Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Пациент всегда НЕправ



Пациент всегда НЕправ

 

Через полгода после операции по удалению желчного пузыря пациент с удивлением обнаруживает больной орган на прежнем месте. Суд в этой, казалось бы, очевидной ситуации обязал компенсировать моральный вред… хирургу. Эта история из алматинской медицинско-судебной практики, послужившая поводом общественных слушаний с говорящим названием «Виновен в том, что болен», наглядно демонстрирует незащищенность прав пациентов. И хотя казахстанское законодательство гарантирует нам эти права, реальных механизмов для их защиты нет.

 


На что жалуетесь?

 

Низкое качество медицинского обслуживания, грубость и нарушение этики со стороны медперсонала – таковы самые распространенные претензии населения к казахстанской системе здравоохранения. Эти жалобы составили больше трети из 11 тысяч обращений, поступивших на «горячую линию» общественного фонда «Амансаулык» в течение трех лет. Четверть звонков была связана с отсутствием лекарств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, 18 процентов – с недоступностью медикаментов из-за дороговизны. На дефицит узких специалистов в поликлиниках пожаловались 12,6 процента граждан, на поборы со стороны врачей и проблемы выбора прикрепления к клиникам по программе Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ) – 7,8 и 7,5 процента соответственно.

Общая картина состояния медобслуживания в Казахстане получилась совсем нерадужной и, увы, знакомой многим из нас не понаслышке. Общеизвестно, что за гарантированную государством медпомощь в клиниках практически всегда платить приходится, как говорится, неофициально. Иначе пациентам трудно добиться внимания медперсонала. А можно услышать и фразу, подобную той, что процитировал один из участников общественных слушаний: «Когда я делаю бесплатные операции, у меня руки трясутся», – сказал ему однажды хирург. Плюс к тому больные нередко за собственный счет закупают лекарства. Но и деньги, судя по отзывам «горячей линии», не гарантируют качества медпомощи. При этом результаты, озвученные фондом «Амансаулык», – далеко не единственное свидетельство нарушений в сфере здравоохранения. В общественные приемные партии «Нур Отан», например, только за прошлый год поступило около 9 тысяч жалоб на качество медицинского обслуживания. Однако дальше жалоб и сетований дело не идет.

– Медицина – это тоже сфера услуг, а пациенты – потребители этих услуг, – говорит кандидат юридических наук Альмира Жаппарова, представляющая Школу общественного здравоохранения. – Но если о правах потребителей наши граждане достаточно информированы и знают, как отстаивать свои права в случае предоставления некачественных услуг и товаров, то вопрос о защите своих прав, как пациентов, ставит их в тупик. В Казахстане не сложилась правоприменительная практика, когда пациенты защищают свои права посредством правоохранительных органов, судов, адвокатов. Пациенты не верят в то, что смогут добиться правды в случае нарушения их прав. Потому что за спиной врача – вся клиника, а за пациентом – никого.

 

Повод к разговору

 

Случай, послуживший поводом к созыву общественных слушаний, не прибавит решимости пациентам, имеющим претензии к системе здравоохранения. А дело было так. Алматинец Дмитрий Данилов был прооперирован в горбольнице № 4, получив при этом выписку, где говорилось об удалении желчного пузыря. Спустя полгода молодого человека вновь начали мучить боли. Каково же было его удивление, когда вдруг ультразвуковое исследование показало, что пузырь вместе с камнями у него все еще присутствует. Потом выяснилось, что операция все же имела место: удалили часть больного органа. Однако хирург, оперировавший Данилова, об этом умолчал. Но самое удивительное произошло позже. После публикации в газете «Взгляд» врач подал иск в суд на своего пациента и редакцию – и выиграл дело! Суд постановил выплатить моральный ущерб оскорбленному медику. Теперь Дмитрий Данилов, который, как он утверждает, заплатил за бесплатную операцию 60 тысяч тенге лично врачу, должен выплатить ему еще 50 тысяч. А газета за освещение данного факта обязана раскошелиться на 15 миллионов тенге.

– Что интересно, перед лицом двух медицинских комиссий, которые проверяли данный факт, хирург признал, что допустил эту ошибку: сделал одну операцию, а в документах отразил другую, введя в заблуждение пациента, – рассказал участникам общественных слушаний правозащитник Сергей Уткин, защищавший пациента Данилова в суде. – В результате хирург сам уволился, за него получили взыскание его начальники. Но в суде этот врач, не моргнув глазом, полностью изменил свою позицию. Он утверждал, что все сделал правильно, хотя и не стал оспаривать заключения медицинских комиссий.

Вердикт судьи, вынесенный, несмотря на те самые заключения, Сергей Уткин может объяснить только тем фактом, что хирург приходится родным братом одного из алматинских судей.

– После публикации выяснилось, что случай Дмитрия Данилова отнюдь не единичный. Стали поступать звонки от лиц, которые также спустя годы обнаруживали у себя когда-то вырезанный аппендикс, – продолжает правозащитник. – Но в данном конкретном случае самое страшное в том, что пациент не получил никакой защиты в суде и что судебная система наказала гражданина и СМИ только за то, что этот случай получил огласку.

 

Закон есть, прав нет

 

«Как быть, когда мы сталкиваемся с нарушениями в системе оказания медицинской помощи?» – задавались вопросом участники общественных слушаний. В ряде зарубежных стран есть специальные законы о правах пациентов. В Казахстане отдельного нормативного акта нет, но есть Кодекс о здоровье, который защищает наши права в сфере здравоохранения.

– Если говорить о Кодексе, то его нормы соответствуют международным стандартам, – говорит Альмира Жаппарова. – Вопрос в том, чтобы эти нормы выполнялись на деле.

Однако механизмов защиты прав в Казахстане нет. Как нет и знания этих самых прав ни со стороны рядовых граждан, ни со стороны медицинских работников. Нет у нас и адвокатов, специализирующихся на сфере здравоохранения. Единственное, что было сделано в этой области, – создание службы независимой медицинской экспертизы. К данным специалистам за консультациями обращаются и судьи, и представители правоохранительных органов. Но о существовании службы опять-таки мало известно самим пациентам.

Все эти проблемы были изложены в резолюции, подписанной участниками общественных слушаний. Свои подписи под рядом предложений поставили представители общественных организаций, в том числе семь НПО, входящих в недавно созданный по инициативе «Амансаулыка» Союз за медико-социальные права, действующие врачи и ветераны здравоохранения, а также правозащитники. В резолюцию включены проблемы не только практики правоприменения, но и обширный круг вопросов, связанных с защитой права на здоровье. В том числе проблемы обеспечения лекарствами, развития первичной медико-социальной помощи, непрозрачности медицинских учреждений для общества. Но все же лейтмотивом слушаний стал тезис о человеческом ресурсе. Этика врача и поборы в клиниках, дефицит кадров и низкая заработная плата, качество подготовки медиков и качество медицинского обслуживания – эти вопросы стоят бок о бок. Потому и решать проблему защиты прав пациентов нужно комплексно.

Что же касается частной проблемы пациента Данилова, то его случай также был включен в резолюцию. Участники общественных слушаний договорились о передаче материалов в Комиссию по правам человека при президенте РК, в Комитет контроля качества медицинской и фармацевтической деятельности Минздрава, в Ассоциацию независимых экспертов и генеральную прокуратуру. «Справедливое решение и правильная оценка ситуации позволят избежать крайне негативных для Казахстана последствий в будущем и будут способствовать искоренению позорящих страну явлений коррупции, круговой поруки и недобросовестности в медицинской практике, а также явятся конкретным вкладом в общенациональную борьбу с коррупцией, объявленную президентом Нурсултаном Назарбаевым», – резюмирует резолюция.

Общеизвестно, что за гарантированную государством медпомощь в клиниках практически всегда платить приходится, как говорится, неофициально. Иначе пациентам трудно добиться внимания медперсонала

Юлия Мамырбаева, Алматы

 

Сайт газеты «Известия-Казахстан»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 3
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.743 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>