Вот уже около месяца внимание казахстанской, равно как и ближнезарубежной общественности приковано к ситуации на полуострове Мангышлак. Несанкционированная забастовка более чем 700 работников компаний «Каражанбасмунай», «ТулпарМунайСервис» и «АргымакТрансСервис» началась еще в середине минувшего месяца. Однако никто не берется предсказывать, во что может вылиться акция неповиновения нефтяников. Выжидательная позиция властей вводит общество в еще большее замешательство. Сергей Уткин, известный казахстанский адвокат: |
- Не стоит паниковать. Это абсолютно нормальный договорный процесс между работниками и работодателями. Это общепринятая практика на Западе, которую мы можем наблюдать по тому же Euronews и другим СМИ. Просто у нас забастовки воспринимаются как национальная трагедия или угроза безопасности.
При этом правозащитник считает, что власти заняли неверную позицию в отношении мангистауского вопроса:
- Вместо того чтобы вмешиваться в конфликт, высылая на разборки силовиков, власти должны наказать нарушителей закона. К примеру, если конкретный бастующий нарушает закон, его необходимо привлечь к ответственности цивилизованным путем – составить протокол об административном правонарушении и далее согласно закону. Государство должно приучать граждан соблюдать законы через проработанные механизмы. Эта позиция начинает раздражать все гражданское общество, и оно встает на защиту бастующих работников, даже если они теоретически могут быть не правы. Власти заняли опасную позицию, которая вызывает отторжение. Сложилось впечатление, что им сказали, что иностранные компании должны быть правы в любом случае.
Максим Казначеев, главный специалист отдела аналитики и консалтинга Института политических решений:
- Это (вмешаться в конфликт)надо было делать раньше, когда ситуация не успела выйти в информационное пространство всей республики. Здесь, на мой взгляд, присутствовала определенная задержка в реакции (властей).По всей видимости, уже необходимо принимать кадровые решения, потому что такие провалы с региональными конфликтами встречаются не впервые.
По мнению М.Казначеева, в данной ситуации власти должны были принять соответствующие меры незамедлительно. Теперь урегулировать ситуацию будет гораздо сложнее, опасается аналитик ИПР:
- Если власти не вмешивались в конфликт между работодателями и коллективами на протяжении месяца, то сейчас им будет сложно взять на себя функции арбитража, поскольку конфликт вошел в запущенную стадию и запоздалое участие начинает восприниматься сквозь призму афиллированности. Сохранить арбитражный имидж власти можно было при жесткой реакции на возникший конфликт в первые два-три дня, т.е. до 15 мая. При этом градус жесткости мог быть более высоким, нежели сейчас.
Таким образом, власти упустили время и возможность для формирования нужного информационного потока в правильном русле, а самое главное они опоздали в разрешении конфликта.
А я милого узнаю по…лозунгам
Примечательно, что на такого рода забастовках не гнушаются делать свой политический капитал всевозможные политические группы. На теме нефтяников отметились почти все оппозиционные партии. Сейчас ситуация на «Каражанбасмунай» стала главной и доминирующей темой их обсуждений. Так, 28 мая на митинге в Алматы с поддержкой бастующих выступили представители оппозиционного лагеря: Владимир Козлов, Газиз Алдамжаров, Гульжан Ергалиева, Айнур Курманов, Булат Абилов и Жармахан Туякбай.
Более того, ОСДП «Азат» во главе с Б.Абиловым и Маржан Аспандияровой посетили Актау на минувших выходных. Вчера представители оппозиции собрали пресс-конференцию, на которой поделились своими впечатлениями от увиденного.
Айжангуль Амирова, руководитель НП «Алга» по городу Алматы:
- СМИ освещают происходящее в Мангистау скудно и однобоко. То, что мы увидели своими глазами (в Актау) очень трагично и печально. Заявления руководства «Казмунайгаз» и акимата Мангистауской области о сокращении числа бастующих, их возвращении на рабочие места и стабилизации обстановки не соответствует действительности… Общее число участников голодовки на сегодняшний день превышает 40 человек. Люди полны решимости отстаивать свои права до конца.
Болат Атабаев, директор театра «Аксарай», член незарегистрированной партии «Алга»:
- Лично у меня сложилось впечатление, что наши люди стали рабами (иностранных работодателей). Среди них назрела ненависть к местной власти, полное отсутствие уважения.
По словам общественного деятеля, суть конфликта нефтяников заключается ни сколько в низкой заработной плате, сколько в социальном неравенстве.
- Я говорил с ними (бастующими) и попросил рассказать, в чем конкретно проявляется социальное неравенство. Они говорят, что даже посуда разделена: junior’s – это для них (казахстанских рабочих) и senior’s – это для иностранцев. Спортзал: для казахов отдельно, для итальянцев отдельно. Все сломанные инвентари итальянцы передают казахам. Там есть и рабочие иностранцы из тех же Индии и Китая, за такую же работу, как и казахи, они получают в три раза больше.
Помимо этого режиссер добавил, что один из родителей бастующих просил его передать журналистам, что они (ТОО «Ерсай Каспиан Контрактор», в числе учредителей которого – подразделение энергетического холдинга ENI) сбросили что-то в контейнерах в море. По словам этого человека, контейнеров было от 8 до 16 штук, однако их содержимое не известно. «Может быть, тюлени от этого и погибают», - предположил Б.Атабаев.
- Если бы я как казахский бизнесмен делал там (в Италии) тоже самое, что и они здесь, меня завтра же оттуда выставили бы. И это цивилизованная страна, которая входит в Европейский союз, оплот демократии. Что они здесь творят? Почему мы это им позволяем? - задал риторический вопрос режиссер.
Жанболат Мамай, руководитель движения «Рух пен тiл» (Духовность и язык):
- Вот уже более месяца длится конфликт в Мангистау, но из Астаны до сих пор никого не было. Где депутаты?
По его словам, если власти не предпримут никаких мер в ближайшее время бастующие намерены захватить областной акимат и «Мангистау превратится в очаг кровопролития».
Страсти по Мангистау
«Полевые сводки» с Запада сопровождаются упорными слухами о том, что скрытым технологическим сопровождением бастующих нефтяников занимаются серьезные люди из Алматы. Действительно, возобновляемость конфликта, который вспыхивает с периодичностью раз в год, вызывает подозрения.
- Мне кажется, что забастовка, которую мы имеем сейчас, это реализация некоего уже отработанного сценария: попытка оказать давление на центральные власти через оказание давления на региональные власти в одном из важнейших регионов-доноров. На самом деле конфликтных ситуаций за все время нахождения Крымбека Кушербаева на посту акима Мангистауской области накопилось уже много и фактически они проходят практически каждый год, - говорит М.Казначеев.
По мнению аналитика, попытке сместить К.Кушербаева есть множество причин.
- Область является регионом-донором и очень многие политические тяжеловесы хотели бы занять позицию Кушербаева. Кроме того, регион весьма традиционен и чужой человек со стороны очень тяжело вписывается в местный элитный пул, т.е. непринятие Кушербаева со стороны местных элит сохраняется даже сейчас на протяжении вот уже почти пяти лет после начала его работы. И, конечно же, есть не менее существенный фактор попытки трансляции социальной протестности и трудовых конфликтов в более широкое республиканское общественно-политическое поле. В первую очередь, сюда относится деятельность оппозиционных партий, которая активизировалась накануне начала парламентской предвыборной кампании, - полагает эксперт ИПР.
Во внешнем вмешательстве уверен и бывший гендиректор АО «РД «КазМунайГаз» Кенжебек Ибрашев. Он отмечает внезапность требований пересмотра коллективного договора, заключенного по требованию рабочих в марте этого года. При этом, по его словам, акция протеста началась без выдвижения конкретных требований, а сами требования не раз менялись. К.Ибрашев неоднократно подчеркивал, что в марте была «забастовка ради забастовки», начавшаяся под влиянием посторонних сил.
Действительно, нельзя сбрасывать со счетов влияние работы политических группировок. Уж слишком велик соблазн использовать «событие» подобного рода ради собственного блага. Не исключено, что столь активная информационная «помощь» нацелена на общую дестабилизацию ситуации и в другие регионы Казахстана. И неважно идет ли речь о борьбе за повышение заработной платы, движении обманутых дольщиков или антикитайское народное сопротивление. Совершенно ясно, что чтобы ни случилось удобнее всего обвинять во всех невзгодах местную администрацию, замахиваясь на Астану.
И все же, есть ли еще возможность разрешения спорного вопроса мирным путем? По мнению М.Казначеева, такие конфликты решаются только жестким принуждением одной из сторон к выполнению условий первоначального контракта.
- Таким образом, в самом начале конфликта 12-15 мая региональным и центральным властям надо было оказать жесткое воздействие на собственников компаний, либо арестовывать организационный комитет и всех самозваных профсоюзов. Других вариантов решения проблемы быть не может. Сейчас упущено время и поэтому так или иначе эти шаги придется делать, но уже в неблагоприятной информационной обстановке, - заключил аналитик.
Информационно-аналитический портал Кворум.kz
Время загрузки страницы 0.307 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |