Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Сауле Айтпаева: Манипуляции с отчетностью недопустимы



Сауле Айтпаева: Манипуляции с отчетностью недопустимы

 

Сауле Айтпаева: Манипуляции с отчетностью недопустимы Полноформатный статистический учет сообщений о преступлениях, оперативное реагирование на любые факты фальсификации данных – ключевое направление работы Комитета по правовой статистике и спецучетам Генеральной прокуратуры РК. И первые помощники в этом вопросе у прокуроров – инновационные технологии. Об их практическом применении рассказывает руководитель этой структуры .

– Сауле Муханбедиановна, соавтором моего первого вопроса к вам я с полным правом могу назвать предпринимателя из Тараза Бехруза Хасанова, который благодаря интернет-обращению на сайт комитета без нервотрепки и проволочек восстановил справедливость. Помог ему проект «Бизнес тірегі». Судя по названию, он имеет прямое отношение к предпринимателям. Расскажите о нем подробнее.


– Приоритетный сектор развития экономики нашей страны – малый и средний бизнес. И потому защите прав предпринимателей мы уделяем особое внимание. Чаще всего они жалуются на незаконное вмешательство в их деятельность. А в законности той или иной проверки убедиться легко.

На нашем сайте есть специальный раздел «Информационный сервис», где действует портал, позволяющий предпринимателю в считанные минуты проверить законность намеченной проверки. Вводишь номер соответствующего акта и получаешь все исходные данные: кто должен проверять, когда, на каком основании. Обнаружил несоответствие? Тут же сообщаешь в мобильную группу (они есть при каждой прокуратуре), которая оперативно приезжает и принимает меры.

– А каковы данные о нарушении прав предпринимателей?

– Около 70% их обращений о нарушениях, к сожалению, подтверждаются. Кстати сказать, примеры быстрого реагирования на обращения предпринимателей есть не только в Жамбыле, но и в Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и других областях.

– Как я поняла, у предпринимателей защита достаточно надежная, а что можно сказать об обычных казахстанцах? Ведь, судя по данным комитета, ежегодно в государственные органы обращается огромное число людей…

– Начнем с того, что работа с обращениями казахстанцев – важнейшая форма взаимодействия власти с населением. Обращаясь в тот или иной госорган, каждый из нас надеется на законное и своевременное реагирование на проблемы. Для общественного контроля за данным процессом разработан проект «Айкын»– прозрачность. Это практически такой же портал, как и «Бизнес тірегі». Он позволяет отслеживать по Интернету рассмотрение обращений в госорганы в режиме реального времени, включая не только продвижение документа, этапы принятие решения, но и нарушение сроков рассмотрения.

Для этого достаточно на нашем сайте зайти в специальное окно в разделе «Информационный сервис» и ввести индивидуальный номер своего талона, который выдается канцеляриями госорганов в обмен на поданное обращение. Кроме того, цель проекта – постоянный социальный контроль и надзор органов прокуратуры в режиме реального времени за деятельностью госструктур по рассмотрению обращений физических и юридических лиц.

В прошлом году проект был внедрен в центральных госорганах. А с первого апреля нынешнего действует во всех областных акиматах.

– Получается, благодаря таким проектам механизм обратной связи государства с обществом работает все эффективнее?

– Те проекты, о которых мы уже говорили, созданы под эгидой правозащитной и координирующей роли Генеральной прокуратуры. С января прошлого года мы сделали удобную для органов уголовного преследования единую книгу учета заявлений и информации (КУЗИ). В ней отражается вся поступающая к нам информация и распределяется по направлениям: криминальные сообщения, по которым видны все принимаемые процессуальные решения, возбужденные административные производства, не подтвердившиеся.

Объединенная электронная КУЗИ повысила прозрачность и ответственность сотрудников органов уголовного преследования. В свою очередь это обусловило быстрое и всестороннее рассмотрение заявлений, снижение волокиты, минимизировало непроцессуальный контакт сотрудников полиции с казахстанцами. Теперь есть возможность, не выходя из дома или офиса, через Интернет с помощью своей цифровой подписи оформить заявление в окне «Подача заявлений о преступлениях». Здесь расписаны все пошаговые действия. После чего заявление автоматически попадает в единую электронную базу данных, откуда его невозможно удалить. А это значит, меры будут приняты гарантировано.

Кстати сказать, к разряду востребованных относится и проект с условным названием «Шектеу» – создаваемый единый банк данных должников.

– С помощью единого электронного окна теперь любой прокурор или руководитель правоохранительного ведомства в режиме реального времени видит картину преступности. Насколько быстра реакция?

– Меры по устранению нарушений законности принимаются без проволочек. А чтобы громоздкий процесс расследования стал более оперативным, сейчас в экспериментальном порядке по договоренности с министерствами юстиции и здравоохранения эксперты заносят результаты экспертизы в базу данных сразу же, как только они готовы.

Эксперимент в прошлом году прошел в столице, сейчас апробируется в экспертных учреждениях Южно-Казахстанской области. Так что следователю теперь не удастся прикрыть свои огрехи ссылкой на отсутствие данных экспертизы. Не выходя из кабинета, за 2–3 минуты он также может получить и сведения о судимости.

Кроме того, нам удалось избавиться от такой негативной практики, как «управляемая» статистика преступности, характерной для всех стран постсоветского пространства. Благодаря принятым мерам и внедрению инновационных проектов мы добились прозрачности рассмотрения заявлений. А повседневный онлайн-надзор и ведомственный контроль позволяют видеть реальную картину преступности по всей республике достоверно и в полном объеме.

– А как насчет количества жалоб казахстанцев? Их поток уменьшается?

– Существенно! Особенно на действия и решения должностных лиц. А обоснованные жалобы снизились на 20%. И это не может не радовать, ведь сердцевина нашей работы – прокурорский надзор за неукоснительным обеспечением конституционных прав граждан.

– Казахстанцы, которые дружат с Интернетом, по достоинству оценили такую новацию комитета, как «Карта преступности»...

– Да, это важное новшество. Каждое зарегистрированное преступление в течение 2–3 минут теперь отображается на данной карте. Мы подключили базу данных о преступлениях к географической карте Казахстана. Без проблем можно увидеть картину преступности как в целом по стране, так и в крупных городах, вплоть до улицы и дома. Что позволяет и более продуманно расставлять наряды полиции, устанавливать камеры видеонаблюдения.

– В чем, на ваш взгляд, как профессионала, главное преимущество новаций?

– Самое главное – оперативность. К примеру, обработка запроса по установлению личности задержанного либо подозреваемого по дактилоскопической картотеке занимает 3–4 часа, на обработку этого же запроса в нашей системе понадобится 5–10 минут.

Для выяснения таких сведений, как исполнение административных штрафов, розыск пропавших, законность пребывания в республике мигранта, аффилиированность лиц, создаются единые банки данных и система информационного обмена правоохранительных и специальных органов.

Интеграция различных баз данных открывает новые возможности для правоохранительной деятельности. Например, прокурор, не выходя из кабинета, может получить все данные по расследованию дела, то есть вести так называемый электронный прокурорский надзор.

– В комитете в автоматизированном режиме аккумулируются сведения не только о преступности, но и об отправлении правосудия, прокурорском надзоре, защите предпринимательства... Что дает такая концентрация информационных потоков?

– Это оправдано стратегически, так как отпадает необходимость создавать в самих органах подобные системы. Им удобнее воспользоваться данными комитета, у которого есть мощное серверное и программное обеспечение.

Наличие прокурорских полномочий позволяет комитету наряду со сбором и обработкой информации проводить надзорные проверки и вносить акты реагирования, чем обеспечивается их достоверность и полнота. По сути, органы правовой статистики – уникальный симбиоз высоких IT-технологий, аналитического мышления и прокурорского надзора.

Отмечу, что эффективность работы единой системы государственно-правовой статистики и учетов достигается за счет рационального применения и использования контрольных функций и полномочий прокуратуры. Правовая статистика и специальные учеты сосредоточены в главном надзорном органе. А это позволяет вырабатывать единые принципы и методы их формирования всеми государственными, правоохранительными и судебными инстанциями, помогает осуществлять полную проверку физических и юридических лиц на предмет совершения ими противоправных деяний.

Благодаря этому шагу удалось в кратчайшие сроки и с минимальными организационными издержками создать надежную динамично развивающуюся систему обеспечения государственных институтов и общества максимально полной и достоверной информацией.

Статистическими и информационно-аналитическими материалами о результатах борьбы с преступностью, коррупцией, наркоманией, соблюдении законности КПСиСУ обеспечивает Администрацию Президента, Совет безопасности, Правительство, правоохранительные, судебные и другие государственные органы. Совокупность правовой статистической информации крайне необходима как при прокурорском надзоре, так и для принятия важных государственных решений.

Одновременно большой плюс подобной информации в том, что она ориентирована не на избранных, а на широкий круг потребителей, будь то школьник, студент, ученый, пенсионер… То есть сегодня КПСиСУ – надежный поставщик данных для большого числа пользователей, включая граждан и организации негосударственного сектора. Статистическая информация разного профиля регулярно публикуется на ведомственном сайте комитета http://pravstat.prokuror.kz/ и доступна каждому.

– Результаты работы комитета – наглядное свидетельство того, что органы правовой статистики – важнейшее звено в системе государственного управления.

– Сколько существует комитет, столько предпринималось попыток отделить его от прокуратуры, передав полномочия то статистическому агентству, то в Министерство юстиции. Но как только возникала потребность в обеспечении достоверности правовых данных, выяснялось, что без прокурорских полномочий не обойтись.

Речь здесь идет и о проведении проверок, и о истребовании уголовных материалов, и о доступе к данным. Сама жизнь выбила у оппонентов их аргументы: результаты правовой статистики лежат в основе стратегических и тактических управленческих решений по правоохранному блоку. Они используются при разработке комплексных программ по борьбе с преступностью и профилактике правонарушений.

– Вектор работы комитета вырисовывается очень четко. Какие в связи с этим стоят первоочередные задачи?

– Основной вектор нашей работы остается неизменным, меняются лишь инструменты достижения результатов. А что касается задач комитета, то основных я бы выделила три. Это повышение эффективности надзора, укрепление кадрового потенциала и дальнейшее внедрение инновационных проектов.

Не стоит забывать и о том, что прокуроры осуществляют связь с органами всех ветвей власти и институтами гражданского общества. Прокурор первым может оценить состояние нормативного регулирования и его недостатки. И мы стремимся не только увидеть, оценить, но и помочь их устранить.

– Сауле Муханбедиановна, недавно в комитете с целью ознакомления с казахстанским опытом побывала монгольская делегация...

– Этот приезд делегации Монголии стал вторым. В феврале с официальным визитом в нашу страну приезжал Генеральный прокурор этого государства. Цель его приезда была конкретной: наши монгольские коллеги хотят создать у себя ведомство, подобное нашему комитету, и внедрить систему КУЗИ. Кстати, этот проект оказался настолько востребованным, что им заинтересовались многие коллеги из СНГ.

В России, Беларуси, Украине также планируют внедрять казахстанский опыт. Только на днях с этой же целью приезжала делегация из соседнего Кыргызстана. И нам есть что рассказать и показать. У нас общие проблемы в борьбе с преступностью, схожие системы, одинаковые проблемы укрытия преступлений, но мы рады тому, что Казахстан в решении этих проблем продвинулся дальше всех и может служить примером. А залог успешности наших начинаний – поддержка Администрации Президента, Совета безопасности и Генерального прокурора.

Достигнутое – результат работы всего коллектива органов правовой статистики и специальных учетов, всех семисот сотрудников 18 территориальных органов.

Беседовала Валентина ФИРОНОВА

Сайт газеты «Казахстанская правда»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 37
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.521 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>