Я бы не стал оценивать кадровые изменения в правительстве с точки зрения добра и зла. Тут, скорее, вопрос логичности принимаемого решения. У людей, как известно, наступает физическая усталость от власти. Есть такой феномен. И, по всей видимости, его принимал во внимание Нурсултан Назарбаев, когда решался на кадровые изменения. Как раньше происходили изменения в верхних эшелонах власти? Вчера человек был министром культуры, сегодня назначен акимом крупной области, завтра станет вице-министром экономики. В течение долгих лет колода ведущих исполнителей не менялась. Я думаю, президент понимает, что время не стоит на месте, происходят глобальные изменения во всем мире. Меняется и наше общество. Уже невыгодно оперировать одними и теми же людьми, пусть и заслужившими доверие годами верной службы. Приходит время молодых профессионалов. При этом соблюдается преемственность. Сегодняшние министры – это вчерашние замы, руководители департаментов, комитетов. Они прошли административную школу, но при этом смотрят на мир иначе, чем их бывшие руководители. Они выросли и сформировались в иное время, меньше жили при Советском Союзе, в них не укрепилось тоталитарное сознание, нет совкового менталитета. И стоит только приветствовать подобные изменения. Если нечто подобное произойдет и в корпусе акимов, то это будет действительно началом огромного процесса обновления. И вполне вероятно, что подвижки произойдут не завтра-послезавтра, а в течение какого-то периода. Мне кажется, все идет к тому, что среди акимов скоро не останется людей старше 60 лет. На этом уровне власти нужно менять процентов 30. Причем не только акимов областей, но и городов, районов, сельских округов. Необходимо кардинально вмешаться в работу людей, которые десятилетиями находятся на своих постах и привыкли действовать по старинке. Не уверен, что они знают, какой год на дворе и какой век. Да, безусловно, административные методы управления дают результат. Можно накричать на подчиненного, запугать. Но этот способ сработает один раз или два. И все. А нужен реальный контроль ситуации на вверенном участке работы и новый взгляд на решение проблем. Вспомните – подобная чистка уже была в девяностые, когда убирали закоренелых партократов. Сейчас, на мой взгляд, начались эволюционные изменения. Ключевые посты занимают люди, которые знают, что такое рыночная экономика и как пользоваться Интернетом. Это не может не радовать. |
Единственное, что я бы хотел посоветовать – не стоит ждать революционных реформ в министерствах прямо сейчас. Например, у нас появился новый министр внутренних дел. Калмуханбет Касымов – профессионал своего дела, прошедший хорошую школу. Но кого бы ни назначили на эту должность, его все равно будут регулярно критиковать и обвинять во всех смертных грехах. Не стоит забывать, что проведение реформ – болезненный и сложный процесс, который не может зависеть только от одного человека. Необходимо проводить системные изменения. Грубо говоря, нельзя взять больного туберкулезом и сделать из него чемпиона по легкой атлетике. Для начала следует выстроить всю службу от самого низа до самого верха, и только после этого проводить сравнения с той же Грузией, где удалось победить коррупцию. Но при этом надо понимать, что взять верх над коррупцией в отдельно взятом министерстве или ведомстве невозможно. Должно оздоровиться все общество. Да, можно на какой-то период поднять дисциплину, улучшить атмосферу. Но добиться глобальных изменений можно только всем вместе.
И мне кажется, что на этом реформы нашего общества не закончатся. По всей видимости, будут изменения и в парламенте, который должен получить больший вес в принятии решений. Лично у меня это вызывает оптимизм. Наше общество давно нуждается в обновлении.
Айдос САРЫМ, политолог
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.220 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |