Комиссия Таможенного союза (КТС; единый регулирующий орган ТС) определила, что важнейшим направлением ее работы в ближайшие два года будет борьба с бегством капитала. По данным КТС, чистый отток капитала из России по итогам I квартала 2011 года составил $21,3 млрд – на $6,3 млрд больше, чем за аналогичный период 2010-го. Опрошенные «&» аналитики считают, что для Казахстана показатели не столь пугающие. В КТС оценили незаконный вывоз капитала из РФ в $37,6 млрд в 2010 году. Эта цифра – сумма двух статей платежного баланса («чистые ошибки и пропуски» и «своевременно неполученная экспортная выручка, непоступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам»), по которым принято судить о масштабах бегства капитала, плюс подстатья «переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами», операции по которой составили $13,9 млрд. |
Оценка бегства капитала из России в $37,6 млрд действительно выглядит заметной (порядка 95% чистого оттока иностранного капитала в 2010 году). Недалеко ушла и наша страна. Так, по данным Global Financial Integrity, Казахстан по состоянию на 2009 год занимал 11-е место в мире по нелегальному оттоку капитала: с 2000 по 2008 год из республики было незаконно вывезено $126 млрд.
Для решения данной проблемы исключительно с фискальной целью КТС предлагает шесть мер. Среди них – ужесточение административной и уголовной ответственности за внешнеторговые операции, предполагающие завышение вознаграждения нерезидентов, или за просрочку зачисления и полное незачисление валютной выручки, введение обязательного уведомления таможенными органами и банками налоговых органов о всех осуществляемых физическими и юридическими лицами валютных операциях вывоза капитала и запрет на включение в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, безнадежных долгов со стороны нерезидентов.
Российские аналитики считают, что такие меры не исправят, а скорее усугубят ситуацию с бегством капитала. «Предложения направлены на ужесточение административного контроля не только за движением капитала, но и за финансовыми операциями бизнеса. Даже если теоретически они приведут к уменьшению бегства, то обострят его первопричину – низкое качество инвестклимата и деловой среды», – цитирует «Коммерсантъ» Александра Морозова из HSBC. А Дмитрий Полевой из ING Russia убежден, что практическая реализация предложений КТС невозможна. «Непонятно, как можно точно классифицировать бегство и небегство, разделить добросовестные и недобросовестные компании и узаконить само определение незаконного вывоза. Тут возникает проблема администрирования, и его издержки, скорее всего, превысят выгоды», – говорит он.
Аналитик Jazz Capital Данат Намазбаев в беседе с «&» высказал аналогичное мнение. «Что касается мер противодействия бегству капитала, то, скорее всего, практической пользы не будет, так как, в принципе, методы вывода средств вполне легальны и могут быть обоснованы в большинстве случаев, остается рассчитывать только на совесть и благоразумие тех, кто выводит средства», – считает он. Кроме того, эксперт констатирует, что, согласно официальной статистике Нацбанка, в Казахстане как минимум 10 лет наблюдается стабильный приток капитала, который превосходит его отток, по итогом 2010 года положительный баланс составил $34 млрд. Даже несмотря на то что это самый низкий баланс за последние четыре года, здесь все объяснимо – глобальный финансовый кризис, нестабильность рынков капитала и т.д.
С другой стороны, в номинальном денежном выражении за последние 10 лет динамика вывода капитала из республики постоянно растет, по итогам 2010 года размер инвестиций за рубеж составил $117 млрд при одновременном росте притока капитала до $151,6 млрд. «Хотя внутри этой инвестиционной структуры возможен вариант вывода средств из страны и их реинвестирование через иностранные юрлица, офшорные компании, различные фонды, то есть это не качественно новые денежные потоки, а переход из одного места в другое средств, имеющих одного владельца и один источник их получения», – предположил г-н Намазбаев.
По словам финансового аналитика Alash capital Жанибека Атшабара, в Казахстане отток капитала существует, однако не такой значительный, как в России. Кроме того, он отмечает, что отток средств никак не превышает притока инвестиций, потому что на данный момент инвестиционный климат в Казахстане намного лучше российского, что признают и в самой России. С ним согласен Дамир Сейсебаев, руководитель аналитического центра «Асыл-Инвест». «Казахстан очень интересен для иностранных инвесторов. По-прежнему интерес к отраслям, который был ранее, сохраняется. При этом особый интерес у инвесторов вызывают золоторудные активы», – подчеркнул он.
В свою очередь, по заявлению первого вице-министра индустрии и новых технологий РК Альберта Рау, за годы независимости Казахстан привлек более $130 млрд инвестиций. «В рамках программы ФИИР в стране уже создано более 150 предприятий. До конца года в действие вступят более 200 предприятий и инфраструктурных проектов. Казахстан, имеющий удобное географическое положение, обладает логистическими преимуществами перед странами Центральной Азии», – отметил чиновник. По официальным данным, из более чем $130 млрд инвестиций лишь около 10% привлечено в обрабатывающую промышленность. По итогам 2010 года доля прямых инвестиций в обрабатывающий сектор едва превысила 12%, а их объем составил $2,5 млрд.
Справка
В конце мая Комиссия Таможенного союза опубликовала аналитическое приложение «Основные итоги функционирования ТС в рамках ЕврАзЭС и первоочередные задачи на 2011-2012 годы». Это один из стратегических документов 15-го заседания Межгоссовета ЕврАзЭС (высший орган ТС), состоявшегося 19 мая в Минске. В нем отмечается, что важнейшим направлением совершенствования налоговых систем ЕЭП и ТС является расширение налоговой базы путем пресечения теневого оборота, различных схем минимизации налоговых платежей и незаконного вывоза капитала.
Нурлан ТУРСЫНБЕК
Деловой еженедельник «Бизнес&Власть» Время загрузки страницы 0.338 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |