Марат Султангазиев: На таможенные посты переданы все компании, входящие в черный список. Лжепредпринимательская деятельность в Алматы будет пресекаться в зародыше. |
Об этом заявил руководитель нового Департамента госдоходов по г. Алматы Марат Султангазиев на совещании в акимате под председательством Ахметжана Есимова. Как известно, Алматы является лидером в Центрально-Азиатском регионе по большинству показателей, привлекательным местом для организации и ведения бизнеса. Акиматом города с привлечением институтов развития проводится большая работа по увеличению инвестиционного потенциала мегаполиса и созданию бизнес инфраструктуры. В этом процессе ключевая роль отводится новому Департаменту госдоходов по г. Алматы, отметил Ахметжан Есимов. Аким представил общественности мегаполиса руководителя нового Департамента госдоходов Марата Султангазиева. Задачами возглавляемого им ведомства являются, кроме обеспечения полноты налоговых и таможенных поступлений, создание конкурентной бизнес среды и обеспечение равных условий для предпринимательства. По его словам, существующие объемы теневой экономики указывают на то, что конкурировать честному бизнесмену очень сложно, а подчас и невозможно, поэтому в департаменте акцентируют внимание на сокращение теневой экономки, совершенствуют систему управления рисками объединенных контролирующих органов - налоговых, таможенных и финпола. Для этого предстоит объединить фискальные функции, оптимизировать и упростить бизнес процессы, а главное, снизить коррупционные риски. Каковы в целом ожидаемые результаты от нового департамента? Первое – улучшение информационного обмена для повышения уровня аналитической работы, это будет поставлено во главу угла. Второе - применение системы управления рисками, что сократит необоснованные проверки. Третье - оперативное взаимодействие по противодействию теневой экономике и четвертое - повышение доверия общества к правоохранительной службе. Для достижения этого будет проведена оптимизации системы государственных услуг. Конечным итогом является улучшение качества обслуживания налогоплательщиков путем исключения дублирующих услуг и сокращения их сроков. Также планируется уменьшение количества документов, представляемых налогоплательщиками для получения госуслуг. По информации г-на Султангазиева, только таможенными органами оказывается 20 госуслуг, налоговым комитетом оказывалось 32. «Наша задача – провести полный реинжиниринг этого процесса путем исключения дублирующих услуг, отметил он. - Оптимизация системы государственных услуг коснется в первую очередь регистрации налогоплательщиков. Так, будет исключена регистрация участников внешнеэкономической деятельности». За последние два года для максимального удобства налогоплательщиков почти вдвое сокращено количество налоговой отчетности. Электронное декларирование, то есть отчеты в этом году составили по городу Алматы 96,4%, а в прошлом году лишь 87,4%. Более того, 23 из 32 услуг полностью автоматизированы. Аналогичные подходы планируется применить и в таможенной сфере. Ключевым направлением для оптимизации процедур и минимизации контакта бизнеса с государственными служащими станет электронное декларирование. При операциях «экспорта – импорта» планируется сократить количество разрешительных документов с 12 до 4, а также будет пересмотрена необходимость получения иных документов, запрашиваемых уполномоченными органами. В целом электронное декларирование будет сводиться к тому, что все участники автоматически станут электронными, так как имеют электронную цифровую подпись для сдачи налоговой отчетности. Они будут иметь возможность самостоятельно представлять государственные таможенные декларации, не прибегая к платным услугам брокера, и будут производить платежи, используя единый лицевой счет налогоплательщика. Процедурой оптимизации также будут охвачены IT системы, пояснил Марат Султангазиев. Так, в целях удобства бизнес структурам, создается единая база данных информационных систем налоговых и таможенных органов, которые будут объединены в одну целостную систему. Это объединение приведет в первую очередь к образованию единого лицевого счета налогоплательщика, что позволит исключить необходимость проведения сверки с таможенными постами по подтверждению излишне уплаченных сумм. Сегодня это для участников ВЭД является достаточно большой нагрузкой. Также будут такие преимущества, как сокращение времени оказания госуслуг - регистрация налогоплательщиков, ликвидация, выдача справок - снижение начисленной пени за счет процедуры автозачета внутри налога, готовность реализации приема онлайн платежей из банков второго уровня. Наряду с оптимизацией государственных услуг, меняются подходы и к контрольным методам работы с бизнес сообществами. Прежде всего, это касается отмены плановых проверок и перехода на систему управления рисков. Оптимизируется количество проверок за счет расширения возможностей использования системы управления рисками объединенных ведомств. Такие меры позволят исключить административное давление на бизнес, сократить количество проверок, повысить эффективность тех проверок, которые будут проводиться и оптимизировать трудозатраты сотрудников. В конечном счете, это приведет к качественному результативному камеральному контролю. Выездные проверки и в последующем уголовные преследования станут крайней мерой и будут применены только в отношении субъектов, которые самостоятельно не устранили ошибки, выявленные камеральным путем, заявил руководитель департамента. С этой целью планируется внести изменения в действующее законодательство в части непривлечения к уголовной ответственности лиц, полностью исполнивших налоговые обязательства. То есть материалы на тех, кто полностью уплатил налоги и штрафные санкции в повышенном размере, не будут передаваться службам экономических расследований и сейчас в этом плане готовятся соответствующие изменения в законодательство. Первоочередной задачей службы экономических расследований станет обеспечение возмещения ущерба в бюджет. В ее обязанности также войдут функции по взысканию недоимок и розыску недобросовестных налогоплательщиков. Все эти приоритеты направлены на формирование такой бизнес среды, где легко и удобно платить налоги, а налогоплательщик сам будет стремиться работать открыто и честно, будучи уверенным в полной защите своих прав. Успехи и реализация этого механизма во многом будут зависеть от самих субъектов бизнеса, поэтому от предпринимателей ожидают взаимного диалога и ответных действий по повышению налоговой культуры и созданию нетерпимости к недобросовестным конкурентам. Перед комитетом государственных доходов поставлена задача по недопущению снижения поступлений платежей в бюджет в период проведения реорганизации. Разработаны дополнительные меры по выявлению и пресечению деятельности недобросовестных участников. Так, с 1 июля этого года на добровольной основе запущена система электронного ведения налоговых счетов-фактур. Это позволит своевременно пресекать мошенничество и защищать добросовестных налогоплательщиков. На центральном уровне будет осуществлен так называемый сквозной контроль уплаты налогов от импорта товаров до конечной их реализации. Что это означает? До сих пор существовал разрыв двух процессов – таможенного декларирования от налогового администрирования. Это было предпосылкой для теневого оборота. Борьба с контрабандой была только на границе. Занижение таможенной стоимости не сдерживалось налоговыми рычагами. Теперь после выстраивания сквозного контроля, достоверная таможенная стоимость будет достигаться сквозным контролем и не будет экономического смысла ее занижать. То есть неуплаченные на границе налоги будут добираться внутри страны, пояснил г-н Султангазиев. В то же время есть информация в отношении отдельных предприятий, где используются «серые» схемы, есть подставные компании и лжепредприятия, которые выписывают счета-фактуры. На сегодняшний день департаментом разработаны меры по использованию преимуществ, полученных в результате объединения трех органов. Как взаимодействуют подразделения Департамента госдоходов? Во-первых, при администрировании добросовестных импортеров, будет использоваться отход от тотального контроля при таможенной очистке к мониторингу и к контролю товаров внутри страны. Это касается тех, кто проходит таможенную очистку по первому методу определения стоимости. «На сегодня мы уже начали эту отработку в тестовом режиме, сообщил Марат Султангазиев. К примеру, на прошлой неделе были растаможены косметика по 1000-1500 тенге за килограмм, стиральные машины по 5000 тенге за штуку и в отношении них уже начались мероприятия по определению места оседания маржи. В отношении остальных участников мониторинг и контроль начнутся уже при таможенном оформлении. Сейчас все компании, находящиеся в налоговых черных списках, переданы на таможенные посты. И при подаче такими компаниями таможенных деклараций, информация немедленно направляется в налоговое подразделение и в службу экономических расследований. То есть моментально начинаются мероприятия по изучению экономики таких субъектов. По словам Султангазиева, уже по 48 сертифицированным уполномоченным экономическим операторам установлены неполные исполнения налоговых обязательств. Расхождения по импорту и обороту этих предприятий за прошлый год составили 35 миллиардов. Таким образом, четкое взаимодействие подразделений Департамента госдоходов в рамках таможенного законодательства приводит, в конечном счете, к оперативному выявлению его нарушений, своевременному принятию мер реагирования, к полным налоговым поступлениям на всех стадиях и оперативному выяснению, где все-таки оседает маржа. Раньше налоговики не имели такой возможности. Во-вторых, подчеркнул спикер, исполнение крупных тендеров будут мониторить как через движение финансовых потоков, так и через изучение фактической ситуации на стройплощадке. Цель – увеличить отдачу в бюджет от подрядчиков путем устранения из этих схем фирм-однодневок. Заниженная сумма налогов участниками госзакупок на сегодняшний день по выставленному уведомлению составляет миллиард тенге. За счет взаимодействия подразделений, получения дополнительных функций, эту сумму планируется изыскать до конца года. В-третьих, тщательному мониторингу будет подвержен и рынок алкогольный продукции путем сопоставления импорта, производства и реализуемой продукции. На рынке значительно увеличился ее оборот с поддельными учетно-контрольными марками, поэтому глава департамента предупредил субъектов, занятых в данной области, от приобретения такой продукции. Органы госдоходов будут делать все для установления источников поддельных марок. «В прошлом году мы акцизов по производимой продукции в Алматы получили на полмиллиарда больше, чем на импорт, хотя меню ресторанов, ассортимент магазинов совсем не такой, поэтому здесь работа будет проводиться тщательно», отметил он. В-четвертых, пресечение лжепредпринимательской деятельности. Определение группы риска будет начато с момента постановки на учет юрлиц. Потенциальные лжепредприятия для немедленной отработки будут передаваться в подразделения службы экономических расследований. Критерии – отсутствие активов, учредитель - он же руководитель, он же бухгалтер и так далее. - Мы будем пресекать лжепредпринимательскую деятельность в зародыше, - заявил Султангазиев. - И тут многое будет зависеть от самих бизнесменов, любой их сигнал о неблагонадежности поставщика будет принят налоговиками в работу. Для удобства предпринимателей, на сайте нашего департамента размещен список всех благонадежных компаний. В методах борьбы с теневым бизнесом будет предусмотрена ответственность субъектов финансового института – Банков второго уровня. В операциях по отмыванию денег банки являются активными соучастниками, в связи с чем назрела необходимость применения контрольного норматива, согласно которому финансовые организации обязаны установить личность своего клиента до проведения с ним операций. В-пятых, будет контроль над использованием средств, выделяемых правительством на решение острых социальных вопросов и на поддержку бизнеса, резюмировал Марат Султангазиев. Торгын Нурсеитова
Источник: ИА «Zakon.kz»
Время загрузки страницы 0.247 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |