Центральная Азия и ЕАЭС: экономические аспекты. Вступление в ЕАЭС поспособствует предоставлению более благоприятных условий казахстанским бизнесменам в доступе к российской и европейской транспортной инфраструктуре. |
Бытует мнение, что создание Таможенного союза (ТС) России, Казахстана и Беларуси в 2010 году, и его эволюция в «Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС)» подразумевает увеличение влияния России. На данный момент, соединение западных пост-советских республикв ЕЭС является сомнительным. Однакоэкономическийблок медленно, но верно расширяет свои границы в Центральной Азии. Казахстан - крупнейшая экономика региона, уже является членом-основателем ТС и ЕАЭС. Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан остаются потенциальными членами, не учитывая экономику Туркменистана, поддерживающую политику экономической изоляции. В этой статье, поднимается актуальный вопрос об интеграции Евразийства: «Насколько экономически выгодно Центральной Азии быть членом ЕАЭС?» Являясь страной, не имеющей выхода к морским портам, вопрос экономической интеграции является особенно важным для повышения роли Казахстана в международной торговле. Вступление в ЕАЭС поспособствует предоставлению более благоприятных условий казахстанским бизнесменам в доступе к российской и европейской транспортной инфраструктуре и, соответственно, сокращению транспортных издержек. Более того, Казахстан, повысит свои переговорные позиции и конкурентные преимущества, с третьими странами на мировом рынке являясь членом интегрированного экономического блока. Таким образом, уже ведется ряд переговоров с крупными экономическими блоками как Евросоюз и ОЭСР наряду с Индией, Вьетнамом и другими странами. Нужно отметить что преимущества, связанные с вхождением Казахстана в ЕАЭС, в основном, направлены на потребителей. Во-первых, вырастет возможность широкого выбора товаров. Во вторых, расширение рынка повысит конкуренцию между компаниями, что приведет к повышению качества продукции и сдерживанию роста цен. В третьих, ожидается сокращение безработицы за счет создания общего рынка труда и создания совместных производств с партнерами в рамках ЕАЭС. Однако, за период членства в ТС, также отразились негативные эффекты интеграции. Так, исследование “Европейского банка реконструкции и развития” сделало заключение, что Казахстан являлось (Прим. 2012)экономикой с наименьшим количеством преимуществ в ТС по сравнению с другими членами. Если быть точнее, увеличились тарифные барьеры на торговлю: более 50% тарифов Казахстана потерпели изменения, которые в основном повысились. Также, наблюдалось отрицательное изменение в нетарифных барьерах. В частности, время таможенного оформления для грузовых автомобилей из стран Центральной Азии, увеличилось на 47 процентов.1. Сектор торговли имеет особую важность для экономики Казахстана составляя 31% долю сектора услуг, в то время как в других развитых странах он составляет 15-20% процентов в среднем.2 С созданием ЕАЭС ожидается облегчение торговли с Россией и Беларусью, но, с другой стороны - это может нанести урон на уже налаженные торговые связи с другими партнерами, такими, как Кыргызстан и Узбекистан. Также, произойдет стимулирование торговли в рамках ЕЭС, нежели вне союза. Поэтому, если Кыргызстан и Узбекистан не станут членами ЕАЭС, есть вероятность что пройзойдет«эффект переориентации торговых связей». «Эффект переориентации торговых связей» используется для объяснения ситуации в международной экономической торговле, когда торговля переходит от более эффективного экспортера к менее эффективному экспортеру за счет формирования соглашения о свободной торговле или таможенном союзе. Очевидно, снижение торговли с торговыми партнерами вне ЕАЭС, ударит по экономике Кыргызстана и Узбекистана, что приведет к замедлению экономического роста. С другой стороны, возможно для Кыргызстана, более преимущественно сотрудничать с другими торговыми партнерами как Китай, который в состоянии обеспечить более доступные по цене продукты для низших социальных классов в Кыргызстане. Также, ожидается увеличение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Казахстан, в связи с гармонизацией законодательств и устранением барьеров для свободного доступа в общий рынок ЕАЭС. Однако в рамках Таможенного союза Казахстан привлек менее чем 5% ПИИ из России, в то время как Беларусь привлекла около 70%.3 В отличие от Казахстана, ПИИ из России покрывает половину всех инвестиций в Таджикистан. Таким образом, существует риск ухудшения инвестиционного климата, если Таджикистан не присоединится к ЕАЭС. Также, присоединение Таджикистана к общему экономическому пространству с Россией,будет способствовать улучшению передвижения рабочих между двумя странами и росту инвестиций. Кроме того, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан в значительной степени зависят от России в плане денежных переводов. Доля денежных переводов только из России составляет 11,6% ВВП Узбекистана, 48,8% ВВП Таджикистана и 28,6% ВВП Кыргызстана.5 Соответсвенно, изменения в законодательстве России, ограничивающие рабочее движение со странами за пределами ЕАЭС, может иметь негативные последствия для макроэкономических показателей данных трех стран. Для того, чтобы сохранить приток денежных переводов, заключение договора об интеграциив ЕАЭС является вполне рациональным решением для Таджикистана и Кыргызстана Еще одним не менее важным и положительным фактором вступления в ЕАЭС является возможное постепенное улучшение качества государственных институтов. Как правило, тесное сотрудничество межгосударственных институтов приводит к постепенному улучшению людских ресурсов и качества работы государственных учреждений. Например, интеграция 15 Карибских стран в 1973 году привели к значительным достижениям в плане эффективности институтов, нежели чем в торговле. Есть вероятность что в Казахстане, Беларуси и России произойдут подобные институциональные улучшения. На данный момент, все три члена ЕАЭС имеют низкий уровень институционального качества. В соответствии с показателями эффективности государственного управления Всемирного банка, Россия имеетсамый низкий индикатор борьбы с коррупцией (16 из 100); а Беларусь имеет самое низкое качество регулирования между государствами-членами (18 из 100). В заключение, анализируя ранний опыт Казахстана в Таможенном Союзе, можно предполагать, что дальнейшая интеграция Казахстана в ЕАЭС улучшит конкурентные преимущества страны за счет повышения требований к качеству выпускаемой продукции, расширения общего рынка, а также улучшения переговорной позиции Казахстана. Для других представителей Центральной Азии, таких как Кыргызстан и Таджикистан, интеграция является еще более необходимым и может служить как "легализация" экономической зависимости от России. Гулайхан Кубаева магистр в сфере экономического управления и развития «Академии ОБСЕ», аналитик в Институте экономических исследований
Источник: ИА «Zakon.kz»
Время загрузки страницы 1.344 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |