Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Органы местного самоуправления смогут перераспределять бюджетные средства



Органы местного самоуправления смогут перераспределять бюджетные средства

Органы местного самоуправления смогут перераспределять бюджетные средства Органы местного самоуправления смогут перераспределять бюджетные средства . В Казахстане планируют предоставить большую финансовую самостоятельность акимам. 


Об этом на прошлой неделе в ходе правительственного часа сообщил министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев. По его словам, мера позволит более рационально использовать бюджетные средства, «чтобы акимы могли вовремя исполнять взятые на себя обязательства и не возвращать целевые трансферты обратно». Министр привел в качестве примера случай со строительством школ. Если одна сдается с опережением, а другая запаздывает, то у местных органов власти появляется возможность выправить дисбаланс, перенаправив средства с одного объекта на другой. Правда, речь идет о сумме, не превышающей 10 процентов от объема бюджетного финансирования. Норма вступит в силу после утверждения законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования бюджетного законодательства». Его министр презентовал еще 10 апреля в мажилисе.  Принятие законопроекта будет способствовать сокращению объема неосвоения средств, упрощению исполнения бюджета на местном уровне и в целом дальнейшему повышению эффективности использования бюджетных средств, – сообщил Досаев. Хотя речь идет о бюджетной политике государства, тем не менее подразумевается укрепление местного самоуправления. Президент Нурсултан Назарбаев не раз говорил о децентрализации власти как новом этапе развития страны.  «Не можем мы из центра за всеми проблемами на местах следить. Для этого у них (местных властей. – Ред.) должны быть полномочия и деньги. Зачем дублировать, зачем усложнять жизнь наших граждан?» – отметил Глава государства год назад.  В 2013 году в стране в духе времени выбрали акимов аулов, поселков и городов районного значения. Хотя речь идет о политических мероприятиях, тем не менее они обещают сказаться на уровне жизни населения. Об этом говорит опыт развитых стран, где местное самоуправление стало инструментом решения многих проблем граждан. А это доступ к образованию и медицинскому обслуживанию, развитие инфраструктуры, а в нашем случае – даже доступ к питьевой воде. Все, что так или иначе касается людей. Именно в данном ключе следует рассматривать предложенную идею «финансовой децентрализации», предоставления большей самостоятельности при перераспределении бюджетных средств акимам на местах, сторонником которой выступает Министерство экономики и бюджетного планирования.  Как минимум, данная мера даст возможность решить актуальную для правительства проблему хронического неосвоения казенных средств. В итоге получается парадоксальная картина, когда есть деньги, но от них немного прока. Они не идут на развитие сел и аулов. Как максимум, «финансовая децентрализация» повысит КПД реализации государственных программ. А это строительство школ, больниц, транспортной инфраструктуры. Тем более что, как показывает наш опыт, в данной сфере достаточно часто приходится сталкиваться с «отложенными проблемами», которые из года в год остаются нерешенными.  Сильным государство является лишь тогда, когда власть распределена равномерно по его регионам, а не сосредоточена в центре. В связи с чем в нашей стране происходит процесс делегирования полномочий от центра областям. И прошедшие в 2013 году выборы акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел стали очередным шагом в данном направлении. Теперь исполнительная власть на местах не только стала более ответственно походить к выполнению своих обязанностей, но и осознавать свою подотчетность перед избирателями. Реформа исполнительной власти позволила наделить местные органы власти дополнительными полномочиями в социальной сфере. Согласно действующему законодательству, за ними теперь закреплено 67 функций, что позволяет самостоятельно и ответственно решать практически все актуальные вопросы местного значения. И сегодня в стране планируют сделать очередной шаг – предоставить большую финансовую самостоятельность акимам. Об этом на прошлой неделе в ходе правительственного часа сообщил министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев. Программа… план покажет  С одной стороны, предложение Досаева можно рассматривать как поэтапную реализацию концепции местного самоуправления (документ принят в 2012 году. – Ред.), которая предусматривает повышение финансовой самостоятельности местных органов власти. С другой стороны, есть и более веские причины для того, чтобы поспешить с принятием подобных мер. Речь идет о реализации множества госпрограмм, которые требуют участия акимов на местах. Это (финансовая самостоятельность местных органов власти. – Ред.) позволит госорганам самостоятельно перераспределять средства внутри бюджетных программ между подпрограммами без изменения общей суммы по программе и оперативно реагировать на ход ее исполнения, – сообщил в мажилисе Досаев. «100 школ, 100 больниц», «Дорожная карта», «Занятость-2020», «Питьевая вода», которая в прямом и переносном смысле не хочет бежать под лежачий камень. Реализация всех этих госпрограмм сталкивается с трудностями, которые иначе как отложенными проблемами не назовешь. Поскольку каждый год наступаем на одни и те же грабли.  На сегодня в целом, если брать с 2007 года, из 99 запланированных объектов (здравоохранения. – Ред.) построено всего 64 объекта на сумму 183,4 миллиарда тенге. Оставшиеся – порядка более 30 объектов – мы планируем завершить до конца 2016 года, – заметила в мае 2013 года депутат мажилиса Ирина Аронова. Буквально в марте этого года вице-спикер мажилиса Сергей Дьяченко подвел свои печальные итоги реализации госпрограммы, но уже по учреждениям образования.  До сих пор не начато строительство 13 объектов. В 104 школах дети учатся в три смены, порядка 180 находятся в аварийном состоянии, – отметил вице-спикер.  Причин этого называется много, в том числе и деловая безграмотность. Срыв госпрограмм происходит даже из-за неправильно оформленных документов, которые не принимают вышестоящие органы. Есть и характерные для всех симптомы заболевания – нехватка финансовой самостоятельности акимов на местах. Сейчас акимы аулов, поселков и городов районного значения не имеют самостоятельного бюджета, но являются администраторами 15 бюджетных программ. В текущем году на их реализацию предусмотрено 100,3 млрд тенге в бюджетах районов. Еще 36,1 млрд тенге целевых трансфертов предусмотрено из республиканского бюджета на реализацию отдельных отраслевых программ, – отметил в середине прошлого года на заседании Общенациональной коалиции демократических сил Досаев. Распределяя полномочия Как говорится в «Концепции развития местного самоуправления в РК», при рациональном построении местного самоуправления не только оптимально расходуются местные ресурсы, но и заметно повышается доверие населения к власти. Сказанное относится и к предложениям Ерболата Досаева по перераспределению бюджетных средств на низовом уровне.  Будучи в финансовом смысле более самостоятельными, власти на местах смогут лучше обустраивать жизнь граждан. Кстати, по этой причине с развитием местного самоуправления связывают КПД госорганов.  «Повышение эффективности и конкурентоспособности системы государственного управления, – говорится в «Концепции развития местного самоуправления в РК», – требует передачи ряда функций непосредственного обеспечения жизнедеятельности местных сообществ в сферу регулирования местного самоуправления».  Во-первых, являясь проводником интересов государства в регионах, органы самоуправления в своей деятельности руководствуются развитием регионов, в которых они и действуют. Не им ли лучше знать злободневные проблемы? Во-вторых, повышается оперативное реагирование местной исполнительной власти на местах. Кроме этого, усиливается контроль за использованием выделенных средств и реализуемыми госпрограммами.  Но дело делу рознь. Финансовая самостоятельность может стать не только панацеей от местных проблем, но и сама стать проблемой. Особенно когда речь идет о нецелевом расходовании бюджетных средств. И вместо рационального использования денег на местах их могут выбросить просто на ветер. А значит, вопрос упирается в обеспечение надлежащего контроля. Нелишне напомнить, что госпрограмма «100 школ, 100 больниц» возглавила по итогам 2010–2011 гг. рейтинг финпола по фактам нарушений и злоупотреблений. Ущерб тогда оценили в 1,5 млрд тенге. Далее следовали программы «Питьевая вода» (484 млн тенге) и «Дорожная карта» (178 млн тенге). Мера ответственности Наделение регионов дополнительными полномочиями – это не только инструмент развития регионов, но и механизм повышения ответственности управленцев. Но для этого наряду с самостоятельностью регионов следует усиливать гражданский контроль с помощью партии и общественных объединений. Мера позволит избежать повторения трагедии, произошедшей в Кызыл-Агаше, Кокпекты. Вместе с тем здесь необходимо четко разграничить полномочия центра и регионов, а также выработать эффективный механизм контроля за реализацией госпрограмм и способствовать рациональному использованию выделяемых финансовых средств. Ведь без этого Казахстан рискует столкнуться не только с нерациональным использованием бюджетных средств, но и с замедлением темпов развития. Задуматься есть над чем. Так, в 2013 году финполом предотвращено нерациональное использование бюджетных средств на сумму более 3,5 миллиарда тенге.  К слову, действующим законодательством предусмотрено повышение ответственности администраторов республиканских бюджетных программ, включая введение более жестких санкций за нецелевое, необоснованное и неэффективное использование бюджетных средств.  В этом плане делегирование полномочий местным органам власти будет способствовать эффективному освоению бюджетных средств и успешной реализации государственных программ. Конечно, будут и негативные примеры, но без этого не обойтись. К тому же из отдельно взятых примеров руководители регионов, наделенные новыми полномочиями, могут вынести для себя уроки с целью недопущения подобного в своих «зонах ответственности». Андрей КОРОЛЕВ, Марат МАМАЕВ



Источник: Сайт газеты «Литер»


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 4
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.790 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>