Чем ближе народное IPO, тем больший интерес оно вызывает. Сможет ли любой желающий стать совладельцем промышленных гигантов? Какие дивиденды принесут пакеты акций «голубых фишек» их держателям? И наконец, хватит ли нашим людям финансовой грамотности для роли добропорядочных акционеров-буржуа? «ЭК» попытался найти ответы на эти и другие вопросы. Напомним, президент Нурсултан Назарбаев на партийном съезде «Нур Отана» поручил до конца 2011 года открыть населению доступ к акциям национальных компаний, входящих в государственный холдинг «Самрук-Казына». Предполагается, что граждане могут стать совладельцами первоклассных госактивов – компаний, контролирующих практически все важнейшие отрасли экономики, генерирующих в общей сложности около 60 процентов ВВП Казахстана. В одни руки якобы можно будет купить не более полусотни акций, дабы избежать концентрации, пускай и миноритарного пакета, акций отечественных капитанов бизнеса. |
Увы, многим из нас не понять птичий язык финансистов. То, что такая проблема существует, глава государства понимает. «Наших людей надо научить, – сказал он делегатам партсъезда и предложил правительству проводить активную разъяснительную работу среди населения. – Надо объяснить нашим людям: не купить и продать, а надо держать и следить, и это их обогатит. Растут эти цены, особенно на сырьевые казахстанские ресурсы. Надо проследить, чтобы акции были проданы простым казахстанцам, а не богатым толстосумам», – резюмировал глава Казахстана приоритеты нового этапа приватизации. Таким образом, у сотен тысяч жителей страны появится гипотетическая возможность владеть акциями крупнейших предприятий, а также новым инструментом инвестирования и приумножения своих сбережений.
Акции пойдут в народ
Броский бренд «народное IPO» звучит красиво. Если кто-то еще не слышал это словосочетание, поясним: IPO (от англ. Initial Public Offering) – это первоначальное публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц. А «народное» в свою очередь подразумевает, что именно простые люди и пенсионные фонды смогут богатеть вместе с госкомпаниями. При таком раскладе игра эта крайне привлекательная. По идее, выиграть в ней могут все участники. Государство – потому что получает доход, одновременно сдерживая инфляцию.
Компании получают совладельцев, изначально симпатизирующих своему эмитенту, не склонных при малейшем негативном сигнале сбрасывать акции на бирже. Более того, «народные акционеры» не будут особо вгрызаться в отчетность, вмешиваться в управление и вообще путаться под ногами у директоров. И наконец, сами держатели акций не в накладе. Те, кто стал обладателем маленьких пакетов акций больших компаний, имеют ощутимый шанс улучшить свое благосостояние.
Имея в виду такой расклад, можно было бы ожидать приветственных рукоплесканий широчайшему распространению практики «народных размещений». Но нет. Министр финансов Болат Жамишев уже заявил о том, что, например, стоимость одной акции АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (РД КМГ) составит около 20 тысяч тенге. Для многих казахстанцев цена довольно высокая. Учитывая, что по статистике среднемесячное жалованье в январе текущего года в республике составило 77 464 тенге. При таких заработках 50 акций стоимостью один миллион тенге далеко не всем по карману. Теоретически можно ограничиться более скромным пакетом акций, но тут и дивиденды окажутся скромнее.
Как фишка ляжет
Мировой опыт народных IPO неоднозначен. Весьма многочисленны вполне успешные случаи. Например, на IPO государственного Deutsche Postbank в начале 2004 года частные инвесторы не могли нарадоваться: акции немецкого банка с момента размещения подорожали более чем вдвое. Немало подобных позитивных примеров «народных размещений» и в странах Персидского залива. А в государствах с развивающейся рыночной экономикой народное IPO считается ключевым импульсом для разогрева национального фондового рынка. К примеру, в Малайзии в 70–80-е годы прошлого века через массовую приватизацию госпакетов акций различных предприятий правительство привлекло на фондовый рынок страны более 8 миллионов человек, которые купили ценные бумаги и стали инвесторами на бирже. Акции госкомпаний по-прежнему пользуются высоким спросом и остаются самыми ликвидными инструментами малайзийского фондового рынка. Правда, в международной практике есть и другие примеры. В первичном размещении акций немецкого государственного монополиста в области связи Deutsche Telekom (DT) в 1996 году приняли участие 3 млн немцев. Сейчас компания принадлежит 15 тысячам акционеров, и большинство из них – физические лица. Но через 10 лет после IPO цена акций концерна упала на 18 процентов, компания потеряла изрядную часть своих абонентов фиксированной связи, и для спасения бизнеса концерну пришлось менять главного исполнительного директора.
Или не менее громкий пример с кампанией по привлечению частных инвесторов в России. Например, государственный банк ВТБ провел народное IPO в мае 2007 года – тогда ему удалось привлечь с рынка почти 8 миллиардов долларов. Сбербанк и «Роснефть», также участвующие в привлечении народных денег от своих акций, получили рекордное количество средств. Однако акции ВТБ впоследствии упали в цене, и ожидавшихся доходов они не обеспечили. Причины отрицательной доходности вложений в акции граждан российские эксперты предложили искать не только в негативной конъюнктуре мировых финансовых рынков и глобальном кризисе, который на тот момент затронул банковский сектор, сколько в проблемах самих эмитентов этих акций.
Кстати, в одном из своих выступлений премьер Карим Масимов сказал, что Казахстан учтет ошибки российского IPO. Глава кабмина отметил: «Принципиальная позиция правительства Казахстана заключается в том, что цена, по которой акции компаний будут предлагаться населению, должна быть ниже рыночной цены. И надо выбирать момент, чтобы акции начали продаваться еще во время спада рынка, в момент перед его предстоящим подъемом. Тем самым мы дадим возможность гражданам Казахстана получить прибыль при последующем, полноценном IPO».
Однако вернемся к опыту нашего северного соседа. Любопытно, что президент Российского биржевого союза Анатолий Гавриленко перечислил условия успеха народного IPO. Во-первых, без повышения финансовой грамотности населения, которое свято верит тому, что ему обещают, народные IPO противопоказаны. Во-вторых, никогда нельзя на последние деньги и сбережения на черный день приобретать акции IPO. «И объяснить это людям, особенно пенсионерам – прямая этическая обязанность эмитентов», – заметил Гавриленко. В-третьих, агитация по привлечению к народным IPO чиновников и государственных деятелей должна быть запрещена, считает эксперт. В-четвертых, по его словам, механизм проведения IPO должен быть рыночным без участия крупных инвесторов. В-пятых, госкомпании оказались не готовы к десяткам тысяч новых акционеров. В-шестых, когда предприятия приглашают народ в собственные акционеры, то дивидендная политика последним должна быть понятна как минимум на 5 лет.
Главное – сделать правильные выводы из этого урока. И научить потенциальных инвесторов понимать финансовые механизмы. Тогда желающих покупать акции наверняка станет больше, а денег под подушками – меньше.
Светлана АБДРАШИТОВА
Сайт газеты «Экспресс К» Время загрузки страницы 0.195 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |