирует усилить государственные и рыночные институты. В 2014 году рост ВВП замедлился, примерно до 4,3 процента, из-за снижения спроса и неблагоприятных изменений в условиях торговли. В промышленном производстве продолжался застой, а темпы роста сектора услуг снизились. Отраслевая и географическая мобильность (из сельской местности в города) способствовала сохранению низкого официального уровня безработицы и бедности, несмотря на замедление экономического роста. Экономическая политика – налогово-бюджетная политика Фискальное стимулирование, нивелируемое сокращением бюджета, слишком невелико для противодействия влиянию спада на рост экономики. Запуск двух программ экономической поддержки в 2014 году был направлен на стимулирование роста путем устранения основных барьеров в доступе частного сектора к финансированию и инфраструктуре. Правительство внесло корректировки в бюджет в связи с падением цен на нефть, но защитило при этом важнейшие социальные расходы. Корректировка бюджета позволила Правительству сохранить тот же уровень ненефтяного дефицита и низкий уровень долга. Экономическая политика – кредитно-денежная политика и политика обменного курса После девальвации в феврале 2014 года денежно-кредитная политика была направлена на снижение давления на тенге и в то же самое время на решение дефицита долгосрочного фондирования в тенге. Однако во второй половине 2014 года падение цен на нефть повлияло на внешний баланс и усилило давление на тенге. В ответ на это, органы денежно–кредитного регулирования сократили ликвидность тенге в 4-ом квартале 2014 года для защиты курса тенге к доллару, что повлияло на стоимость финансирования и рост кредитования экономики. После февральской девальвации цены стабильно росли, несмотря на краткосрочный контроль цен на базовые продовольственные товары, общественный транспорт и коммунальные услуги. В начале 2015 года уменьшение цен на энергетические ресурсы вызвало снижение уровня инфляции. Структурная политика Структурные реформы по стимулированию участия частного сектора идут полным ходом. Государство проводит свою амбициозную программу регулятивных и институциональных реформ по диверсификации экономики и повышению участия частного сектора. Повестка структурных реформ включает амбициозный план на 2014–2016 годы: приватизация некоторых государственных предприятий; реформы по решению давней проблемы неработающих кредитов, мешающих восстановлению банковского сектора Казахстана после кризиса 2007-2008 годов; работа над улучшением регулятивного управления и бизнес-среды путем оптимизации обширного портфеля законов, затрагивающих частный сектор. Перспективы экономического развития Рост ВВП Казахстана, скорее всего, достигнет минимума в 2015 году, и потом постепенно восстановится. Согласно оценке, в 2015 году рост составит 1,3 процента, затем увеличится до 2,8 и 3,9 процента в 2016 и 2017 годах, соответственно. Экономические перспективы подвержены понижательным рискам. Изменение цен на нефть и экономическая ситуация в Китае и России, двух очень важных торговых партнерах и источниках притоков ПИИ, будут непосредственным образом влиять на Казахстан. Ожидается, что налогово-бюджетная политика нормализуется в 2016–2017 годах, а общий государственный долг будет оставаться стабильным, так как в Национальном фонде есть достаточно резервов для его покрытия. Может потребоваться корректировка денежно-кредитной политики в ответ на внешнее давление.
Источник: ИА «Zakon.kz»
Время загрузки страницы 0.395 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |