Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Осторожно, горючее!



Осторожно, горючее!

 

С первого января в Казахстане подорожал бензин. При обещанном повышении на 2-3 тенге местами цены на ГСМ изменились куда заметнее. Например, в Алматы автомоторное топливо марки АИ-92 стоит теперь не 82 тенге, а в среднем 90 тенге за литр.

В течение года, как предрекают представители Министерства нефти и газа, стоимость горючего будет и дальше расти, выравниваясь с более высокими ценами на нефтепродукты в России – нашем партнере по Таможенному союзу. Но вот качество топлива, увы, за ростом цен не успевает. Более того, именно в первые месяцы нового года реализаторы бензина и дизельного топлива спешат всучить потребителям горючее низкого качества.


 Январь, февраль, а иногда и март – вот самые опасные месяцы для автовладельцев. Об этом «Известиям-Казахстан» рассказал директор алматинского департамента Комитета технического регулирования и метрологии Шаркан Мажиденов. Сезонный всплеск продажи некачественного топлива объясняется просто: мониторинг качества ГСМ стартует после выделения средств на закуп и лабораторное исследование образцов топлива, а бюджетная машина, как известно, нетороплива. Тем не менее автолюбителям южной столицы о качестве бензина можно беспокоиться куда меньше, чем жителям других регионов страны. Дело в том, что практически ни в одном городе республики не проводятся регулярные проверки АЗС и нефтебаз. В Алматы за счет местного бюджета реализаторов горючего шерстят на постоянной основе в течение последних нескольких лет. Но даже административные штрафы не могут гарантировать потребителям качество автомоторного топлива.

 - За три года, в течение которых наш департамент проводит мониторинг качества нефтепродуктов, мы видим одну и ту же картину, – говорит Шаркан Мажиденов.

 – К концу года реализаторов топлива удается призвать к порядку, однако с начала года вновь фиксируется большое количество нарушений.

 При этом разнятся и виды нарушений. Так, например, во втором и третьем кварталах года алматинские АЗС чаще всего грешили продажей горючего с несоответствующим октановым числом и неисправностью метрологического оборудования – проще говоря, разбавляли дешевое топливо различными присадками и к тому же недоливали в бак автомобиля энное количество бензина. В последнем квартале к пробам и количеству бензина претензий у департамента, за исключением пары случаев, практически не было. Зато в отчете неоднократно фигурирует иное нарушение – отсутствие сертификата соответствия.

 – Реализация топлива без сертификата означает, что бензин этот не заводского, а кустарного производства, – поясняет директор департамента технического регулирования. – Такое горючее стоит гораздо дешевле сертифицированного. Его выпускают мини-заводы, которые добавляют в топливо самого низкого качества различные присадки, поднимая октановое число на несколько порядков.

 В общем и целом дурят автолюбителей кто на что горазд. И гораздо чаще, чем мы можем себе представить. Так, например, в прошлом году из 63 субъектов, некоторые из которых имеют десятки точек реализации топлива в черте южной столицы, нарушения зафиксировали у 34 компаний. Это 54 процента от общего числа проверенных реализаторов горючего! Причем данное количество, по словам главного специалиста департамента Саукбека Капаева, знаменует собой значительный прогресс.

 – Поначалу, после двух лет моратория на проверки субъектов малого бизнеса, мы фиксировали от 90 до 100 процентов нарушителей среди участников мониторинга, – говорит он. – В среднем недовес составлял литр на 20 литров бензина, доходило и до полутора литров недолива.

 По мнению сотрудников департамента технического регулирования и метрологии, с каждым годом нарушителей становится все меньше. Тем не менее для потребителей 54 процента недобросовестных реализаторов горючего вряд ли обрадуют. Особенно если учесть тот факт, что среди нарушителей фигурируют не только мелкие АЗС, но и гиганты рынка нефтепродуктов. И крупные компании, по словам Саукбека Капаева, если не обманывают автовладельцев напрямую, то наносят им урон халатностью и попустительством: то зальют бензин с высоким октановым числом в емкость с низким, то во время доставки из цистерны пропадет вдруг пара десятков литров.

 Однако, как считает главный специалист департамента, есть и пробелы в казахстанском законодательстве. Например, законом не определена судьба топлива, признанного непригодным к применению. Департамент технического регулирования и метрологии уполномочен только запрещать реализовывать некачественное горючее компании-нарушителю. Но что происходит затем с отбракованной партией бензина, никто точно сказать не может. Скорее всего, такая партия нефтепродуктов продается другим мелким АЗС, расположенным на областных трассах вдали от городских проверяющих. Или попадает в другие города, где не проводится мониторинг качества ГСМ.

 Получается, что автовладельцы Казахстана сегодня абсолютно не застрахованы от покупки «левого» топлива. И вместо положенного горючего стандарта Евро-2 зачастую заправляют своего железного коня бензином, не поддающимся никакой стандартизации. В том числе и алматинские потребители, более других защищенные от некачественных нефтепродуктов. Совет здесь можно дать только один: прислушивайтесь к своему авто после каждой заправки. Помните, что в начале года шансы испортить двигатель плохим горючим повышаются. В том числе начеку должны быть и владельцы авто, работающих на дизельном топливе. Как рассказал Шаркан Мажиденов, зимнее дизельное топливо, стоимость которого дороже некоторых марок бензина, нередко разбавляют этими самыми дешевыми марками.

 В случае если ваш автомобиль «зачихал» и «закашлял» после заправки или же вовсе заглох на полпути, необходимо срочно обратиться с заявлением в уполномоченный орган – в департамент Комитета технического регулирования и метрологии вашего города. Причем сделать это необходимо в день поломки. По закону проверить вашу жалобу специалисты могут только на следующий день после того, как уведомят АЗС о своем визите. Проволочка чревата тем, что реализаторы успеют распродать некачественную партию до приезда проверяющих. Между тем, если факт продажи некачественного горючего подтвердится, автовладелец сможет требовать возмещение ущерба через суд. Подобных прецедентов было уже немало. Однако необходимо также подтвердить покупку топлива на конкретной АЗС. Так что требуйте чек.

 

 

Сайт газеты «Известия-Казахстан»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 18
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.141 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>