Астана, 13 апреля, Дом Мажилиса. На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Ержан Рахметов: «Вот уже 13 лет прошло с того момента как наша страна осуществила реформу пенсионного обеспечения населения, которая была обусловлена требованиями рыночной экономики. Поводом проведения реформы было стремление государства к минимизации своего участия в расходах на пенсионное обеспечение населения. |
20 июня 1997 года был принят Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». В 1998 году в Казахстане стартовала пенсионная реформа, и была выбрана чилийская модель, главным критерием которой предполагалась возможность получения пенсионных накоплений до установленного пенсионного возраста, т.е. у граждан был стимул в эффективной трудовой деятельности.
Необходимо отметить, что после выбора чилийской модели пенсионной системы бюджетное бремя должно было заметно полегчать. Второе – размер пенсии вкладчиков накопительных фондов стал зависеть от величины его пенсионных накоплений и следующий аспект – созданы крупные институциональные инвесторы, которые могут вкладывать деньги в долгосрочные проекты.
Некоторые эксперты отмечали, что пенсионная система, выбранная в Казахстане, является одной из наилучших в мире. C 1 января 1998 года все работающие граждане в обязательном порядке начали отчислять 10% своих доходов в накопительный пенсионный фонд на индивидуальные пенсионные счета. Однако стоит отметить, что было бы не совсем верным считать казахстанскую накопительную пенсионную систему точной копией чилийской системы, так как казахстанская модель восприняла и адаптировала под свои особенности опыт и других стран.
В тоже время на данный момент в накопительной пенсионной системе есть вкладчики, имеющие достаточно большие накопления (свыше 5 млн. тенге), которых насчитывается около 10 000 вкладчиков. С каждым годом количество этой категории вкладчиков будет расти на 10-15%, но до достижения ими пенсионного возраста остается ещё несколько лет (от 10 до 15 лет). То есть действующее пенсионное законодательство Республики Казахстан не дает возможности человеку со значительными пенсионными накоплениями использовать хоть какую-то их часть в настоящий момент времени (на покупку квартиры, погашение кредита, на лечение, на отдых, на обучение детей или внуков и т.д. и т.п.).
В разных мировых накопительных пенсионных системах используется подход, при котором вкладчик, имеющий достаточную сумму накоплений, вправе воспользоваться частичным изъятием пенсионных накоплений. Такие примеры есть в Германии, Сингапуре, Малайзии, Индонезии.
Например, в Чили существует возможность получения пенсионных накоплений до установленного пенсионного возраста. При этом условием является, если сумма накопленных средств на индивидуальном пенсионом счете будет позволять получать пенсию в размере не менее 110% от минимальной гарантированной государственной пенсии. Напротив, если размер накопленных средств недостаточен, то выход на пенсию может быть отсрочен. Таким образом, такая система устанавливает непосредственную связь между трудовой деятельностью работника и его пенсионным обеспечением, что является стимулом эффективной трудовой деятельности.
На мой взгляд, это позволит снизить и социальную напряженность в случае, когда человек, достигший 50 лет, теряет работу или здоровье. Ведь не секрет, что человеку в возрасте за 50 лет сложнее найти работу. Возможность получения излишков из накопительной пенсионной системы может благоприятно повлиять на популяризацию накопительной пенсионной системы в Казахстане, которая несмотря на 13-летнию историю существования воспринимается отдельными гражданами как принудительное взимание дополнительного налога, а система пенсионных выплат далека от совершенства.
Расчет суммы так называемого «излишка» пенсионных накоплений, то есть той суммы пенсионных накоплений, которая может быть без ущерба для будущей пенсии получена вкладчиком досрочно из пенсионного фонда, можно осуществить в привязке к минимальному размеру пенсии или минимальному размеру заработной платы, устанавливаемой Законом о республиканском бюджете.
Так, если у вкладчика в возрасте 50 лет в пенсионном фонде на счете имеются 6 млн. тенге пенсионных накоплений, то он сможет получить в своем фонде «излишек» пенсионных накоплений в сумме порядка 2 млн. тенге. Оставшуюся сумму вкладчик сможет использовать по своему усмотрению на покупку пенсионного аннуитета или оставить их в управлении пенсионного фонда до достижения пенсионного возраста.
Необходимо создать мощный стимул для граждан и предпосылки для доверия к казахстанской пенсионной системе, которые позволили бы вкладчику, имеющему значительный размер пенсионных накоплений в пенсионном фонде, досрочно, начиная с 50 лет, получать часть этих пенсионных накоплений.
На основании изложенного, прошу Вас предоставить позицию Правительства Республики Казахстан о необходимости внесения соотвествующих изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Информационная служба ZAKON.KZ
Время загрузки страницы 0.196 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |