Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Как относиться к «схождению святого духа» и не попасть в капкан манипуляций?



Как относиться к «схождению святого духа» и не попасть в капкан манипуляций?

Как относиться к «схождению святого духа» и не  попасть в капкан манипуляций? Как относиться к «схождению святого духа» и не попасть в капкан манипуляций? . Целительские практики строятся на психосоматических критериях. Зачастую исцеление является лишь внушением или самовнушением и действует  очень короткое время.


Часто можно слышать о волшебных исцелениях в харизматических церквях. Хромые - ходят, слепые - прозревают. На собрания приходят с головной болью, а уходят вприпрыжку. Пастор помолился, возложил руки, и человек, который страдал ревматизмом, заявляет, что у него не болит ни один сустав. Секрет исцеления кроется в так называемом схождении святого духа, при котором люди в бессознательном состоянии корчатся в судорогах…  Многие задаются вопросом, если эти пасторы имеют такой дар, почему они не идут в больницы? Если они поднимут на ноги хоть одного умирающего, в их церковь выстроится очередь, и не потребуется больше, чтобы приезжали западные миссионеры, чтобы вкладывали огромные деньги в различные миссионерские компании. Люди сами будут идти за исцелением, люди сами уверуют. Очевидно, все эти целительские практики строятся на психосоматических критериях. Зачастую исцеление является лишь определенной формой внушения или самовнушения, которые действуют лишь на короткое время, а после человек впадает в глубочайшую депрессию. Но, возвращаясь в собрание, он не может «дать заднюю», он обязан говорить, что исцелился, обязан «одевать» маску успешного и здорового человека. Иначе собрание воспримет его как грешника. Если не все в порядке - ты грешен, значит что-то не так, раз тебя не коснулся Бог. Это такие внутренние устои харизматических общин, которые обязывают адепта следовать поведению, принятому в группе. Психология в действии На самом деле психологические манипуляции не бывают плохими или хорошими. Они просто есть. Все зависит от того, какой вектор им придает сам манипулятор. Скажем, если ученики обязаны встать, когда в класс заходит учитель, то эта манипуляция направлена на формирование уважения к старшим и дисциплине. В ряде религиозных групп манипуляции применяют для того, чтобы затянуть и удержать человека в рамках идеологии. Пока манипуляция действует – он будет оставаться послушным и «доходным» адептом. Как в таком случае относиться к «схождению святого духа»? Специалисты в один голос говорят – это массовые истероидные реакции, которые активизируют руководители культов и те, кто ведет собрание. Доктор медицинских наук, профессор Ирина Шадрина, врач психиатр-нарколог, психотерапевт, заведующая кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и медицинской психологии Челябинской государственной медицинской академии и председатель экспертного совета при МЮ РФ поясняет: «В обычной жизни у человека может никогда и не проявится эта истероидность, она как-то компенсируется, человек адаптирован в обществе. Во время таких собраний проявляются эти симптомы. Истерия – тоже психическое заболевание, только невротического уровня. Раньше называлось «истерический невроз». А потом на этих собраниях есть люди-кликуши, которые по отработанной схеме заводят толпу. И беда в том, что часто подобные секты возглавляют люди с психологическим образованием или они являются консультантами руководителя». Сначала проанализируем обстановку собрания с точки зрения организации психологического пространства. На сцене справа стоит хор, слева располагается ведущий и за ней оркестр живой музыки с барабанами и бас-гитарами. Это достаточно необычное построение, поскольку зрителям придется переключать внимание с одного края сцены на другой. Диктор находится слева для воздействия на левое, логическое полушарие мозга, хор для воздействия на правое ассоциативное. Если они будут поочередно акцентировать внимание слушателей, то очень скоро концентрация внимания у них рассредоточится и зрители впадут измененное состояние сознания.  Собрание начинается с того, что ведущий произносит текст начала, в котором использует технику "повышения-понижения интонаций". Смысл техники в том, что эмоционально значимые слова кодируются более низким тоном. Если проанализировать текст, то выделенные низким тоном слова образуют фразу: "каждый-пришедший-воздаст хвалу". Фраза достаточно безобидна, настораживает только трансонаводящая ее подача.  Ведущий и хор начинают попеременно издавать возгласы: "Аллилуйя" и другие побуждающие фразы. Это и есть техника рассогласования концентрации внимания и понижения критичности мышления. Таким образом, проясняется роль расстановки на сцене: ведущий плюс оркестр осуществляют задачу подачи нужных установок, а хор обеспечивает роль поддержания интенсивности эмоциональных переживаний на должном уровне.  Далее начинается ритмическое скандирование возгласов под музыку. Смысл скандирования состоит во фразе: "грехи оставлены, радуйтесь". Такое действие в групповых психотехниках служит разрядке у присутствующих накопленных стрессов. Ведущий выходит к хору в центр сцены и тем объединяет внимание присутствующих в одной точке. Темп задает четкую скорость протекания психических реакций, быстрые ритмические движения хора и ведущего помогают "зажечься" аудитории. Это так называемая фаза "раскрутки" где аудитория отсоединяется от событий дня, эмоциональных привязанностей к внешнему миру и концентрируется на происходящем.  Далее следует скандирование "Аллилуйя" вместе с залом. Это объединение с залом в единое целое (совместное положительное целое). Это фаза достижения "раппорта" (полного эмоционального контакта) с аудиторией. Раппорт усиливается исполнением оркестром ритмичных мелодий при продолжающемся скандировании.  Итак: на данном моменте можно сказать, что сценарий проведения собрания выдержан в структуре трансонаводящей групповой техники в русле эриксониановского гипноза. Очень тревожный признак, ибо применение гипноза без письменного согласия человека является нарушением прав автономности личности. Тем более это недопустимо при проведении группового собрания.  Если эта техника действительно применяется, то следующей стадией должно быть целевое трансонаведение. Посмотрим за развитием событий.  Далее. Идет опять рассогласование внимания. Ведущий отходит к левому краю, хор продолжает ритмично скандировать вместе с залом и петь. Во время песни ведущий произносит следующие фразы: "Иисус - наш Бог, Иисус - Господь, Иисус - это я". Внимание! Здесь использована техника трансонаведения, использующая инерцию мышления. Обратите внимание: первые два утверждения абсолютно верны, а вот третья является ложью, поскольку никто из ныне живущих людей не может быть Иисусом Христом. Так как эта фраза произносится после первых двух, то сознание по инерции склонно согласиться с ней, как и с первыми двумя. Критичность мышления у аудитории уже понижена предыдущими действиями, и хор отвлекает своим ритмом от вдумчивого осмысления. Таким образом, ведущий объединяет себя и, следовательно, свою организацию с Богом. Значит в дальнейшем при произнесении имен Божиих (Иисус, Бог, Дух Святой, личных местоимений) следует понимать на самом деле организацию.  Далее опять идет согласование внимания и поддержание раппорта совместным скандированием и движением. Завершается песня. Продолжительность ее такова, чтобы было возможно раскачать самых медлительных по темпераменту людей. Начинается фаза закрепления кодовой фразы.  Новая ведущая с левой стороны спрашивает: Кто твой Бог? Ответ зала: Иисус. Кто привел тебя сюда и благословил тебя? Ответ зала: Иисус. Сознательно и логически диалог сомнителен, ибо люди пришли сами, и их еще никто не благословлял, а вот подсознательно фразы абсолютно выверены, поскольку при подмене Иисуса на организацию фраза полностью верна. Именно организация пригласила и привела людей, и именно она хвалила и благословляла. Таким образом, укрепляется сознание тождества между Богом и религиозной группой.  Надо отметить, что поскольку люди отвечают сами, то эти утверждения становятся их собственными убеждениями. Однако пока что достигнут лишь временный эффект. Без укрепления он недолго останется в сознании. Значит следующей фазой должно быть закрепление установки. Посмотрим.  Ведущая расширяет смысл фразы во времени восклицаниями типа: "Иисус всегда тот же, - всегда, сегодня, завтра и вовеки". То есть идет перенесение достигнутого эффекта на время после собрания и на максимально долгий срок, хор начинает петь эту фразу и в течение песни делает закрепляющий знак руками домиком над головой. Ведущая присоединяется к хору в центр сцены. Об этом знаке руками нужно пояснить отдельно. Этот знак универсален у всех людей и означает крышу над головой, защиту от неприятностей, дом и тех, кто в нем живет, особенно родителей.  Итак, музыка становится плавной и медленной, давая отдых от эмоционального накала и погружая в еще более глубокий транс. Мужчина с ведущей начинают песенную перекличку, восхваляя Иисуса (читай, организация), которая под конец сливается в едином призыве.  К настоящему моменту у зала критичность мышления снята полностью, и есть легкая возможность заложить в психику людей любую программу.  На сцене появляется женщина-"мать". Это иностранка с переводчицей, тоже значимый момент. В менталитете нашего народа иностранец ассоциируется с посланцем неведомого ("не наша земля") и поэтому он представитель чего-то более высокого и организованного. Поскольку иностранка говорит на английском языке, то здесь подсознательная ссылка на довольство и организованность США. Сознательно же, иностранка представитель Бога (или сам Бог) и поэтому обладает высшим авторитетом. Начинается речь в типичной для трансонаведения эмоционально-аффектированной манере следующий текст (напоминаю, что под именами Божиими подсознательно подразумевается религиозная группа):  «Иисус, спасибо, что ты сильный, всемогущий, радостный. ... Ты коснешься наших сердец и сделаешь нас подобными себе... Наши сердца станут твоими, мы любим тебя, все больше любим тебя... Нам нужно видеть тебя во всем... Спасибо, Дух Святой, за то, что ты коснешься каждого человека и будешь менять их... Это то, что сделал сегодня, делал вчера, сделаешь вечером и будешь делать завтра... Мы ничто без него ... Мы любим тебя за доброту и милость к нам... Я призвал вас, чтобы дать вам что-то, дал почувствовать что-то, увидеть что-то и поднять вас к себе... и вы победители, поскольку я внутри тебя, чтобы вести тебя, чтобы направлять тебя, чтобы ты никогда не был одинок... Я твое прибежище, я твоя крепость, я буду вести тебя в неизвестные земли... Длительное молчание (для более полного закрепления). Рыдания... Иисус... И в трудностях дома, и в трудностях в браке ты не одинок... Я буду говорить за тебя... Только Я могу совершить чудо в твоем доме... Молчание... Это так? (зал: Иисус). Это так?!! (зал: Иисус). Это так!!!! (зал: Иисус)...» Бурные возгласы, скандирование.  Программа задана. Комментарии, как говорится, излишни. Далее по логике наведения транса необходимо сделать аудиторию активным участником и реализатором заданной программы.  Начинается постепенное включение участников. Сначала со сцены на середину вызываются члены хора. Ведущая от имени Бога взвинчивает стоящих быстрой, директивной речью, а потом резко толкает человека головой назад. Человек лежит и поднимается через минуту. Такое действие трактуется как посвящение Богу. Следом вызываются желающие из зала, и с ними проводится та же операция. После этого всему залу взмахами руки раздаются благословения касания Бога. В течение долгого времени на сцене лежит без помощи человек, совершая характерные для эпилептического приступа нескоординированные движения руками и ногами.  Российский психолог М. Ицкович комментирует это следующим образом: «Такая методология в точности повторяет методику массового внушения директивной суггестии. Сначала вызываются наиболее внушаемые и уже загипнотизированные (участники хора), потом наиболее внушаемая часть зала, потом охватываются те, кто не вышел. Используется эффект группового соучастия в действе. После задания программы и перевода ее, для закрепления, в активную фазу, необходимо отсоединиться от всех возможных факторов, которые могут помешать участию в организации (супруги, родители, обязанности и т.д.)».  И действительно, далее ведущая ведет долгий монолог о том, как она отказалась от брака и обязанностей и Бог (читай, организация) заменила ей все. В этом монологе используется техника эриксониановского гипноза "погружение в истории". Смысл ее в том, чтобы, запутав внимание многими цепляющимися друг за друга рассказами, как выводы подавать нужные директивные указания. В данном случае это указания отказа от социальных обязанностей и полного подчинения религиозной группе.  После этого, по логике трансонаведения необходимо опять положительно аффектировать аудиторию и закрепить эффект чем-либо потрясающим сознание. Это достигается дружным восхвалением собравшимися Бога и последующим исцелением "бесноватой". Ее расстилают на полу, молодые мужчины держат ее за руки, а ведущая, превозмогая крики лежащей, проговаривает за нее исповедование грехов и через какое-то время "бесноватая" встает. Бурный ажиотаж зала. Ведущая взмахами руки раздает исцеления всем в зале.  Надо сказать, что нет никакой возможности реально оценить состояние "исцеленной". Неизвестна ее история болезни, нет психиатрического освидетельствования до и после "исцеления", вообще не видно лица "болящей". Поэтому с научной точки зрения эксперимент поставлен нечисто и, следовательно, недостоверен.                                     Как помогает физиология Обычно под деструктивными методами влияния на личность понимаются психологические манипуляции. Но на ряду с ними широко применяются и физиологические. - Гипервентиляция - это всеобъемлющий ярлык для последствий, вызванных чрезмерным дыханием и без конца повторяющимися вздохами, - поясняет директор «Ассоциации центров помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений» и руководитель Информационно-консультативного центра «Горячая линия 114» Юлия Денисенко. - Такое состояние легко вызывается, когда людей заставляют непрерывно громко кричать и говорить нараспев. Например, такого результата можно добиться, если люди стоят и неоднократно выбрасывают вперед сжатые кулаки, одновременно громко выкрикивая с сильным выдохом: «Любите нашего лидера! Любите нашего лидера! Любите нашего лидера!».  Непрерывное сверхдыхание, заставляя проходить через легкие большие объемы воздуха, вызывает снижение уровня углекислого газа в кровотоке, что, в свою очередь, делает кровь более щелочной. Это называют респираторным ощелачиванием (алкалозисом). Умеренная степень респираторного алкалозиса приводит к головокружению или бездумности; люди испытывают «кайф» и утрачивают способность критически и здраво мыслить. Более длительное или энергичное сверхдыхание порождает онемение и покалывание пальцев рук и ног, губ; испарину; усиленное сердцебиение; звон в ушах; дрожь и чувства страха, паники и нереальности. Еще более энергичное и длительное сверхдыхание может вызвать мускульные судороги, включая оцепенелость рук и ног в форме когтей, телесные судороги и серьезные боли в груди и затрудненность дыхания. Возможно появление сердечных расстройств, и конвульсивные тенденции могут возрасти. Дыхательный алкалозис вызывает также обмороки. Люди часто падают на пол и на короткое время теряют сознание. Пока они без сознания, происходит снижение интенсивности дыхания, компенсирующее период чрезмерного дыхания и восстанавливающее нормальный кислотно-щелочной баланс крови. Люди приходят в себя слабыми, измученными и осознающими, что они прошли через волнующий, яркий и пугающий опыт. Лидеры превращают пугающее состояние в возможное позитивное, говоря неофитам, например, что они «становятся благословенными, получают или воспринимают дух, энергию,… встали на истинный путь». Резюмируя все вышеприведенное, можно с уверенностью сказать, что структура данного собрания четко выстроена в классической трансонаводящей манере гипноза. Таким образом, ущемлены права на психологическую безопасность личности присутствующих на собрании, поскольку аудитория не была предупреждена о воздействии, с одной стороны, а, с другой, пропаганда отказа от социальных обязанностей напрямую нарушает права членов семей участников собрания.  Торгын Нурсеитова Zakon.kz благодарит Ассоциацию центров помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений и Информационно-консультативный центр «Горячая линия 114» за содействие в подготовке публикации.



Источник: ИА «Zakon.kz»


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 19
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.240 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>