Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Минфин разъяснил автомобилистам, для чего нужен VIN-код



Минфин разъяснил автомобилистам, для чего нужен VIN-код

 

Минфин разъяснил автомобилистам, для чего нужен VIN-кодС июля этого года автовладельцы при оплате налога на транспорт столкнулись с необходимостью указания VIN-кода своих автомобилей, но таковые указаны не на всех автотранспортных средствах. Для каких авто важно наличие 17-значного кода, а для каких – не обязательно, в интервью  рассказал эксперт Управления непроизводственных платежей Налогового комитета Министерства финансов РК Даулет Жарылгасинов.

- Даулет Куанышбекович, для начала, расскажите, пожалуйста, как часто нужно оплачивать налог на транспорт?


- Данный налог оплачивается ежегодно. Сроки уплаты для юридических лиц – не позднее 5 июля, юридические лица представляют в налоговые органы по месту регистрации объектов налогообложения расчет текущих платежей по налогу на транспортные средства не позднее 5 июля текущего налогового периода, а также декларацию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Физические же лица уплачивают налог на транспорт ежегодно не позднее 31 декабря.

- Для чего требуется наличие VIN-кода?

- VIN-код – это идентификационный номер автотранспортного средства, который присваивается заводом-изготовителем. Он имеет значение до 17 символов: как буквенных, так и цифровых. Это международные ГОСТы, которые выдаются абсолютно всеми заводами: японскими, европейскими, американскими, причем у каждого завода есть свои серии. Образно говоря, как у физических лиц есть ИИНы, у юридических – БИНы, так же и у транспорта есть уникальный номер – VIN-код. Для легковых автомобилей VIN-кодом является номер кузова, а для грузовиков – номер шасси. Все данные обычно указаны в техпаспорте.

С введением этого новшества мы хотели упростить налоговое администрирование для территориальных налоговых органов и увеличить налогооблагаемую базу. Не секрет, что сегодня идет рассинхронизация нашей базы данных и базы данных уполномоченных органов. Допустим, подразделение Министерства сельского хозяйства регистрирует сельхозтехнику, трактора, сельхозмашины и так далее, подразделение Министерства транспорта и коммуникаций регистрирует гражданские воздушные суда, летательные аппараты, железнодорожный подвижной состав, катера, моторные лодки и прочую технику. И не всегда эти базы данных по регистрации и учету транспортных средств соответствуют данным налоговых органов.

В этой связи было поручение, чтобы мы раз в полугодие проводили сверки с уполномоченными органами. Это необходимо для полноты охвата всех собственников и достоверности исчисления налога. Кодексом предусмотрено, что мы производим исчисление налога по данным уполномоченного госоргана в области учета и регистрации транспортных средств. Какую информацию мы получили, так мы и должны исчислять и направлять уведомления плательщику. Но если кто-то где-то ошибся или не указал правильно объем двигателя (в сторону увеличения, например), налогоплательщик приходит, конечно, не к нему, а прибегает в налоговую жаловаться. Здесь мальчиком для битья, как правило, у нас оказывается налоговик, потому что мы – конечный источник.

- С какого времени стали учитывать VIN-код при оплате налога на транспорт?

- Эта норма прошла в рамках закона № 64-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации и автоматизации социально значимых государственных услуг». 8 января этого года закон был подписан, и норма введена в действие с первого июля текущего года.

В подпункт 3-1) 581 статьи Налогового кодекса было введено дополнение о том, что банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, при приеме акцепта платежа должны проверять в платежном документе достоверность указания VIN-кода.

Изначально данная норма вносилась для учета объектов обложения по физическим лицам, но она прошла в целом и охватила юридических лиц. В текущем году мы будем планировать внесение изменений и дополнений в 581 статью, чтобы исключить проверку по уплате юридическими лицами, так как данная категория лиц предоставляет налоговую отчетность, и нет логики проводить как таковую сверку.

В основном тяжелое администрирование было по физическим лицам: многие уклонялись от этого налога. Но с недавнего времени нам помогает норма Налогового кодекса, согласно которой при прохождении регистрации снятия с учета или при прохождении техосмотра обязательно нужно предъявление платежного документа об уплате налога.

- Проводилась ли в этой связи разъяснительная работа?

- Чтобы разъяснить населению, собственникам транспорта о нововведении, мы разместили данную информацию на сайте salyk.kz и в СМИ. Также мы направили письмо разъяснительного характера в Ассоциацию налогоплательщиков, чтобы они помогли нам распространить эту информацию, и обратились во все налоговые департаменты, чтобы они также проводили агитационную работу.

Для того, чтобы норма действовала, был разработан план мероприятий между Министерством внутренних дел, Национальным банком и Министерством транспорта и коммуникаций. В его рамках МВД должно было обеспечить все коммерческие банки VIN-кодами. Как нас заверили в МВД, база уже сформирована по всей территории республики.

В свое время аналогичная система действовала при введении РНН, когда налоговый комитет предоставлял сведения по РНН всем банкам. Платеж не проходил, если у клиента был неправильно введен РНН. Система, вводимая по налогу на транспорт, позволит нам собрать данные, за какой транспорт конкретно плательщик заплатил налог.

На практике мы столкнулись с такой ситуацией, что во всех регионах с начала июля сразу же пошел ажиотаж, бум. В законе указано, что банки второго уровня осуществляют правильность указания VIN-кода в платежном документе только по данным уполномоченного органа в области безопасности дорожного движения. Согласно закону «О безопасности дорожного движения», таковым является Комитет дорожной полиции.

Но в банках не на весь транспорт имеется VIN-код. К ним приходили юридические, физические лица, и им отказывали в акцепте платежа. Соответственно, плательщики не могли проплатить этот налог. Тогда как после 5 июля юридическим лицам уже начисляется пеня за несвоевременную уплату. 3 июля мы направили разъяснительное письмо Нацбанку для доведения наших разъяснений в пределах компетенции до всех банков второго уровня, при осуществлении приема платежей.

Итак, сверку нужно делать только по тем автотранспортным средствам, хочу подчеркнуть, которые прошли регистрацию в органах дорожной полиции. То есть это не касается воздушного, железнодорожного транспорта, морских и речных судов, спецтехники, сельхозмашин, тракторов, мотоциклов и так далее. Потому что у этих видов транспорта в помине нет VIN-кодов.

Весь остальной транспорт, не прошедший регистрацию в органах дорожной полиции МВД, банки должны проводить без проведения проверки на VIN-код.

Бывают такие ситуации, когда VIN-кода нет в банках и в данных МВД. В особенности, по старым автотранспортным средствам. Это автотранспорт, в том числе грузовики, машины 60-х, 70-х, 80-х, 90-х годов, еще советского производства, которых очень много осталось у крестьянских хозяйств, юридических лиц оказывающих транспортные услуги и строительные компании, которые состоят на балансе или в качестве пая они их получали, у юридических лиц очень много спецавтотранспорта – старых грузовиков, которые до сих пор еще действуют. У них действительно тогда не было этих VIN-кодов, и когда органы ГАИ (ныне дорожная полиция МВД) выдавали свидетельство о регистрации транспортного средства, VIN-код действительно отсутствовал. Мы дали банкам разъяснение, что в случае, если в базе данных МВД нет VIN-кодов, то сверять не надо, надо просто принимать платеж.

То же самое касается новых автотранспортных средств, еще не прошедших регистрацию в Комитете дорожной полиции МВД РК. По ним платежи на уплату налога также должны производиться банками без проведения сверки на наличие VIN-кода.

- По VIN-коду банки автоматически определяют требуемую к уплате сумму?

- Автоматически. В соответствии с базой, представленной органами дорожной полиции МВД, они сверяют данные по государственному номеру, номеру техпаспорта. Если номер и VIN-код совпадают – платеж проходит. А раньше физические и юридические лица исчисляли этот налог самостоятельно, исходя из налоговой ставки. Никакого ежегодного начисления, как у нас, по аналогии с землей и имуществом, не было.

- Фактически для самих автовладельцев сегодня ничего не меняется, эта процедура в основном чисто для банков и налоговых органов?

- Эта процедура конечно же проверочная, это банковский механизм. Для полноты уплаты налогов при разноске лицевых счетов мы хотели, чтобы это как-то контролировалось на первоначальном этапе. А кто может контролировать? Мы, налоговики, сами платеж не принимаем. Поэтому данный контроль был законодательно закреплен за банкам второго уровня.

- Можно ли благодаря этому найти автомашины, находящиеся в розыске?

- Это в компетенции Дорожной полиции МВД. Они, как правило, ведут розыск по VIN-коду, потому что государственные номера и свидетельства о регистрации меняются, транспорт переходит от одного владельца к другому, а VIN-код уникальный, он всегда остается.

- И для тех, кто сейчас активно пользуется порталом электронного правительства. Можно ли миновать банки и оплатить самостоятельно эти налоги?

- Сегодня через любой платежный терминал посредством портала электронного правительства можно оплатить налоги на транспорт. Но касательно VIN-кода было письмо с Нацбанка, что данный механизм в платежных терминалах пока не реализован. Налог будет приниматься по старой схеме – так, как его оплатит сам собственник, по данным техпаспорта. Но банки сейчас дорабатывают эту систему. Мы обращались в Комитет дорожной полиции МВД для оперативного решения этого вопроса, просили, чтобы они разместили на своем сайте сервис-услугу, чтобы плательщик перед оплатой мог сначала обратиться к ним, сверить свой VIN-код, и только после этого идти в банк, без страха, что ему откажут. Мы выходили с таким предложением, они согласились, но на это нужно время, нужны определенные финансовые средства, чтобы они их заложили для подрядчиков.

- Значит, сегодня этот налог лучше оплачивать только через банк?

- Да, пока не будут реализованы электронные сервис услуги для собственников автотранспортных средств.

- Какие административные меры применяются в случае неуплаты или неверной оплаты данного налога?

- В этих случаях налоговые органы будут исчислять их путем выставления уведомлений.

Для физических лиц в случае неуплаты идет пеня. В случае, если по истечению 30-ти дней плательщик не отреагировал на поступившее к нему уведомление, то наши сотрудники могут передать материалы в суд для взыскания задолженности в принудительном порядке.

Если это юридическое лицо, то здесь и мера ответственности больше. Может быть использована процедура приостановления расходных операций по банковским счетам, если налог в срок не был уплачен, либо применено административное рассмотрение. В первом случае можно ограничиться предупреждением. А в случае повторного нарушения уже конечно будет административное наказание. Ну и естественно будет расти пени.

- Благодаря этому удалось увеличить доходную базу бюджета?

- На текущий год по налогу на транспорт прогноз составляет 27 миллиардов тенге. (Для сравнения, в прошлом году было 24-25 миллиардов). На сегодняшнюю дату уже поступило 18 миллиардов тенге. То есть уже почти на 75 процентов прогноз исполнен. До конца года время еще есть, поэтому результаты, я считаю, неплохие.

Каждый год прогнозные цифры в этом направлении корректируется в зависимости от количества транспорта по республике, потенциальных плательщиков и в зависимости от показателя прошлых лет.

- Учитывая, что число автовладельцев растет, сумма налоговых сборовсавтотранспортных средств, наверное, также с каждым годом увеличивается?

- Она зависит от уровня месячного расчетного показателя (МРП), который, как известно, с каждым годом растет. Плюс да, как вы уже заметили, количество автотранспорта увеличивается с каждым годом. Кроме того, на статистике отражается работа самих фискальных органов по улучшению налогового администрирования за счет нашего взаимодействия с органами дорожной полиции. Благодаря этому мы отрабатываем большое количество автотранспорта и владельцев, у которых автомобили объемом свыше 4 кубических сантиметров (в Казахстане насчитывается 50 356 автомобилей с большим объемом двигателя). Налог на единицу транспорта в данном случае составляет около 200 тысяч тенге. Таких автомобилей у нас много, причем многие уклоняются от налогов, оформляя их на инвалидов, участников ВОВ и так далее.

В текущем году Министерство экономики и бюджетного планирования инициировало законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения». Планируется, что он будет внесен в парламент уже в сентябре. Мы думаем, что депутаты его поддержат.

В этом законопроекте предусматривается отмена льгот всем собственникам, у которых мощность автомобилей свыше 4 тысяч кубических сантиметров. Это касается и матерей-героинь, и инвалидов, и участников ВОВ, и ветеранов локальных войн, и афганцев. Я считаю, что это правильная норма. Естественно, какой инвалид или мать-героиня могут себе позволить джип Sequoia или Suburban за 150-200 тысяч долларов? Это просто-напросто прямое избежание от налогообложения. Оформляют на социально уязвимые слои населения, а фактически эти авто им никогда не принадлежали. Затем по доверенностям на этой машине ездят.

Этим же законопроектом планируется повышение ставки налога по автотранспортным средствам с объемом двигателя от 3 до 4 тысяч кубических сантиметров. Подчеркну, что нововведения коснутся только дорогих авто, относящихся к категории премиум-класса. Если сегодня автовладельцы с объемом авто от 3 000 до 4 000 кубических сантиметров платят 15 МРП, то теперь ежегодная налоговая ставка в этом диапазоне будет идти по трем уровням: с объемом двигателя от 3 000 до 3 200 кубических сантиметров включительно – 35 МРП; от 3 200 до 3 500 кубических сантиметров включительно – 46 МРП; от 3 500 до 4 000 включительно – 66 МРП.

А для автомобилей с объемом двигателя свыше 4 000 кубических сантиметров ставка не изменится и останется на прежнем уровне: 117 МРП.

Почему пересматриваются ставки? В виду того, что много недовольств высказывается гражданами. Сегодня для автомобилей с объемом двигателя от 3 до 4 литров ставка составляет 15 МРП, а с объемом свыше 4 литров она достигает 117 МРП. Разница ощутимая: то ли платить 30 тысяч тенге, то ли около 200 тысяч. В этой связи Министерством экономики и бюджетного планирования предложено в рамках данного законопроекта сделать градацию ставок налога, так как много автомобилей премиум-класса находится в этом диапазоне. Все будет дифференцировано и прогрессивно, чтобы уравновесить и достичь баланса.

Плюс еще по инициативе Министерства транспорта и коммуникаций планируется поднять ставки налога на транспорт по грузовым автомобилям грузоподъемностью свыше 10-ти до 15-ти тонн включительно до 15 МРП, а грузоподъемностью свыше 15 тонн – до 100 МРП (тогда как сейчас ставка на грузовые авто свыше 5 тонн включительно платят 9 МРП, это «потолок»).

(Полная таблица предлагаемых изменений налоговых ставок на авто приводится ниже).

- Фискальные органы всех стран мира перешли на VIN-коды?

- Нет, не все. У каждого государства – своя модель фискального администрирования. Если в одних странах вообще нет налога на транспорт, в других имеются платежи в дорожный фонд, то в третьих транспортное средство рассматривается как имущество, и там они платят общий имущественный налог. По их регистрации также у каждого государства есть свои идентификаторы. Причем не стоит забывать, что в европейских и западных странах налоговая культура отличается от нашей: они стараются платить все в соответствии с законодательством.

Мы избрали свой путь для упорядочения учета объектов обложения. И мы ввели это нововведение по транспорту, чтобы обеспечить их качественный учет. Причем среди стран СНГ мы первые ввели эту систему.

- Спасибо вам за содержательное интервью, желаем успехов в Вашей деятельности!

 

№ п/п

 

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

 

Объект налогообложения

 

Налоговая ставка (МРП)

 

Объект налогообложения

 

Налоговая ставка (МРП)

 

1

 

Легковые автомобили с объемом двигателя (куб. см):

 

 

 

Легковые автомобили с объемом двигателя (куб. см):

 

 

 

до 1 100 включительно

 

1

 

до 1 100 включительно

 

1

 

свыше 1 100 до 1 500 включительно

 

2

 

свыше 1 100 до 1 500 включительно

 

2

 

свыше 1 500 до 2 000 включительно

 

3

 

свыше 1 500 до 2 000 включительно

 

3

 

свыше 2 000 до 2 500 включительно

 

6

 

свыше 2 000 до 2 500 включительно

 

6

 

свыше 2 500 до 3 000 включительно

 

9

 

свыше 2 500 до 3 000 включительно

 

9

 

свыше 3 000 до 4 000 включительно

 

15

 

свыше 3 000 до 3 200 включительно

 

35

 

свыше 3 200 до 3 500 включительно

 

46

 

свыше 3 500 до 4 000 включительно

 

66

 

свыше 4 000

 

117

 

свыше 4 000

 

117

 

2

 

Грузовые, специальные автомобили грузоподъемности (без учета прицепов):

 

 

 

Грузовые, специальные автомобили грузоподъемности (без учета прицепов):

 

 

 

до 1 тонны включительно

 

3

 

до 1 тонны включительно

 

3

 

свыше 1 тонны до 1,5 тонн включительно

 

5

 

свыше 1 тонны до 1,5 тонн включительно

 

5

 

свыше 1,5 тонны до 5 тонн включительно

 

7

 

свыше 1,5 тонны до 5 тонн включительно

 

7

 

свыше 5 тонн включительно

 

9

 

свыше 5 тонн до 10 тонн включительно

 

9

 

свыше 10 тонн до 15 тонн включительно

 

15

 

свыше 15 тонн включительно

 

100

Финансовый портал bnews.kz

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 8
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.713 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>