Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Как не «завалить» государственный проект? - мнение эксперта



Как не «завалить» государственный проект? - мнение эксперта

Как не «завалить» государственный проект? - мнение экспертаКак не «завалить» государственный проект? - мнение эксперта. Одним из альтернативных источников  бюджетного финансирования инфраструктуры СЭЗ является частный капитал.


Озвученная недавно главой государства новая экономическая политика «Нурлы Жол» предполагает переориентировать государственные средства в развитие транспортно — логистической, индустриальной и энергетической инфраструктур, которые окажут наибольший мультипликативный эффект на рост экономики государства. Как считает аналитик АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Алия Карибаева, одними из основных точек роста экономики Казахстана и источниками мультипликативных эффектов в ближайшие 5 лет, являются строительство и развитие специальных экономических зон - «Хоргос - Восточные ворота», которая способствует использованию географических преимуществ Казахстана и созданию  транспортно — логистического хабба «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», созданного с целью организации  стратегических производств по переработке имеющегося сырья. "Как известно, строительство СЭЗ, прежде всего, начинается со строительства инфраструктуры СЭЗ. А это значит с подведения на территорию СЭЗ  воды, света, канализации, тепла, транспортных коммуникаций, услуг связи и объектов первой необходимости, обеспечивающих финансово- хозяйственную деятельность и безопасность участников СЭЗ.  Средняя стоимость строительства инфраструктуры СЭЗ в зависимости от площади освоения земли и мощности Проекта составляет 20-40 млрд. тенге, со сроком строительства 2-3 года", - отмечает эксперт. По ее словам, как показывает практика, строительство инфраструктуры СЭЗ в Казахстане финансируется из республиканского бюджета. Основной причиной бюджетного финансирования заявители подобных проектов  называют обязанность государства обеспечить функционирование СЭЗ за свой счет. В то же время, необходимо отметить, что Законом, обеспечивающим правовую основу функционирования СЭЗ, еще с 2011 года предусмотрено обеспечение СЭЗ объектами инфраструктуры, как за счет бюджетных средств, так и  иных не запрещенных законодательством Республики Казахстан источников. Одним из альтернативных источников  бюджетного финансирования инфраструктуры СЭЗ является частный капитал. "Многим известно, что  сегодня в экономике сложилась ситуация, когда  у государства не хватает свободных денег, а у бизнеса основной вопрос - куда вложить свободные деньги, чтобы их не только сохранить, но и приумножить. Консенсусом является  взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса.  Казахстану не нужно придумывать «велосипед» — новые схемы и механизмы. За нас это уже сделали развитые страны. Такое сотрудничество в мировой практике называется государственно-частным партнерством ( ГЧП). Тем более,  что инфраструктурные проекты  являются  самыми популярными в сфере ГЧП. Для государства преимуществами реализация проектов посредством ГЧП является возможность построить качественно, своевременно и с использованием новейших технологий,  необходимую инфраструктуру, которая является одним из  основных факторов, способствующих росту экономики. Дополнительным преимуществом государства от участия в ГЧП — проектах  является  «рассрочка» оплаты за строительство или  создание объектов из республиканского бюджета. Обычно государство начинает компенсировать инвестиционные затраты инвестору после ввода объектов в эксплуатацию. Суммы этих выплат определяются в заключенном с участниками  ГЧП - проекта договоре, исходя из периода действия договора и с учетом утвержденной ставки доходности", - отмечает А.Карибаева. Интерес же частного бизнеса к таким проектам, по ее мнению, вызван следующими причинами. Во - первых, это возможность основать семейный бизнес, которым в будущем могут управлять наследники. Во- вторых, это возможность вложения свободных денег под гарантию или  поручительство государства, что является наиболее безопасным видом инвестиций. По таким проектам предполагается различная  государственная поддержка. Например, гарантия минимального трафика при инвестициях в транспортную инфраструктуру, защита частных инвестиций от инфляции, гарантия инвестору минимального платеж после завершения строительства инфраструктурного объекта. В- третьих, это распределение рисков проекта между государством и бизнесом по принципу лучшего управления риском. В настоящее время Правительства разных стран, в том числе и Казахстана, разрабатывают стимулирующие меры для привлечения инвесторов и нахождения разумного баланса риска и доходности инфраструктурных проектов. Все условия сотрудничества описываются в договоре, который обсуждается,  и при достижении обоюдных договоренностей подписываются уполномоченными представителями сторон. Почему же тогда на строительство инфраструктуры СЭЗ не привлекаются иные источники? "Итак, для того, чтобы на финансирование инфраструктуры СЭЗ, или  иной инфраструктуры в стране привлекались частные средства, на наш взгляд, требуется   больше внимания уделять отработке проектов в  прединвестиционном периоде. Во всех учебниках по управлению проектами  указано, что начало реализации проекта начинается с инициации проекта. Топ-менеджеры,  инициирующие  стратегические проекты,  формулируют плановые цели и результаты  проекта, обозначают окружение проекта и его участников. После инициации проекта, при  дальнейшей его проработке определяются ресурсы, необходимые для достижения целей и результатов,  организационная и финансовая  схема  проекта.  Чем раньше будут определены источники финансирования проекта, тем успешнее будет проект, так как вид и форма финансирования проектов определяет длительность периода его  реализации. Так, при  реализации проектов с участием механизмов ГЧП, например, концессию, этап планирования занимает более длительный период  (до 2 лет), чем при реализации государственных инвестиционных проектов (до 1 года). На практике же мы часто сталкиваемся с проблемой — по проекту  подошел уже инвестиционный период, определенный в стратегических документах, а сам проект еще не прошел все необходимые экспертизы. Так как времени уже нет, а срывать мероприятия, обозначенные Правительством или государственными программами, слишком опасно,  выбирается наиболее быстрое решение вопроса - реализовать его за счет государственного бюджета". "Для того, чтобы искоренить подобные проблемы с нехваткой времени на реализацию  проекта, считаем, что одним из основных правил успешности его реализации  является определение команды менеджеров, обладающих как теоретическими, так и практическими навыками управления проектами. Именно такие менеджеры должны участвовать в проекте на самом важном его этапе - разработки и планировании проектов. В результате, при более детальной проработке государственных инвестиционных проектов и правильно определенной  схеме финансирования проекта, повышается вероятность его успешного завершения, которое определяется своевременным завершением и достижением результатов проектов.  Раннее определение вида и способа финансирования проектов обеспечит  ежегодное высвобождение государственных средств  в несколько сот миллиардов тенге. Такова цена вопроса", - считает эксперт.  



Источник: ИА «Zakon.kz»


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 22
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.486 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>