Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Экспонаты Актюбинского историко-краеведческого музея скрывают много тайн



Экспонаты Актюбинского историко-краеведческого музея скрывают много тайн

Экспонаты Актюбинского историко-краеведческого музея скрывают много тайнЭкспонаты Актюбинского историко-краеведческого музея скрывают много тайн.


Происхождение некоторых экспонатов Актюбинского историко-краеведческого музея загадочно до сих пор. Их поступление относится к периоду с тридцатых по шестидесятые годы прошлого века, пишет газета "Литер". – На табличках мы указываем только год обретения, а кому они принадлежали или кем были изготовлены, не знаем. Это тема отдельных исследований, – рассказывает заведующая отделом научно-исследовательского обеспечения археологии и этнографии музея Айнур Максаткызы. Первый директор музея Давид Темушка в своих отчетах, не вдаваясь в подробности, указывал, что возле нынешнего областного дома народного творчества находился магазин Казторга, где дешево реализовывались конфискованные вещи. И многие экспонаты этнографического характера были приобретены здесь. Действительно ли они были куплены или списаны, об этом не сообщается, как и о том, у кого конкретно были отобраны. Возможно, при той политической ситуации нельзя было указать собственность хана, бия или их наследников, но сегодня многое из тех приобретений составляет золотой фонд главного исторического хранилища области. – Мы выставляем вещи в их первозданном виде, без реставрации и тем более не копии, – продолжает мой экскурсовод. – Поэтому сильно переживаем за их сохранность. С особым трепетом подводит она нас к витрине, где установлены манекены женщины и мужчины в казахской национальной одежде. Ювелирные украшения, платье, шапан, кебиз (кожаные туфли) – все ручной работы, поступили в 1947 году, но зарегистрированы почему-то в 1953 году. Десяток экспонатов из показанного имеет ханское происхождение. В 1947 году в музее были две штатные единицы, научным сотрудником числился Ахметше Арынгазиев, потомок султана младшего жуза Арынгазы. Именно он поделился фамильным наследством бесценного этнографического значения. В один из визитов его близкая родственница Роза Арынгазиева обратила внимание на огромную деревянную чашу для кумыса и блюдо для мяса, которые видела в своем детстве. Ее воспоминания были запротоколированы, и ханская коллекция неожиданно пополнилась новыми экспонатами. Был еще один благородный поступок, Бибиажар Каратаева приняла участие в одной из традиционных акций «Подари потомкам память», отданные ею темно-вишневые занавески из бархата, когда-то висевшие в доме султана, стали стотысячным экспонатом музея. Тему посуды продолжает кесе кап. Оказывается, кочевники хранили фарфоровые пиалы в специальном кожаном футляре. Удивительное приспособление сохраняло посуду во время дальних поездок. Изготовленное неизвестным ремесленником в девятнадцатом веке, оно появилось в музее в середине двадцатого века. Есть в музее еще одна необыкновенная вещь, удивляющая иностранцев. Они никак не могут понять, как казахи в прошлом пользовались чайником из выделанной кожи. На самом же деле это конек-подойник. Его специально делали из бесшумного материала, чтобы не спугнуть кобылицу во время дойки. Во-вторых, в нем лучше сохранялись молочные продукты. И эта незатейливая утварь украшалась узорами. Для чего мастер наполнял конек горячим песком, а затем на разогретой коже старательно выводил национальные орнаменты. – Даже сейчас при полной тишине можно услышать, как перекатываются песчинки в нем, – рассказывает Айнур Максаткызы. Посуду кочевники хранили в деревянном шкафу, который называется асадал, а в кебеже, специальном ларе, – продукты. В историко-краеведческом музее хранятся несколько их видов, в том числе и высокохудожественные, выполненные знаменитым шалкарским резчиком по дереву Айдосом Муратовым. Его имя хорошо знакомо и алматинцам. Он помогал своему близкому родственнику, первому казаху– архитектору Толеу Басенову в оформлении здания академического театра оперы и балета имени Абая. За высокий уровень мастерства в 1945 году Муратова наградили орденом «Знак почета». Еще одна работа мастера – это деревянный сундук, расписанный двумя видами орнаментов. Всего в этом музее четыре вида сундуков. Обшитый кошмой – это тен. В нем в жаркую погоду дольше сохранялись продукты. В сундуке только из кошмы складывали постель. Оклеивали деревянные сундуки и выделанной кожей. Их название жагылан. В такие мартовские дни много-много лет назад аульные бабушки совершали обряд саумалык, сжигали битую посуду и ненужные вещи. По древнему поверью, огонь уносил с собой все плохое, весь негатив из жизни степняков. В это же время молодые женщины извлекали из сундуков свои наряды и развешивали их в самых почетных углах. Так входил в дом праздник, наступал Наурыз мейрамы. Жанат Сисекенова, Актобе



Источник:


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 24
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.236 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>