Заканчивается подготовка к выходу на экраны нового казахстанского фильма на историческую тему. Главным героем новой ленты известного режиссёра Марата Конурова стал сын султана Среднего жуза Касыма, внук хана Абылая Кенесары Касымов. В царской России Кенесары считался преступником. О нём старались не упоминать ни в каких документах. Эта же тенденция сохранилась и в советское время. Первым учёным, нарушившим молчание о хане Кене, стал известный историк Ермухан Бекмаханов, учредивший кафедру историю в КазГУ им. аль-Фараби. В самое тяжёлое для СССР время - годы Великой отечественной войны - эвакуированные в Алма-Ату учёные помогают создать многотомный труд «История Казахской ССР». Ермухан Бекмаханов взялся написать главу о восстании Кенесары Касымова. Молодой учёный отошёл от идеологического клише вокруг этого имени и попытался взглянуть на Кенесары иным взглядом. Его исследование было воспринято неоднозначно. Маститые московские академики разошлись в оценке труда Бекмаханова. Одни называли это попыткой объективного взгляда на историю, другие нашли в работе националистические идеи. Как бы там не было, работа была опубликована. Однако сразу после войны нападки на Ермухана Бекмаханова возобновились уже в стенах Академии Казахской ССР. Несколько лет учёного подвергали травле, пока в 1952 году он не был осужден к 25 годам лишения свободы за предательство и измену. Наступление хрущёвской оттепели спасло Бекмаханова. Однако на долгие годы им и другими историками имя Кенесары Касымова было забыто. И лишь после приобретения независимости Казахстаном к этой некогда запретной теме стали обращаться не только учёные, но и представители культуры. А потомки хана создали фонд его имени. |
Символично, что фильм о непокорном хане взялся снимать Марат Конуров, у которого тоже непросто складывалась жизнь. Что выйдет из нового проекта наших кинематографистов, мы узнаём уже скоро. Отмечу, что картину снимали в течение трёх месяцев вблизи Алматы. В новой работе Марата Конурова много людей, далёких от кино. В частности, главную роль играет бизнес-консультант Ерлан Сейтимов. Ерлан и рассказывает о фильме.
- Ерлан, Вас знают, как бизнес-консультанта, автора публикаций в СМИ на политические и бизнес темы, и вдруг кино. Чем объяснить такую метаморфозу?
- Интерес к кино появился года четыре назад, когда Олег Борецкий пригласил, по случаю, посетить его киноклуб в кинотеатре «Цезарь». Помню первый фильм в киноклубе - это был «Хребет дьявола» мексиканского режиссера Гильермо дель Торо. Раньше я, как и большинство «нормальных людей», ходил в кино раз в пять лет, на самые нашумевшие блокбастеры. Последний фильм перед киноклубом, который я видел в кинотеатре, был «Титаник», году в 2000-ом. И если раньше я относился к кино как к обычной развлекухе, не способной задеть душу или вызвать серьезные мысли, то «Хребет дьявола» меня потряс. Потряс глубиной замысла режиссера, игрой актеров, сюжетом, в общем, всем, что присуще настоящему искусству. Надо отметить, что в своем киноклубе Олег Борецкий представляет к показу самые значимые фильмы мирового киноискусства, как он сам говорит: «Голливуда почти нет». Сопровождает их очень глубокими и познавательными комментариями, а в ходе обсуждения фильмов и зрители тоже делают неоднозначные и интересные замечания. В общем, я ходил на «Киноклуб Борецкого» год, без перерыва, и считаю, что получил некоторый базис для погружения в тему кино.
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что сегодня тема кино занимает и привлекает очень многих людей и один из основных вопросов - почему наше кино с таким трудом конкурирует (будем так говорить) с мировым, и российским в том числе, кинематографом. По этому вопросу мне тоже удалось высказать свое мнение в нескольких статьях на различных сайтах, так что думаю, что к моменту съемки фильма «Кенесары-хан», я не был абсолютно посторонним человеком для мира кино.
- Любопытно, что, несмотря на отсутствие опыта, Вас сразу взяли на главную роль. Как это получилось?
- Был объявлен кастинг, я послал фото и был приглашен на просмотр. Думаю, что большую роль сыграла некоторая схожесть (конечно, в гриме) с портретом Кенесары-хана, который находился в студии.
- Что Вы знали до работы в этом проекте о Кенесары-хане?
- Если честно, очень мало. Знал, что был такой хан и есть проспект его имени в Астане. Еще помнил, в советское время мне отец говорил, что в свое время историк Ермухан Бекмаханов пострадал (был уволен с работы в Академии наук, арестован, сидел в тюрьме) за то, что попытался показать прогрессивную роль восстания Кенесары-хана, его антиколониальный характер.
- Как теперь относитесь к самому Кенесары и его идеям?
- Конечно, сейчас я намного больше знаю о своем герое. Прочитал «Кочевники» Ильяса Есенберлина, другие материалы, которые смог найти в Интернете. Мне показалось, что Есенберлин, при освещении образа хана Кене, в определенной степени был связан советской цензурой (как и все писатели того времени), и последний казахский хан получился у него немного односторонним, в основном показан жестоким деспотом, стремящимся только к личной власти. Хотя, думаю, что Кенесары-хан был нашим выдающимся национальным деятелем, сражавшимся за землю своих предков, за независимость своего народа. Если же говорить о жестокости, то ему очень далеко до Петра I, и тем более, до Ивана Грозного, которые чтятся в России, как великие цари-государственники.
- Что самым трудным было во время съёмок?
- Думаю, что многие актеры со мной согласятся, если скажу, что в таких исторических фильмах определенную проблему представляет одежда той эпохи, воинские доспехи, снаряжение, владение оружием, верховая езда и так далее. И конечно, для непрофессионального исполнителя главная трудность - это игра, выражение определенных эмоций, показ характера героя в нужном виде.
И здесь я хотел бы отметить большую помощь и мастерство режиссера Марата Конурова. Перед каждым эпизодом он рассказывал историческую подоплеку события, настраивал и вызывал у актеров необходимые эмоции. Помню, как в эпизоде казни Кенесары Марат Сеитович рассказывал о настроении и мыслях хана в этой сцене: «…двадцать лет беспрестанной войны, походы, сражения, погибли почти все его члены семьи, отец, братья, множество других родственников, вот, в результате предательства, рядом вместе с ним стоят его связанные соратники, которым тоже отрубят голову…
Неужели вся его жизнь, все эти сражения и лишения напрасны?.. Что будет с казахской землей дальше?..» И когда это все режиссер сказал, честно скажу, впечатление было очень сильное, и необходимый настрой появился…
- Какие занимательные моменты можете отметить во время съемки фильма?
- Интересного было много, всего не перескажешь, хочу отметить один момент. Часто говорят, что актеры завидуют успеху коллег и стараются помешать этому, например, это ярко показано в нашумевшем недавно фильме «Черный лебедь» Даррена Аронофски. Так вот, этот стереотип в нашем проекте не подтвердился, на съемках была дружная и комфортная обстановка, актеры, гримеры, административная группа работали слаженно и четко.
Когда снималась кочевка аула Кенесары, то хан должен был ехать во главе группы всадников и у меня были проблемы с правильной посадкой на коне, тогда Канат Ибраимов (он играл Агыбай-батыра), дал ценный совет: во время езды надо слегка выдвинуть левое плечо вперед и откинуться немного назад, я послушался - и сразу стала видна настоящая ханская горделивая посадка.
В сцене встречи Кенесары-хана со своей женой Кунимжан, которую возвратили из российского плена, актрисе Карлыгаш Исабековой надо было показать целую гамму чувств (ожидание, как встретит ее хан, чувство вины, радость возвращения и так далее…), и Карлыгаш сама придумала такой прием: когда, при встрече, хан касается ее плеча, она, от неожиданности, в смятении чувств, закрывает глаза, и потом радостно их распахивает… Получилось замечательно, режиссер одобрил эту находку, и все актеры, которые участвовали при съемке этого эпизода, отметили этот прием, оценили и похвалили Карлыгаш.
- Будете ли Вы и дальше участвовать в кинопроектах? Если да, то кого хотели бы сыграть ещё?
- Знаете, участвуя в этих съемках, я понял, насколько трудна работа актера. Только со стороны кажется, что это комфортная и престижная работа, на самом деле, чтобы максимально грамотно отработать и выразить задание режиссера, не сбиться с роли, правильно настроиться на эпизод и совместную актерскую работу, надо приложить немало усилий. Теперь я по-другому смотрю фильмы, отмечаю для себя настоящую мастерскую игру знаменитых актеров и понимаю, что для того, чтобы стать настоящим актером, надо много учиться и работать. Сейчас я могу сказать, что «знаю, что ничего не знаю» об актерской профессии.
Цели стать профессиональным актером у меня нет, и, конечно, несерьезно высказывать какие-то желания в будущих ролях. Но если судьба преподнесет еще такой же шанс, то, «пуркуа па»?
- Спасибо, Ерлан, за интервью и новых киноролей!
Айгуль Омарова
Интернет-издание «Диалог» Время загрузки страницы 0.314 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |