Будет ли в Казахстане свой «Шерлок Холмс»?. |
Это и определение четкой компетенции правоохранительных органов и освобождение их от несвойственных функций, гуманизация законодательства и упрощение уголовного судопроизводства, объединение патрульной и дорожной полиции, принятие новых Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов и Кодекса об административных правонарушениях. Не менее важным является создание эффективной системы общественной безопасности и профилактики правонарушений, которая позволит материализовать принцип нулевой терпимости общества к любым противоправным проявлениям. Сегодня готовятся сразу несколько законопроектов, направленных на обеспечение защиты прав граждан. Один из них, уже довольно нашумевший: проект Закона «О частной детективной деятельности». Его разработкой в Казахстане занимаются уже 17 лет. Сегодня на рассмотрении депутатов находится очередной вариант. 29 мая 2015 года истекает срок продления подготовки заключения по этому документу. Прокомментировать проект Закона «О частной детективной деятельности» мы попросили юриста Мостовича Максима Александровича. - Максим Александрович, принять Закон «О частной детективной деятельности» в Казахстане собирались уже несколько раз, но до сих пор его нет... - Да, вопрос о частной детективной деятельности поднимался в Казахстане неоднократно. Последний раз рассматривался парламентом в июне 2013 года и после недолгих возмущений и прохладных дебатов задвинут в долгий ящик на 2 года. Простые граждане и представители бизнес-структур высказывают своё недовольство фактами бездействия правоохранительных органов, непрофессионализмом, апатией и безразличием, наконец, элементарной волокитой со стороны правоохранительных органов». - И как бороться со всем этим поможет Закон «О частной детективной деятельности»? - Ко мне часто обращаются клиенты - жертвы преступлений, которые не могут добиться защиты своих прав и восстановления справедливости. Иногда, сотрудники правоохранительных органов принимают заявление от человека со сломанной в двух местах челюстью, отбитыми почками и фиксируют такое заявление как «скандал с родственниками». То есть это уже получается не уголовное, а максимум - административное правонарушение и дело плавно сходит на нет. Либо когда многократные заявления субъекта предпринимательства в отношении своего бывшего работника, умело умыкнувшего, десяток другой миллионов, остаются без какого-либо вразумительного ответа. А начальники следственных подразделений разводят руками, в личной беседе сообщают, что на миллион жителей всего 3 следователя и 2 дознавателя и приговаривают: смиритесь граждане, до вас очередь по восстановлению правосудия не дойдет! - И как разорвать этот порочный круг: преступление - неэффективность правоохранителей – безнаказанность - новое преступление? - Вы спрашиваете, способен ли проект закона «о частной детективной деятельности» исправить ситуацию? Определенно нет! Согласно данному законопроекту частные детективы вправе проводить беседу и запрашивать материалы у лиц и организаций только с их письменного согласия. Сбор конфиденциальной информации детективами согласно указанному выше закону запрещен. Без получения необходимой информации, ни о каком раскрытии преступлении речи идти не может. Удел частных детективов по данному закону - поиск сбежавших домашних питомцев. После ознакомления с различными досье и редакциями на проекты законов РК о частной детективной деятельности, у меня сложился устойчивый образ человека в шляпе и плаще инкогнито разыскивающего пропавшую кошку и подглядывающего за соседями с письменного согласия последних. Само наименование «частный детектив», на мой взгляд, уже дискредитировано. - То есть? - Аналогичная ситуация складывалась 7-10 лет назад с государственными судебными исполнителями: терялись, либо передавались по несколько раз от одного судебного исполнителя к другому материалы, побеседовать с ведущим твое дело исполнителем невозможно (он либо на выезде, либо в отпуске, телефонов нет) прочие бюрократические проволочки и отговорки приводили к тому, что даже при наличии решения суда, вступившего в законную силу, наличия денег у должника, исполнительные документы оставались лишь бумагой. После введения института частных судебных исполнителей, в большинстве случаев ситуация поменялась радикально. Частные судебные исполнители добросовестно отрабатывают свою маржу и стремятся сохранить свою репутацию. В противном случае - остаются без клиентов, а значит, без средств к существованию и покидают эту сферу юридических услуг. - Ну и что же делать? Какой-то есть выход из сложившейся ситуации? - Мной разработан проект закона «О негосударственных следственных службах», а также изменения в новый уголовно-процессуальный кодекс. Согласно данным проектам я предлагаю создать систему «негосударственных следственных служб» имеющих процессуальный статус, приравненный к статусу государственных следователей и дознавателей. - Что конкретно вы предлагаете? - Вот некоторые положения разработанного мною законопроекта: «Негосударственная следственная служба- организация, образованная в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью, или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, уполномоченные в соответствии с лицензией осуществлять на возмездной основе: - досудебное расследование в порядке, предусмотренном главой 24 настоящего Кодекса, - оперативно-розыскные следственные действия, - уголовно-процессуальные, в том числе негласные следственные действия, в целях обнаружения признаков уголовных правонарушений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения уголовных правонарушений. Негосударственная следственная служба осуществляет деятельность на альтернативной, возмездной основе, обладает полномочиями и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом следователю и дознавателю, за исключениями, установленными настоящим Кодексом.». Негосударственные следственные службы, как и частные судебные исполнители, будут состоять в профильной республиканской палате. Руководство палаты назначается руководством МВД РК. Палата будет осуществлять отбор кандидатов и решать вопросы о выдаче и/или лишении лицензии. Негосударственные следственные службы, прошедшие необходимую аттестацию, сдавшие экзамены и на основании лицензии, выдаваемой МВД РК, вступают в республиканскую палату и должны осуществлять деятельность под полным контролем и надзором прокуратуры. - Так а в чем их отличие от государственных правоохранительных органов? - В том, что негосударственные следственные службы будут не вправе заниматься расследованием ряда дел, относящихся к преступлениям против мира и безопасности человечества, уголовным правонарушениям против основ конституционного строя и безопасности государства, уголовным правонарушениям против общественной безопасности и общественного порядка, коррупционным и иным уголовным правонарушениям против интересов государственной службы и государственного управления, уголовным правонарушениям против порядка управления, экологическим правонарушениям, и воинским уголовным правонарушениям. - Кто будет решать к кому обращаться с заявлением о возбуждении уголовного дела - к государственному (бесплатному правоохранительному органу), либо негосударственного работающего на платной основе? - Это решение останется за заявителем. Передача уголовных дел и заявлений из структуры государственных правоохранительных органов негосударственным следственным органам по собственной инициативе первых будет запрещена. В ответ на возражения моих коллег, относительно невозможности передачи функций государства общественным объединениям, могу сказать, что нарушения конституционного принципа здесь нет, т.к. продолжит существование в своем неизменном виде государственная правоохранительная система, контроль за деятельностью негосударственных следственных служб будет в руках государства, негосударственные следственные службы будут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе, а не в форме общественных объединений. Тем более, что положительный пример уже есть - передача полномочий по исполнению судебных актов - частным судебным исполнителям. - А вы этот проект закона собираетесь выставлять на обсуждение? - Согласно законодательству Казахстана выступать с законодательной инициативой имеют право депутаты парламента, правительство и Президент. В случае, если кого-либо из них заинтересует данный законопроект, готов предоставить его незамедлительно. Вся необходимая информация имеется в редакции.
Источник:
Время загрузки страницы 0.258 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |