Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий



О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий

ВЫЕЗДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОМИТЕТА: ЗЕРЕНДА – ПАРК «КОКШЕТАУ»

 

Совершенствование законодательства и повышения ответственности за природоохранные правонарушения Астана, 10 мая, Дом Мажилиса. Состоялось расширенное выездное заседание Комитета Мажилиса по аграрным вопросам в Зерендинский филиал государственного национального природного парка «Кокшетау» Акмолинской области. Обсужден законопроект «».


Проект Закона Республики Казахстан «» внесен на рассмотрение Мажилис Парламента Республики Казахстан в октябре 2010 года.

В целом законопроектом предусмотрено совершенствование законодательства по вопросам повышения ответственности за природоохранные правонарушения, в частности внесение изменений и дополнений в Уголовный, Административный, Земельный, Лесной, Налоговый кодексы, Законы Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», «Об особо охраняемых природных территориях».

В целях обеспечения сохранности животного мира законопроектом предусмотрено уточнение прав и обязанностей егерей, что позволит им более эффективно осуществлять охрану объектов животного мира, правил организации и проведения аккредитации организаций по обучению охотминимуму, кроме того введены понятия «национальный вид охоты», «национальная порода охотничьих собак», «ловчие хищные птицы».

Уполномоченным органом в области лесного и охотничьего хозяйства ведется целенаправленная работа по созданию эффективной системы рационального природопользования.

Лесистость республики составляет 4,5 процента. По данному показателю Казахстан относится к малолесным государствам.

В основном государственный лесной фонд закреплен за 123 государственными учреждениями лесного хозяйства, находящимися в ведении акиматов областей (22,7 млн. га (79,4 %) и остальной государственный лесной фонд за другими ведомствами.

В результате предпринимаемых мер стабилизировалась ситуация и с численностью редких и исчезающих видов животных. В 4 раза увеличилась численность сайгака и тем самым созданы условия для его естественного воспроизводства.

На территории республики обитает 835 видов позвоночных животных и порядка 100 тысяч видов беспозвоночных. Охрана животного мира в настоящее время осуществляется РГКП ПО «Охотзоопром» за которыми закреплена 123 млн. га охотничьего фонда, за охотпользователями 117 млн. га и 116,8 млн. га является резервным фондом, охрану, которой контролируют территориальная инспекция уполномоченного органа в области животного мира.

Численность егерской службы охотхозяйственных организации составляет 2900 человек.

Выполнение мероприятий в области охраны, воспроизводства и использования редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков осуществляет РГКП «ПО «Охотзоопром» уполномоченного органа.

На базе РГКП «ПО «Охотзоопром» организованы 15 специальных мобильных групп инспекторов для охраны сайгаков, которые практически постоянно находятся в рейдах. Мобильные группы оснащены табельным оружием, спутниковой связью, видео-фотоаппаратами, автомобильными и мобильными радиостанциями. На вооружении Охотзоопрома имеется собственный вертолет МИ-2.

В результате принимаемых уполномоченным органом мер за последние 5 лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения численности сайгаков и в 2010 году численность сайгаков составляет 85,5 тыс. голов.

Несмотря на сокращение фактов браконьерства и незаконных рубок, нарушение природоохранного законодательства продолжает иметь место, что показывает не эффективность правоприменительной практики действующего законодательства.

Депутатами Мажилиса Парламента, с учетом сложившейся обстановки и в целях ужесточения мер борьбы с браконьерством в Уголовный и Административный кодексы предложено ввести обязательную конфискацию имущества, являющегося объектом преступных действий, орудием или средством совершения преступления, что будет способствовать эффективному противодействию преступлениям данной категории.

В целях реализации Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) и гармонизации национального законодательства с международным, введено понятие «дериват», под которым понимается производное растения и животного, а также продукция произведенная из них и их производных.

В этой связи депутатским корпусом предложена новая редакция статьи 290 Уголовного кодекса, предусматривающая уголовную ответственность за незаконное обращение с видами растений и животных, и (или) их частями и дериватами, а также предусматривается уголовная ответственность за совершение преступного деяния неоднократно, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой лиц и лицом с использованием своего служебного положения.

Кодекс об административных правонарушениях дополнен новой статьей 298-2 по наступлению административной ответственности за незаконное обращение с видами животных и растений, и (или) их частями и дериватами.

Кроме того, в целях усиления мер борьбы с незаконными рубками на территории ленточных боров Прииртышья предлагается введение запрета на деятельность юридических и физических лиц на размещение и эксплуатацию устройств по распиловке круглого леса в охранных зонах государственных природных резерватах «Семей орманы» и «Ертыс орманы». В целом, незаконная рубка за последние 5 лет сокращена в 14 раз.

Так, например, за 2010 год государственными инспекторами природоохранных учреждений и работниками государственной лесной охраны при проведении рейдовых мероприятий выявлено 760 фактов незаконной рубки леса в объеме 3695 кубометров, ущерб от которой составил 36,9 млн. тенге.

В Лесном кодексе уточнена система обеспечения охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, включающая всех субъектов правоотношений в этой области.

Введена новая статья, законодательно закрепляющая функции действующих республиканских государственных предприятий в области обеспечения охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения.

Депутатами Мажилиса инициирована норма по включению расходов на введение и издание Красной книги Республики Казахстан. Следует отметить, что за последние 20 лет Красная книга не разу не издавалась в полном объеме, что негативно влияло на обеспечение охраны и защиты редких и исчезающих видов растений и животных.

Предлагается установить правовую и социальную защиту для должностных лиц государственной лесной инспекции, государственной лесной охраны, работников лесной пожарной станции, государственных инспекторов особо охраняемых природных территорий, государственных инспекторов по охране животного мира и инспекторов специализированных организаций уполномоченного органа.

Кроме того, вводится норма, позволяющая организовать и развивать школьное лесничество в целях воспитания у подростков бережного отношения к природе и формирования интересов к профессиям лесохозяйственного профиля. Это позволит обеспечить подготовку кадров лесного хозяйства, особо охраняемых природных территорий из числа сельской молодежи которая прошла практическое обучение в школьных лесничествах.

Для развития частного лесоразведения в лесное и земельное законодательства вводятся поправки по уточнению государственного и частного лесного фондов, а в земельное законодательство - по предоставлению права на земельные участки или аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, для частного лесоразведения, без проведения процедуры торгов и аукционов.

Данные меры позволят создать условия для однозначного решения в вопросах предоставления земельных участков для частного лесоразведения и дальнейшему развитию инвестиционной деятельности лесопользователей.

В целях рационального использования лесных ресурсов к основным условиям договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда включена норма по принятию обязательств лесопользователем по освоению выделенных лесных ресурсов, инвестированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, переработки лесных ресурсов, которые были заявлены в конкурсной заявке победителя тендера.

По данным уполномоченного органа в области лесного хозяйства на сегодня в долгосрочное лесопользование закреплено 1733 тыс. га государственного лесного фонда (6,5 % от общей площади гослесфонда), в том числе для лесозаготовительной деятельности 1461 тыс. га, для побочного лесопользования (пастбища и сенокосы) 248 тыс. га, для оздоровительных целей 24 тыс. га.

Депутатами Мажилиса Парламента инициирована норма по включению в обязанность лесопользователей проведения мероприятий по рекультивации земельных участков, предоставленных им в лесопользование, в соответствии с требованиями договора долгосрочного лесопользования.

Поправками, внесенными в Лесной кодекс, Законы Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» и «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» в целях восполнения правового пробела, введены нормы по предоставлению уполномоченным органом в области лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий лесопользователям земельных участков государственного лесного фонда и государственных национальных природных парков, где лесные ресурсы предоставлены в долгосрочное лесопользование, для строительства объектов под культурно-оздоровительные, рекреационные, туристские и спортивные цели, нужды охотничьего хозяйства.

По предложению депутатов Мажилиса компетенция Правительства дополнена нормой по утверждению положения о лесной пожарной станции государственного лесовладельца, которая поддержана Правительством.

По данным уполномоченного органа в области лесного хозяйства только за последние 3 года на территории государственного лесного фонда произошло более 2000 лесных пожаров на площади около 24 тыс. га, ущерб от пожаров составил более 1 млрд. тенге.

Тушение пожаров на территории государственного лесного фонда будет осуществляться пожарными командами лесных пожарных станций, содержащихся на постоянной основе.

Лесная пожарная станция государственного лесовладельца позволит на законодательном уровне обеспечить создание специализированного подразделения (пожарные команды) государственного лесовладельца, оснащенные противопожарной техникой, оборудованием, средствами связи, транспортными средствами и специально подготовленными работниками для тушения лесных пожаров.

Круглогодичное содержание штатов Лесной пожарной станции обеспечит стабильность и высокий профессионализм кадров, своевременное проведение противопожарных профилактических мероприятий и взаимодействие с другими службами, что будет способствовать своевременному тушению лесных пожаров на ее начальной стадии и недопущения крупных лесных пожаров.

В соответствии с Планом основных мероприятий по реализации полномочий Мажилиса Парламента Республики Казахстан четвертого созыва на четвертую сессию в период с 14 по 16 апреля 2011 года состоялось расширенное выездное заседание Комитета по аграрным вопросам в Зерендинский филиал государственного национального природного парка «Кокшетау» Акмолинской области по обсуждению проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий».

В ходе проведения данного выездного заседания депутаты ознакомились с деятельностью Зерендинского филиала национального природного парка «Кокшетау», который создан постановлением Правительства Республики Казахстан в апреле 1996 года с целью сохранения горно-лесных и озерных экосистем, памятников археологии, истории и культуры Северного Казахстана.

Государственный национальный природный парк «Кокшетау» (далее – национальный парк) имеет статус природоохранного и научного учреждения, входит в систему особо-охраняемых природных территорий республиканского значения и находится в ведении Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.

Площадь национального парка составляет 182076 гектаров и включает горно-лесные массивы и озерные акватории Зерендинской, Шалкарской, Имантауской и Айыртауской природных зон. Территориально национальный парк располагается в двух областях – Северо-К азахстанской и Акмолинской.

В состав ГУ ГНПП «Кокшетау» входят 6 структурных подразделений:

1.Айыртауский филиал

2.Арыкбалыкский филиал

3.Зерендинский филиал

4.Шалкарский филиал

5.Филиал «Орманды булак»

6.Филиал «Зерендинский рыбоводный центр»

В национальном парке сохраняются эталоны природных комплексов, генофонд редких и исчезающих видов организмов, неповторимые природные образования, ресурсы растительного и животного мира.

Животный мир национального парка очень богат. Фауна позвоночных животных насчитывает 283 вида. Типичные виды животных сибирской тайги (лось, рысь, лесная куница, заяц беляк, горностай) живут по соседству с обитателями южных степей и полупустыни корсаком, сусликом, зайцем-русаком, степным хорем. В Орманды-булакский воспроизводственный участок были завезены олени из Восточного Казахстана, которые здесь хорошо акклиматизировались. Встречаются также глухарь, горностай, барсук, лесная мышь, обыкновенная бурозубка, косуля, волк. На речках, озерах и болотных комплексах обитают водяная крыса и ондатра.

Растительность на территории национального парка связана с ландшафтными особенностями всего региона: наличие флоры разных эпох, древнейшие лишайники и папоротники находятся под пологом современных древесных и кустарниковых растений.

Растительность представлена видами, характерными для лесостепной и степной полосы. На территории парка произрастает около 600 видов растений, из которых 84 вида относятся к исчезающим растениям, нуждающимся в особой охране. Из древесной растительности наиболее распространена сосна и береза, произрастают в небольших количествах лиственница, ясень, клен, вязь. Многие виды растений, встречающихся в национальном парке занесены в Красную книгу, среди них: ягель, гроздовик многораздельный.

На территории национального парка находятся 13 памятников природы, имеющих важное республиканское значения: сопки «Два брата», «Расколотая» сопка, сопка «Острая», водопад с пещерой, остров на озере Имантау, реликтовый массив, сопка «Обозрение», скальное отложение «Котелок», «Зеленый мыс», «Малиновый мыс», сопка «Пожарная», «Смольная» сопка, сопка «Стрекач». К ним проходят пути туристических маршрутов, они являются излюбленным местом отдыха, как туристов, так и местного населения.

На территории национального парка под охраной государства находится 185 памятников археологии, истории, архитектуры, монументального искусства.

Ботайская культура, известная в мире тем, что здесь впервые была одомашнена древним человеком лошадь, находится на берегу р. Иман-Бурлук. Время существования данной культуры относится к V - IV вв. до н. э. В культурном слое были найдены более 60 000 изделий из кости и камня: каменные топоры, наконечники стрел и копий, каменные ножи, иглы из кости, фрагменты глиняной посуды и т.п. Ботайская культура имеет важное значение для изучения древней истории степного и лесостепного пояса Евразии.

Мемориально-исторический комплекс воздвигнут батырам Карасаю и Агынтаю, храбро сражавшимся против джунгар, и в своих песнях воспевшим подвиги казахского народа в войне, имевшей огромное историческое значение для всего казахского народа. Данный комплекс создан на территории Айыртауского района Северо-Казахстанской области.

В ауле Сырымбет, как памятник деревянного зодчества XIX века, воссоздана усадьба семьи великого ученого Шокана Уалиханова.

В границах национального парка действует 33 учреждения лечения и отдыха, принадлежащие различным ведомствам с заполняемостью 3196 человек, в том числе 1 санаторий, 9 домов и центров отдыха, гостиничных комплексов, 17 баз отдыха и 6 детских оздоровительных центров.

Национальному парку принадлежат 4 базы отдыха летне-сезонного использования общей вместимостью 409 человек

Зерендинский филиал национального парка находится в Акмолинской области, занимает обширную территорию к югу, западу и северо-западу от уникального озера Зерендинское.

Общая площадь Зерендинского филиала составляет 36692 га, объединяет три лесничества: Грибновское, Зерендинское и Жыландинское.

История лесохозяйственного управления в Зерендинском филиале начинается с 1898 года, когда было организовано первое Зерендинское лесничество.

Тогда же в поселке «Красный кордон» была построена усадьба конторы, которая сохранилась до настоящего времени.

Наряду с основной деятельностью Зерендинский филиал осуществляет и вспомогательное производство, где работают более 50 человек, ежегодно выпускают более 40 наименований продукции на общую сумму до 30 млн.тенге. При этом в переработке используется древесина низкого качества, заготавливаемая в рубках, разрешенных в национальном парка (санитарные рубки и очистка от ликвидной захламленности).

Производятся работы по восстановлению деградированных участков лесных площадей и площадей, примыкающих к ним.

Депутаты ознакомились с работой филиала «Зерендинский рыбоводный центр», который постановлением Правительства «О реорганизации отдельных организаций Министерства сельского хозяйства РК» от 08 сентября 2003 года №904 присоединен к национальному парку.

Основная деятельность филиала «Зерендинский рыбоводный центр» - выращивание рыбопосадочного материала – личинок сиговых видов рыб, карпа и сеголеток карпа.

Ежегодно рыбопосадочным материалом зарыбляются водоемы национального парка, а также озера, не входящие в его состав.

В ходе ознакомления с деятельностью филиала были подняты вопросы выделения бюджетных средств для капитального ремонта прудового хозяйства, оборудования и водопровода, приобретения электростанции, аппарата «Вейса», специальной автомашины для перевозки биоматериала.

В ходе проведения расширенного выездного заседания состоялась встреча членов Комитета и рабочей группы по законопроекту с заместителем акима Акмолинской области Отаровым К. М. и Акимом Зерендинского района Сагдиевым Е. Б.

На заседании, где участвовали руководители и специалисты национального парка, государственных учреждений лесного хозяйства и управления природных ресурсов и регулирования природопользования Акмолинской области, а также областной территориальной инспекции, государственного национального природного парка «Бурабай» был обсужден законопроект, находящийся на рассмотрении в Мажилисе Парламента.

Представители государственных лесовладельцев ставили вопросы, в части:

1) осуществления лесозаготовительной деятельности при долгосрочном лесопользовании, воспроизводства леса лесопользователями.

При этом было предложено обременить лесопользователя до начала рубок леса посадкой лесных культур и уходом за ними до пятилетнего возраста и только после перевода лесопосадок в покрытую лесом площадь разрешить проведение рубок главного пользования, либо вообще отменить долгосрочное лесопользования в части заготовки древесины;

2) отмены ставок платы за древесину, отпускаемую на корню при проведении государственными учреждениями лесного хозяйства рубок промежуточного пользования;

3) осуществления государственными учреждениями лесного хозяйства сельскохозяйственных работ по выращиванию овощей, зерновых культур и участия в тендерах по государственным закупкам для выполнения лесовосстановительных работ;

4) увеличения норм положенности количества пожарных автомашин и уменьшения площади лесных обходов;

5) пересмотра системы оплаты труда в лесном хозяйстве и увеличения заработной платы работников государственной лесной охраны за счет средств, полученных от платных услуг;

6) отмены нулевых ставок платы при долгосрочном лесопользовании участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства и заключения трехстороннего договора между уполномоченным государственным органом в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, лесопользователем и государственным лесовладельцем;

7) ограничения лесопользователей, заготавливающих ежегодно более 3-5 тысяч кубометров, в приобретении ими древесины от государственных учреждений лесного хозяйства;

8) передача компетенции по утверждению ставок платы за пользования лесными ресурсами от местных представительных органов уполномоченному органу.

Однако, предварительное рассмотрение поставленных участниками заседания вопросов показало, следующее.

В соответствии со статьей 38 Лесного кодекса лесопользователи, при осуществлении лесозаготовительной деятельности, обязаны производить воспроизводство лесов на площади, превышающий двукратный размер вырубленной. Отмена долгосрочного лесопользования в части заготовки древесины создаст условия не освоения лесосечного фонда, намеченного под главные рубки.

Статья 505 Налогового кодекса предусматривает освобождение от платы при проведении рубок в молодняках (осветление, прочистки) и рубок, связанных с реконструкцией малоценных лесных насаждений. При других видах промежуточных рубок (прореживание, проходные, выборочные санитарные рубки) от платы не могут быть освобождены лесовладельцы, так как при указанных видах рубок имеется выход ликвидной древесины, которая реализуется потребителям по рыночным ценам. Соответственно, освобождение государственных лесовладельцев от платы будет способствовать созданию условий недобросовестной конкуренции с лесопользователями.

Выращивание овощей, зерновых культур не является основным видом деятельности и функциональными обязанностями государственных лесовладельцев. При этом, необходимо отметить, что их участие в конкурсах государственных закупок, законопроектом уже предусмотрено.

В целях профилактики и тушения лесных пожаров законопроектом предусмотрено введение нормы об утверждении положения лесной пожарной станции Правительством Республики Казахстан. При этом, нормы положенности пожарных автомашин и площадь лесного обхода устанавливаются подзаконными актами, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан. В связи с чем, указанные вопросы должны быть доработаны уполномоченным органом.

По поводу увеличения заработной платы работникам государственной лесной охраны за счет средств полученных от платных услуг отмечается, что согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 13 августа 2010 года № 816 вопрос о поощрении работников государственных учреждений в сфере лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий за счет средств полученных от оказания платных видов деятельности решен. Кроме того, данная норма внесена в проект Закона и направлена на заключение Правительства Республики Казахстан.

Что касается отмены нулевых ставок платы при долгосрочном лесопользовании участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства то, в Методических указаниях расчета ставок платы за лесные пользования в государственном лесном фонде и в особо охраняемых природных территорий, утвержденных приказом уполномоченного органа от 12 июня 2009 года № 344, нулевые ставки платы за пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства были установлены с целью стимулирования закрепления охотничьих хозяйств за физическими и юридическими лицами, которые обеспечивают за счет собственных средств охрану животного мира на закрепленных участках.

По введению ограничения лесопользователей, заготавливающих ежегодно более 3-5 тысяч кубометров, в приобретении ими древесины из государственных учреждений лесного хозяйства следует отметить, что также вопрос изучен. Заготовленная лесопользователями и государственными лесовладельцами древесина в порядке рубок главного пользования и промежуточного пользования свободно реализуется по рыночным ценам, и ограничение в ее приобретении противоречит свободной торговле.

ХХХ

Депутатами принято решение о необходимости детального рассмотрения поставленных вопросов на предстоящем заседании рабочей группы, в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению и при принятии положительного решения внести в законопроект соответствующие поправки.

 

Сайт Парламента Республики Казахстан

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 27
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.241 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>