Как не «завалить» государственный проект? - мнение эксперта. Одним из альтернативных источников бюджетного финансирования инфраструктуры СЭЗ является частный капитал. |
Озвученная недавно главой государства новая экономическая политика «Нурлы Жол» предполагает переориентировать государственные средства в развитие транспортно — логистической, индустриальной и энергетической инфраструктур, которые окажут наибольший мультипликативный эффект на рост экономики государства. Как считает аналитик АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Алия Карибаева, одними из основных точек роста экономики Казахстана и источниками мультипликативных эффектов в ближайшие 5 лет, являются строительство и развитие специальных экономических зон - «Хоргос - Восточные ворота», которая способствует использованию географических преимуществ Казахстана и созданию транспортно — логистического хабба «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», созданного с целью организации стратегических производств по переработке имеющегося сырья. "Как известно, строительство СЭЗ, прежде всего, начинается со строительства инфраструктуры СЭЗ. А это значит с подведения на территорию СЭЗ воды, света, канализации, тепла, транспортных коммуникаций, услуг связи и объектов первой необходимости, обеспечивающих финансово- хозяйственную деятельность и безопасность участников СЭЗ. Средняя стоимость строительства инфраструктуры СЭЗ в зависимости от площади освоения земли и мощности Проекта составляет 20-40 млрд. тенге, со сроком строительства 2-3 года", - отмечает эксперт. По ее словам, как показывает практика, строительство инфраструктуры СЭЗ в Казахстане финансируется из республиканского бюджета. Основной причиной бюджетного финансирования заявители подобных проектов называют обязанность государства обеспечить функционирование СЭЗ за свой счет. В то же время, необходимо отметить, что Законом, обеспечивающим правовую основу функционирования СЭЗ, еще с 2011 года предусмотрено обеспечение СЭЗ объектами инфраструктуры, как за счет бюджетных средств, так и иных не запрещенных законодательством Республики Казахстан источников. Одним из альтернативных источников бюджетного финансирования инфраструктуры СЭЗ является частный капитал. "Многим известно, что сегодня в экономике сложилась ситуация, когда у государства не хватает свободных денег, а у бизнеса основной вопрос - куда вложить свободные деньги, чтобы их не только сохранить, но и приумножить. Консенсусом является взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса. Казахстану не нужно придумывать «велосипед» — новые схемы и механизмы. За нас это уже сделали развитые страны. Такое сотрудничество в мировой практике называется государственно-частным партнерством ( ГЧП). Тем более, что инфраструктурные проекты являются самыми популярными в сфере ГЧП. Для государства преимуществами реализация проектов посредством ГЧП является возможность построить качественно, своевременно и с использованием новейших технологий, необходимую инфраструктуру, которая является одним из основных факторов, способствующих росту экономики. Дополнительным преимуществом государства от участия в ГЧП — проектах является «рассрочка» оплаты за строительство или создание объектов из республиканского бюджета. Обычно государство начинает компенсировать инвестиционные затраты инвестору после ввода объектов в эксплуатацию. Суммы этих выплат определяются в заключенном с участниками ГЧП - проекта договоре, исходя из периода действия договора и с учетом утвержденной ставки доходности", - отмечает А.Карибаева. Интерес же частного бизнеса к таким проектам, по ее мнению, вызван следующими причинами. Во - первых, это возможность основать семейный бизнес, которым в будущем могут управлять наследники. Во- вторых, это возможность вложения свободных денег под гарантию или поручительство государства, что является наиболее безопасным видом инвестиций. По таким проектам предполагается различная государственная поддержка. Например, гарантия минимального трафика при инвестициях в транспортную инфраструктуру, защита частных инвестиций от инфляции, гарантия инвестору минимального платеж после завершения строительства инфраструктурного объекта. В- третьих, это распределение рисков проекта между государством и бизнесом по принципу лучшего управления риском. В настоящее время Правительства разных стран, в том числе и Казахстана, разрабатывают стимулирующие меры для привлечения инвесторов и нахождения разумного баланса риска и доходности инфраструктурных проектов. Все условия сотрудничества описываются в договоре, который обсуждается, и при достижении обоюдных договоренностей подписываются уполномоченными представителями сторон. Почему же тогда на строительство инфраструктуры СЭЗ не привлекаются иные источники? "Итак, для того, чтобы на финансирование инфраструктуры СЭЗ, или иной инфраструктуры в стране привлекались частные средства, на наш взгляд, требуется больше внимания уделять отработке проектов в прединвестиционном периоде. Во всех учебниках по управлению проектами указано, что начало реализации проекта начинается с инициации проекта. Топ-менеджеры, инициирующие стратегические проекты, формулируют плановые цели и результаты проекта, обозначают окружение проекта и его участников. После инициации проекта, при дальнейшей его проработке определяются ресурсы, необходимые для достижения целей и результатов, организационная и финансовая схема проекта. Чем раньше будут определены источники финансирования проекта, тем успешнее будет проект, так как вид и форма финансирования проектов определяет длительность периода его реализации. Так, при реализации проектов с участием механизмов ГЧП, например, концессию, этап планирования занимает более длительный период (до 2 лет), чем при реализации государственных инвестиционных проектов (до 1 года). На практике же мы часто сталкиваемся с проблемой — по проекту подошел уже инвестиционный период, определенный в стратегических документах, а сам проект еще не прошел все необходимые экспертизы. Так как времени уже нет, а срывать мероприятия, обозначенные Правительством или государственными программами, слишком опасно, выбирается наиболее быстрое решение вопроса - реализовать его за счет государственного бюджета". "Для того, чтобы искоренить подобные проблемы с нехваткой времени на реализацию проекта, считаем, что одним из основных правил успешности его реализации является определение команды менеджеров, обладающих как теоретическими, так и практическими навыками управления проектами. Именно такие менеджеры должны участвовать в проекте на самом важном его этапе - разработки и планировании проектов. В результате, при более детальной проработке государственных инвестиционных проектов и правильно определенной схеме финансирования проекта, повышается вероятность его успешного завершения, которое определяется своевременным завершением и достижением результатов проектов. Раннее определение вида и способа финансирования проектов обеспечит ежегодное высвобождение государственных средств в несколько сот миллиардов тенге. Такова цена вопроса", - считает эксперт.
Источник: ИА «Zakon.kz»
Время загрузки страницы 0.486 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |