Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Кризис в системе правоохранительных органов. Во что он выльется?



Кризис в системе правоохранительных органов. Во что он выльется?

 

Кризис в системе правоохранительных органов. Во что он выльется? О реформе правоохранительной системы страны говорят уже давно. Но тут как в старинной поговорке: «Верхи не могут, низы не хотят». И даже внеочередная аттестация сотрудников всех силовых структур не помогла.

Хотя результаты у тестирования впечатляющие. Из 100 тысяч служащих без погон остались 16 тысяч. Проблемы с законом у тех, кто должен его собой олицетворять, как ни странно, возникают порой чаще, чем у простых граждан страны. На специальном совещании президента Казахстана с руководителями силовых структур о сотнях таких примеров рассказал генеральный прокурор страны.


Надо сказать, что Асхат Даулбаев стал одной из самых цитируемых фигур спецсовещания в Акорде, пожалуй, неожиданно даже для самого себя. Доклады остальных действующих лиц были не такими содержательными и богатыми на факты неправомерных действий со стороны полицейских, финансовых полицейских, судей. Свое выступление Даулбаев начал с констатации того факта, что никакой конкуренции между силовыми структурами в Казахстане уже нет. «В числе основных достижений хотел бы отметить преодоление межведомственного противостояния и конкуренции, длительное время наблюдавшихся между силовыми организациями, которые наносили непоправимый вред нашему общему делу, – сказал Асхат Даулбаев, генеральный прокурор Республики Казахстан. – По вашему указанию, благодаря законодательному  разграничению компетенции и усилению роли координационного совета, мы добились слаженной работы всей правоохранительной и судебной системы».

И уже потом сам стал развенчивать свой миф. Сотни фактов далеко не в пользу сотрудников Министерства внутренних дел, десятки камней в огород Верховного суда и уже единицы достались финансовым полицейским, чекистам и самим прокурорам.

К слову, главный козырь генпрокурора – дело  Заурбека Ботабаева – уже потом стал рассыпаться. Так, например, по словам Асхата Даулбаева, Ботабаев должен был отбывать срок за убийство, совершенное в Астане, задолго до массовой расправы в Иле-Алатау, но, мол, суд оправдал. Только вот почти сразу же после обличительной речи генпрокурора стало известно, что, во-первых, дело рассматривалось судом присяжных, да и государственный обвинитель был слабее, чем защитник Ботабаева. С другой стороны, следствие подвели и полицейские, которые задерживали обвиняемого на столичном вокзале. Но с трибуны в Акорде виновными выглядели судьи, за что Нурсултан Назарбаев потребовал тщательно разобраться в этом деле и привлечь виновных к ответственности.

К ней же, по словам президента, должны привлекаться и те, кто превышает свои служебные полномочия. Это относится в первую очередь к полицейским. «Полицейский нанят, чтобы служить людям и помогать им. Просто надо молодых ребят, которых вы принимаете, воспитывать. А этот молодой парень, которого приняли на работу, у него корочка красная есть – он и царь, и Бог теперь здесь. Он забывает, кто ему зарплату платит. Люди платят ему зарплату. Почему такой воспитательной работы нет, почему вы публично не наказываете таких людей?» –  подчеркнул Нурсултан Назарбаев на совещании. В ответ министру внутренних дел осталось только признать свои ошибки. Хотя, конечно, это странно.

Например, проблема терроризма, который не просто угрожает стране, но уже вовсю происходит на улицах городов, существует уже не первый год. Но, увы и ах, оказывается, спецслужбы к этому не только не готовы, но и заявляют об этом с самых высоких в государстве трибун. «Даже бойцы спецназа оказались не готовыми ни психологически, ни тактически к вооруженному столкновению с террористическими группировками. Горько сознавать, что мы потеряли 17 человек, которые погибли в схватке с преступниками», – сказал Калмуханбет Касымов, министр внутренних дел РК. При этом численность борцов с террористической и со всякой другой угрозой не только в МВД, но и в КНБ не сокращается, но о готовности мы по-прежнему заявить не можем. Хотя высшие чины в погонах ездят за опытом за рубеж и обучение спецназовцы проходят, и даже на межгосударственных учениях занимая лидирующие позиции.

Слабую работу отметил президент в работе МВД с оборотом наркотиков и мелким хулиганством. А работа с пострадавшими и вовсе отдельная тема для разговора. К слову, генеральный прокурор, конечно, не смог пройти мимо критики работы полицейских с населением: мол, моральный облик нынешних людей в погонах совсем не тот, какого от них ожидают. «Несоответствие морального облика самих сотрудников эталону законопослушности. При обращении с гражданами они не соблюдают норм служебной этики, проявляют грубость, черствость и невнимательность, не говоря о злоупотреблениях и махинациях», – резюмировал Асхат Даулбаев.

Но если полицейские оказались черствыми, то сотрудники Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, на взгляд президента страны, возможно, и вовсе скоро исчезнут. По крайней мере Нурсултан Назарбаев поставил вопрос ребром. «Вместо того чтобы помогать и ловить тех, кто мешает бизнесу и людям, сами этим занимаются. Как можно сказать, что этот орган борется с коррупцией? Не надо мне отвечать! Мы серьезно будем думать, что нам делать с этим агентством!» – сказал президент в ответ на доклад Рашида Тусупбекова. По данным главного финансового полицейского, борьба с коррупцией идет успешно даже в собственном ведомстве. За прошлый год за взятки уволен 21 сотрудник. Но только вот если объективно, то пока за коррупцию судят в основном «второй состав», а с игроками «основы» пока дело обстоит не так уж и радужно. Финпол может выявлять миллиардные хищения на высоком уровне, но вот с поимкой и судебными разбирательствами пока туговато. Например, экс-главу Агентства по статистике Анар Мешимбаеву полицейские вместе с Генеральной прокуратурой разыскивали почти четыре года – с ноября 2009 года по февраль 2013-го. Напомним, госпожа Мешимбаева растратила 1 миллиард 144 миллиона тенге казенных средств. Учитывая, что почти все в стране знали, что находится Анар Мешимбаева в Объединенных Арабских Эмиратах, странно, что ее межгосударственный поиск занял столько времени. То же самое можно сказать и о чете Храпуновых – Викторе и Лейле. Семейная пара, проживающая в Швейцарии и не скрывающая этого, тоже уже не первый год числится в розыске.

Похоже, что и с братьями Рыскалиевыми ситуация сложится таким же образом. Причем непонятно, почему обоих выпустили из страны. По некоторым данным, оба, и экс-аким Атырауской области Бергей Рыскалиев, и экс-депутат мажилиса Парламента страны Аманжан Рыскалиев, ведут безбедный образ жизни на берегах Темзы, то есть в Лондоне. Напомним, что Бергея Рыскалиева обвиняют в хищении бюджетных денег на сумму больше 42 миллиардов тенге. Для сравнения: бюджет всей Атырауской области на 2012 год составил 151 миллиард тенге!

Все это, несомненно, доказывает, что ни о какой слаженности в работе правоохранительных ведомств говорить пока не приходится. Да и события последнего года говорят о серьезных проблемах в сфере силовых структур. Многочисленные ЧП в пограничной службе, громкие дела и серьезные обвинения полицейских, как, например, изнасилование двумя помощниками участковых девушки в Атырау. Очевидно, что в самых закрытых ведомствах страны назревает кризис. Только вот преодолевать его почему-то сами чины в погонах не могут или не хотят.

Жадыра ЗАБИЛОВА, Астана

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 4
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.315 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>