Изначально пенсионная реформа в Казахстане была предложена, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. То есть, как кто работал и зарабатывал, так и получает. Кроме того, значительные средства в виде пенсионных накоплений должны были работать непосредственно в реальном секторе экономики страны, вкладываться в проекты с долгосрочной доходностью. Таким образом, государство переложило на плечи пенсионных фондов значительную часть своих социальных обязанностей, оставив за собой лишь право контроля. Между тем уже с первых дней пенсионные фонды по целому ряду причин деятельность свою выстраивали по заведомо тупиковому сценарию. Продолжается это по сей день, и выйти из пике пока не представляется возможным. Получается, что банки более эффективно сохраняют деньги, нежели пенсионные фонды. Хотя изначально пенсионной реформой предполагались другие тенденции. |
Казахстан первым среди стран СНГ начал реформировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения граждан с переходом на накопительную систему. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года, положил начало строительству в стране накопительной пенсионной системы. Сейчас ее уже впору назвать долгостроем.
Вход
Изначально реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Накопления вкладчиков позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования накопительной пенсионной системы, многие ее проблемы остаются до сих пор нерешенными.
Решение о реформировании пенсионной сферы, принятое правительством несколько лет назад, имело историческое значение для всей страны. Казахстан первым среди стран СНГ начал преобразование старой солидарной системы пенсионного обеспечения гражданина с планомерным переходом к накопительной пенсионной системе.
Суть накопительной пенсионной системы – сохранение и приумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизм ее функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10 процентов от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы.
Как известно, 1998–2000 годы являются этапом становления пенсионной реформы и накопительных пенсионных фондов. Пенсионная реформа достигла определенных результатов за эти годы. Можно отметить и сжатые сроки ее проведения, и успешное привлечение частных инвесторов на рынок пенсионных услуг, и сформировавшуюся законодательную и нормативную базу, а также инфраструктуру рынка.
Но все же, несмотря на издержки реформирования пенсионной системы Казахстана, ее преобразование оказывает положительное влияние на финансово-экономический сектор экономики уже сегодня. На финансовом рынке появился новый институциональный инвестор, ресурсы которого уже превысили собственный капитал банков второго уровня, а в недалеком будущем активы пенсионных фондов будут вполне сопоставимы с активами банковского сектора.
Первое, одним из главных преимуществ данной реформы является то, что бюджетное бремя заметно полегчало, так как теперь каждый работающий сам заботится о своей будущей пенсии. Второе, размер пенсии вкладчиков накопительных фондов стал зависеть от величины его пенсионных накоплений, т.е. от того, как он работал и сколько зарабатывал. А при старой системе все, начиная от Героев труда и заканчивая теми, кто работал спустя рукава, в итоге получали примерно одинаковую пенсию.
Но наряду с положительными моментами существуют и отрицательные стороны. В настоящее время ни в одном пенсионном договоре не указывается финансовое обязательство самого фонда. Вкладчик не знает, какой размер пенсии или процент заработной платы он будет получать при выходе на пенсию, за исключением того, что размер пенсии зависит от величины накопленных сумм, да и то не в письменном виде. К тому же письменно не гарантируется годовой минимальный прирост средств.
Если в развитых странах за уровень пенсии ответственны государство, предприятие и гражданин, то у нас с 1998 года государство выполняет лишь функцию контроля и надзора. Работодатель и вовсе освобожден от заботы по пенсионному обеспечению работников.
Накопительный пенсионный фонд является самостоятельной банковской системой, что подразумевает собой независимость от государственного бюджета, т.е. его средства не входят в состав бюджета. Может быть, это и стало причиной того, что уже в первые годы своего существования пенсионная реформа зашла в своеобразный тупик, из которого не может выбраться и по сей день.
Выход
На начальном этапе пенсионной реформы фонды дружно инвестировали собранные накопления в государственные ценные бумаги, в том числе в силу недостатка качественных финансовых инструментов. То есть накопительные пенсионные фонды сконцентрировали более одного миллиарда долларов США, которому в нашей стране практически нет применения. Минфин и Нацбанк вынуждены эмиссия за эмиссией выпускать собственные бумаги, чтобы фонды могли покупать хотя бы их.
Между тем цель реформы заключалась не только в механическом накоплении вкладов, но и в их разумном инвестировании, что на долгие годы гарантировало бы будущим пенсионерам дивиденды. Суть накопительной пенсионной системы – инвестиции в реальное производство. Не в ценные бумаги Министерства финансов Республики Казахстан, и даже не в банковские депозиты, а именно в те материальные объекты, которые сами не только не потеряют стоимость, но и могут создать новую стоимость. Например, взяли сегодня отчисления от зарплаты вкладчиков пенсионных фондов и вложили их в строительство газопровода или нефтепромысел, которые и через 20 лет будут рентабельными. Пока же почти 44 процента накоплений вложены в государственные ценные бумаги. То есть вложены в государственный долг, следовательно, по существу, само государство препятствует инвестиционной доходности накопительных пенсионных фондов, т.е. выполнению пенсионных обязательств.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что характерной особенностью рынка пенсионных активов является ограниченность круга инструментов, в которые могут быть инвестированы средства вкладчиков. В первую очередь это государственные ценные бумаги. На сегодняшний день это наименее рискованный инструмент в стране. Однако из-за такого «перекоса» у фондов отсутствует возможность диверсификации рисков. В итоге судьба пенсионных вкладов полностью зависит от «поведения» государственных ценных бумаг. Очевидно, предпринимательская деятельность фонда явилась бы выходом из положения. Если учесть, что пенсионные взносы долгосрочные, то нет опасности, что накопительный пенсионный фонд не сможет выплатить свои финансовые обязательства перед вкладчиками. Поэтому необходимо разрешить фондам заниматься предпринимательской деятельностью, чтобы те работали с опережением инфляции, а не наоборот, как это происходит сегодня.
Помимо этого, становится все более очевидным, что важный недостающий компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствие механизма страхования активов частных пенсионных фондов. Это абсурд, когда ни один гражданин не в состоянии рассчитать будущую пенсию и не знает, с чем встретит свою старость.
В пенсионном обеспечении состоявшихся пенсионеров участие страховых компаний без надобности, так как их пенсии финансируются за счет обязательных пенсионных взносов юридических и физических лиц, а также прямых ассигнований из государственного бюджета страны (трансфертные платежи). В условиях же экономической нестабильности, в которой в настоящее время пребывает Казахстан, как никогда актуальным становится вопрос развития пенсионного страхования.
Роль страховых компаний – как субъекта пенсионного страхования, как управляющих компаний для накопительных пенсионных фондов, как субъекта страхования других рисков, чего не могут обеспечить накопительные пенсионные фонды, как субъекта страхования финансовых рисков накопительных пенсионных фондов, иными словами, гаранта их устойчивости, – безусловно, важна и необходима.
Задачей любой страховой организации независимо от ее формы является предоставление страховой защиты своей клиентуре от возможных опасностей и случайностей. С этой целью задумано страхование дополнительной пенсии, которое предусматривает накопление страхователем денежных средств для обеспечения себе в пенсионном возрасте пожизненного стабильного дополнительного дохода. Причем чем моложе страхователь, тем легче ему решить эту проблему.
Пока человек молод и в состоянии, приложив усилия, заработать значительную сумму денег, он вполне может, заключив договор страхования дополнительной пенсии, внести средства в любую выбранную им страховую компанию, занимающуюся данным видом страхования. Условия договора: либо единовременно внести всю пенсионную сумму взносов со значительной скидкой, либо воспользоваться рассрочкой платежа на годы без скидки. А дальше страхователю уже не о чем беспокоиться.
Евгения МИХАЙЛОВА, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.488 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |