Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


«Казпотребнадзор» разработал комплекс предложений, направленных на решение узловых проблем пенсионной проблемы



«Казпотребнадзор» разработал комплекс предложений, направленных на решение узловых проблем пенсионной проблемы

 

«Казпотребнадзор» разработал комплекс предложений, направленных на решение узловых проблем пенсионной проблемы7 июня 2013 года запомнится казахстанцам надолго. В этот день Президент страны Нурсултан Назарбаев о своем решении отложить повышение пенсионного возраста для женщин на четыре года.

Благодаря этому сотни тысяч казахстанок вздохнули с облегчением. Однако это только откладывает непопулярную на будущее.


В связи с этим экспертами «Казпотребнадзора» разработан комплекс предложений, направленных на решение узловых проблем пенсионной проблемы Казахстана, сообщается на сайте объединения.

Проблема №1. Низкая доля работающих казахстанцев, производящих регулярные отчисления в пенсионные фонды.

Именно этой проблемой обусловлен практический провал накопительной пенсионной системы. Данная проблема многогранна и имеет ряд причин:

Причина №1. Сокрытие доходов. Ни для кого не секрет, что тысячи казахстанцев по прежнему получают «серые» зарплаты (официальная зарплата составляет 18-25 тысяч тенге, а остальная часть выплачивается в конвертах). Результат такой практики – малый размер пенсионных выплат и фактический провал накопительной пенсионной системы. В сложившейся ситуации виноваты, прежде всего, фискальные органы, которые фактически не могут обеспечить выплаты налогов (и как следствие пенсионных отчислений) исходя из реального размера доходов граждан.

Решение:

- Существенное повышение размера минимальной заработной платы (до 40 тысяч тенге). Мера может сопровождаться дифференсацией минимальной заработной платы в зависимости от размера среднего показателя в области, а также размера населенного пункта (областной центр, малый город, село и т.д.).

- Форсирование процесса введения обязательного декларирования доходов, а главное расходов для всех жителей Казахстана (данное новшество неоднократно откладывалась без веских на то оснований).

- Введение нормы об обязательном отчислении пенсионных выплат для работающих граждан в размере не менее трех МРП (около 5 тысяч тенге). При этом если 10% от официальной заработной платы составляют меньшую сумму, разницу должен платить работодатель из своих средств.

Причина №2. Оценка уровня безработицы. Согласно официальным данным уровень безработицы в стране постоянно находится на уровне чуть выше 5% — выдающийся показатель даже в сравнении с развитыми странами. Однако почти треть трудоспособного населения числится в категории самозанятых (2,6 млн. из 9 млн.). Многие из них фактически являются безработными.

Решение. Прежде всего, Правительству следует перестать гнаться за столь желанными цифрами и составить реальную картину рынка труда, отказавшись от критерия «самозанятый». Исходя из этого, необходимо строить планы и разрабатывать стратегии по созданию новых рабочих мест. Сейчас же, в условиях искаженной статистики правительство действует фактически наугад.

Причина №3. Безработица в сельской местности. Большинство сельских жителей в Казахстане фактически не живут, а выживают из-за дефицита рабочих мест. В отдаленных селах люди в буквальном смысле видят деньги в основном только в виде пенсий стариков. Работы, за которую платят «живые» деньги нет вообще. После отмены солидарной системы жители таких сел будут вынуждены вернуться к натуральному обмену, так как денег на покупку каких бы то ни было товаров, не будет вообще. Следует отметить, что в данном случае речь идет об условиях жизни почти половины населения Казахстана – согласно официальным данным, в сельской местности Казахстана проживает более 7,5 млн. человек.

Решение. Государство должно принять волевое решение – либо полностью расселить жителей тысяч таких сельских населенных пунктов вокруг городов, либо возобновить систему закупа продукции у крестьян (заготконторы) и обеспечения их необходимым минимумом для ведения хозяйства по советскому образцу. В последнем случае речь идет о фактическом возвращении к плановой экономике на селе и осуществлении регулярного госзаказа на сельскохозяйственную продукцию.

Проблема №2. Низкая доходность пенсионных фондов.

Доходность большинства пенсионных фондов сейчас находится на уровне даже ниже официальной инфляции. Объединение пенсионных фондов не решает проблему, а только усредняет средний показатель доходности. Для любого думающего гражданина выгоднее уклониться от уплаты обязательных пенсионных взносов, а вместо этого, например, положить эти деньги на депозит, где уровень доходности гарантирован на уровне 9,4% годовых в тенге.

Решение. Для решения проблемы люди сами должны хотеть отчислять пенсионные взносы. Для этого государство должно удваивать процентную ставку по пенсионным взносам за счет доходности ценных бумаг, в которых хранятся средства Национального фонда. Например, если доходность по пенсионным взносам за год составила 6%, правительство будет добавлять еще столько же. При этом суммарная доходность по пенсионным вкладам должна быть не ниже 10% в год. В таком случае люди сами будут стремиться отчислить в пенсионные фонды как можно больше средств.

Проблема №3. Недоверие население по отношению к пенсионным фондам.

Большинство граждан воспринимают обязательные пенсионные отчисления, как своеобразный дополнительный налог и не рассчитывают получить эти деньги обратно в будущем.

Решение. После объединения пенсионных фондов в единый государственный, правительство должно официально взять на себя обязательство по бессрочному обеспечению сохранности накоплений граждан, вне зависимости от экономической конъюнктуры.

Проблема №4. Пенсионная неграмотность населения.

Большинство граждан до сих пор не информированы о постепенном отказе от солидарной пенсионной системы и не осознают важность регулярных отчислений в пенсионные фонды. Это рождает множество проблем.

Решение. Организовать серию мероприятий по разъяснению ключевых моментов пенсионной системы Казахстана и возможных вариантов пенсионной реформы в трудовых коллективах и через СМИ. Многие граждане, особенно проживающие в глубинке, не понимают, что в случае отсутствия пенсионных накоплений, в будущем они не будут получать пенсию вовсе. Необходимо внести в официальный обиход понятие «пенсионная грамотность» и разъяснять его гражданам начиная со школы.

Проблема №5. Кулуарное принятие решений.

Ключевые моменты реформирования пенсионной системы практически не выносились на суд общественности и разрабатывались в закрытом порядке. Участие внешних экспертов в обсуждении носило формальный характер. В результате вся пенсионная система свелась только к двум мерам: объединение пенсионных фондов и повышения возраста выхода на пенсию для женщин. Ничего больше правительственные чиновники придумать не смогли либо не сумели.

Решение. Для привлечения максимально широких кругов населения в процесс выработки предложений по реформированию пенсионной системы, необходимо организовать всеобщее обсуждение посредством внедрения механизмов краудсорсинга. Подобного рода механизмы широко используются во многих странах, в том числе в соседней России. Они обеспечивают всестороннее рассмотрение проблемы самыми разными экспертами.

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 7
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.863 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>