Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров


Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!

Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Топливо стандарта «Евро-4» в Казахстане появится не раньше, чем в 2015 году



Топливо стандарта «Евро-4» в Казахстане появится не раньше, чем в 2015 году

Топливо стандарта "Евро-4" в Казахстане появится не раньше, чем в 2015 годуВ Программе форсированного индустриально-инновационного развития страны на 2010–2014 годы отмечено, что одной из главных задач нефтегазового сектора является обеспечение потребностей внутреннего рынка нефтепродуктов. На повестке дня вопросы увеличения глубины переработки нефти – до 87-90 с нынешних 40-50 процентов и доведения качества горюче-смазочных материалов (ГСМ) до международных стандартов (Евро-3  – Евро-5). Однако пока суд да дело, автомобилистам приходится мучиться с тем, что есть.

В настоящее время в Казахстане действуют Атырауский, Шымкентский нефтеперерабатывающие заводы и Павлодарский нефтехимический завод. Несмотря на высокую суммарную мощность и комплексность переработки нефти, текущая загрузка казахстанских производств значительно отстает от аналогичных показателей передовых нефтеперерабатывающих предприятий СНГ. Основными причинами недостатка перерабатывающих мощностей наряду с экономическим ростом и увеличением потребления неф­тепродуктов, по словам экономиста Гульнур Рахматулиной, являются высокие капитальные затраты на создание новых мощностей, длительные сроки окупаемости инвестиций, ужесточение экологических требований и связанная с этим необходимость инвестиций в действующие производства.

– В целях решения задачи по дальнейшему динамичному развитию неф­теперерабатывающей промышленности Казахстана и повышения уровня ее эффективности правительством республики утвержден Комплексный план модернизации НПЗ. Реализация данного проекта, по мнению его разработчиков, позволит к 2015 году в полном объеме обеспечить внутренний рынок Казахстана качественными нефтепродуктами, соответствующими требованиям Евро-4. После завершения модернизации общая мощность трех НПЗ республики составит порядка 17 млн тонн. Внутренний рынок Казахстана будет полностью обеспечен качественными нефтепродуктами, – отмечает Гульнур Рахматулина.


Вместе с тем, современное состояние нефтеперерабатывающего сектора пока не удовлетворяет потребностям внутреннего рынка нефтепродуктов. Показатели местных заводов значительно отстают от аналогичных показателей передовых зарубежных нефтеперерабатывающих предприятий в силу различных проблем. В первую очередь это низкий уровень конкурентоспособности нефтеперерабатывающих производств в республике. НПЗ в Казахстане, построенные еще в советское время, не отвечают современным стандартам. Отсутствие высокотехнологичных производств получения нефтехимических продуктов после глубокой очистки углеводородного сырья не позволяет наладить выпуск достаточных объемов качественной товарной продукции с высокой добавленной стоимостью. По оценкам экспертов, уровень переработки нефти на республиканских НПЗ составляет около 45-50 процентов. Для сравнения: в США, Канаде и Великобритании данный показатель приближается к 86-92 процентам. На казахстанских нефтеперерабатывающих предприятиях весьма высок объем производства мазута, значительная часть которого вместо дальнейшей глубокой переработки сжигается в топках электро- и теплостанций для выработки тепла и электроэнергии. Между тем мазут является основным видом сырья для производства широкого ассортимента топлив, масел и других важнейших синтетических нефтехимических продуктов.

– Весьма низким остается уровень выхода высокооктанового бензина при переработке нефти на отечественных НПЗ. Так, на Павлодарском НХЗ уровень выхода высокооктанового бензина в этом году составлял 21,37 процента, на Шымкентском – 11,45 процента, на Атырауском НПЗ выход бензина марки Аи-92 составлял всего 3,88 процента. Замечу, что на АНПЗ более высокие марки бензина пока не производятся вовсе, – констатирует казахстанский экономист.

Общей проблемой как российских, так и казахстанских нефтепродуктов является высокое содержание серы. Из-за этого, например, дизельное топливо, производимое у нас, в странах Европейского союза разрешено использовать только как печное топливо, поскольку оно не удовлетворяет экологическим стандартам ЕС. Высокое содержание серы – следствие высокого ее содержания в российской смеси нефти, а также устаревшего оборудования НПЗ, которое не обеспечивает должную очистку продукта.

Между тем вступление Казахстана в Таможенный союз, по мнению многих экспертов, положительно отразится на развитии рынка нефтепродуктов республики. При этом актуальное значение приобретает разработка согласованных принципов таможенной, налоговой, тарифной и экспортной политики государств–участников ТС в сфере неф­тепереработки.

Гульнур Рахматулина напоминает, что в связи с необходимостью проведения государством адекватной политики в сфере развития рынка нефтепродуктов в 2003 году был принят закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Документ определяет компетенцию правительства в области функционирования рынка нефтепродуктов. В феврале 2010 года были внесены дополнения в указанный закон, которые устанавливают предельный уровень цен на «социально-чувствительные» нефтепродукты (низкооктановый бензин, ряд сортов высокооктанового бензина (Аи-92, Аи-93) и дизельное топливо), что обеспечит стабильность рынка ГСМ.

– Анализ указанных законодательных актов в сфере нефтепродуктов позволил сделать вывод о несовершенстве нормативно-правовой базы в данной отрасли, – говорит Гульнур Рахматулина. – Несмотря на принятие ряда постановлений правительства и закона о госрегулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов, в отрасли сохранялась хроническая недозагруженность производственных мощностей, что в свою очередь приводило к дефициту ГСМ на внутреннем рынке. Постоянной проблемой являлся рост цен на нефтепродукты. Несмотря на снижение мировых цен на нефть, уровень внутриреспубликанских цен на бензин и другие виды ГСМ оставался довольно высоким, что свидетельствует о несовершенстве самого механизма регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов в Казахстане.

Вместе с тем, при формировании механизма функционирования отечественного рынка нефтепродуктов необходимо учитывать вступление Казахстана в Таможенный союз и актуальность проведения с другими государствами–участниками ТС согласованной политики в отраслях топливно-энергетического комплекса. В настоящее время по мощностям и объему переработки нефти Россия занимает третье место в мире после США и Китая. Первичная переработка нефти в РФ стабильно росла на протяжении последних нескольких лет.

При этом создание Таможенного союза будет иметь положительное влияние на развитие рынка нефтепродуктов. Во-первых, упрощение таможенных процедур и различных формальностей на внутренних границах ТС будет способствовать ускорению товародвижения и, как следствие, насыщению рынка нефтепродуктами и достижению его сбалансированности. Во-вторых, формирование ТС станет важным фактором развития инвестиционного сотрудничества стран-участниц в нефтеперерабатывающем секторе. В-третьих, для участников внешнеэкономической деятельности в рамках ТС разработаны упрощенные формы налогового заявления. В частности, реализована возможность представления налогоплательщиками таких форм налоговой отчетности, как «Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» и «Декларация по косвенным налогам по импортируемым товарам». При этом для лиц, имеющих электронную цифровую подпись, реализованы электронные шаблоны.

Алексей ХРАМКОВ, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 9
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.890 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>