Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Неприкасаемые, или Корпус золотых чиновников в Казахстане



Неприкасаемые, или Корпус золотых чиновников в Казахстане

 

Неприкасаемые, или Корпус золотых чиновников в КазахстанеНурсултан Назарбаев подписал ряд распоряжений о назначении новых министров. Так, первым заместителем премьер-министра и главой нового ведомства – Министерства регионального развития страны – назначен . Экс-госсекретарь республики стал министром культуры и информации. На его место пришел . А бывший министр культуры возглавил Национальный музей Казахстана. занял кресло министра экономики и бюджетного планирования. Другим указом президента он освобожден от должности главы преобразованного ранее Министерства экономического развития и торговли. стал главой нацкомпании «Астана-ЭКСПО-2017».  Бывший заместитель премьер-министра Казахстана теперь аким Кызылординской области. Перемены коснулись и партии «Нур Отан». Новым первым заместителем председателя «Нур Отан» стал 38-летний , до этого он был заместителем руководителя Администрации президента. Спецподразделение «Арыстан» КНБ возглавил генерал-майор . До этого назначения он работал в должности первого заместителя начальника службы охраны президента Казахстана – начальника службы безопасности президента.

Характеризуя эти перестановки, политолог Расул Жумалы отметил, что возвращение старых министров на свои места говорит о пустующей скамейке запасных. По его мнению, такие рокировки объясняются доверием главы государства к этим людям. Хотя пора уже готовить молодые кадры.


Между тем еще в ноябре прошлого года в казахстанских СМИ появилась информации о готовящемся корпусе элитарных чиновников. Авторы проекта – сотрудники администрации президента – обещали жесткий отбор. Один из принципов – никаких поблажек, основанных на родственных связях и личных симпатиях. Главные в этой схеме – ответственные секретари госорганов и министры. Следующий эшелон управленцев – председатели комитетов и акимы областей, городов, районов и сел. Подбор кадров на совести специальной национальной комиссии. Это руководитель президентской администрации, его заместитель, вице-премьер, вице-спикеры сената и мажилиса и представитель Агентства по делам госслужбы. Окончательное решение по назначению остается за главой государства. В итоге аппарат «лучших из лучших» чиновников должен состоять всего из 538 человек, что в шесть раз меньше действующего.

По сути, это принципы меритократии, когда к управлению государством допускают только самых достойных. Их социальное происхождение и финансовый достаток роли не играют. Подобные попытки предпринимались многими странами, но ни в одной до сих пор в полном объеме эти принципы реализовать не удалось.

Между тем при новых кадровых перестановках казахстанцы снова увидели прежних чиновников, которые просто поменялись местами.

Почему новые назначения на высокие должности ограничиваются рокировкой действующих госслужащих? Редакция Total.kz выяснила мнение экспертов.

Жамбыл Ахметбеков, Депутат Мажилиса Парламента РК

Вообще, любой документ или любая программа должны основываться на том, что есть средства и рычаги, механизмы ее реализации. Если эти механизмы уже не играют роли в решении новых задач, поставленных программой президента, то нужны новые меры. В этом плане задачи, которые поставил глава государства перед правительством, перед обществом – это глобальная задача, которая требует кардинального изменения всей системы. Нужны новые подходы с включением новых технологий. Нужно мыслить по-новому. Но чтобы реализовать программу, необходима перестановка кадров и реорганизация министерств. Нужно оптимизировать и консолидировать работу всех органов таким образом, чтобы эти рычаги работали в одном русле – выполнения этой программы. В этом плане я понимаю президента. Люди не могут поменять быстро имеющиеся установки в голове. В министерствах есть свои инструкции, свои правила, нормативно-правовые акты. И чтобы произошел новый рывок, нужен новый подход. Нужны такие кадровые перестановки. Человек, засидевшийся в одном месте, никогда не даст определенных результатов в пользу улучшения. Каждый человек, приходя на новую работу, начинает все заново, выжимает из себя все, на что способен. Кадровый вопрос всегда оставался прерогативой президента. Ему, я думаю, виднее, как лучше его провести, чтобы программа начала реализовываться.

Александр Перегрин, Эксперт-консультант Алматинской юридической корпорации

Сейчас назрели другие вопросы. Поставлены другие задачи. И меня то, что происходит сейчас, воодушевляет. Это правильные шаги. Эти шаги, как шестеренки механизма, повлекут за собой неизбежно хорошие события. И то, что появится новое Министерство регионального развития, тоже хорошо. Если на месте, в регионах, есть орган, представляющий власть, и он наделен какими-то полномочиями, то, естественно, он должен нести за них ответственность. Отвечать он должен за развитие региона, за тот же малый и средний бизнес, за нормальное функционирование крупных предприятий.

Досым Сатпаев, Политолог

Во-первых, о создании кадрового резерва президент говорил давно, еще до того, когда было сделано предложение по поводу создания корпуса «А». Но вся проблема в том, что в существующей политической системе все-таки во главу угла ставятся, к сожалению, не столько профессиональные качества чиновников, сколько личная преданность и, самое главное, его адаптация к существующей системе. Конечно, это плохо. Потому что нет притока свежей крови. А когда свежей крови нет, наступает застой, организм государства начинает болеть. В том числе это так называемая кадровая болезнь, когда одни и те же лица перемещаются с поста на пост и это не связано с высокими показателями. Формально у нас есть структуры, которые должны заниматься подготовкой новых кадров. На официальном уровне заявлялось, что кадровый резерв должна составлять партия «Нур Отан», где есть молодежное крыло этой партии. Заявлялось также, что кадровым резервом должны быть выпускники «Болашака». Но одно дело говорить, другое дело реализовывать. Стоит отметить, кадровые перемещения связаны не только с решением самого главы государства, а с пробивной силой отдельных довольно влиятельных групп давления. И именно они в какой-то степени определяют список людей, которых могли перемещать. Зачастую молодые не могут попасть в этот список. Потому что акцент делается на опытных аппаратчиков. Не секрет, что очень часто создается имитация бурной деятельности. Но вот в этом случае создание Министерства регионального развития, возможно, оправданно. Потому что, как оказалось, постоянно говорится о повышении конкурентоспособности Казахстана, а потом выясняется, что это невозможно сделать, потому что внутри страны существуют неконкурентоспособные регионы. Именно это и вызывало большую критику. Многие из них тормозят. Многие программы, кстати, довольно неплохо написаны. Но реализация программ сталкивается с препятствиями именно на местном уровне, на областном. И это привело к тому, что между регионами и центром пропала синхронная работа. Получается, Казахстан формально является унитарным государством, фактически оно разбилось на большое количество мини-государств. Поэтому появление нового министерства – попытка выправить сложившуюся ситуацию именно с точки зрения регионального развития.

Гани Касымов, Депутат сената Парламента РК

Глава государства сказал, что управленческие решения будут передаваться в регионы. Соответственно, за ними будут передаваться и полномочия. Все это требует, чтобы у нас были подготовленные, опытные руководители, которые будут организовывать эту работу на местах. А это должны быть те управленцы, которые уже имеют опыт работы. А не так, чтобы новый человек появился просто потому, что старые надоели. Глава государства в кадровой политике никогда ничего второпях не делает. Он персонально все просматривает. Ермегияев, например, стал президентом компании, которая будет заниматься развитием инфраструктуры и созданием объектов для будущей выставки «EXPO-2017». На его плечах прошла очень интенсивная работа. Строительство инфраструктуры к Азиаде – это была огромная работа. Еще подготовка нашей сборной Олимпиады. Это большая работа с международными организациями, спортивными ведомствами, с Олимпийским комитетом и так далее. Молодой, а уже приобрел международный опыт не только контактов, развития, но и доведения дела до победного результата. В «EXPO-2017» будут принимать участие около ста стран мира. Чтобы скоординировать работу, нужен человек с опытом международной деятельности. В других перестановках сыграли роль и накопленный опыт государственной службы и профессионализм. И те, кто побывал в разных сапогах, набирают еще жизненную мудрость. И все это будет положительно сказываться на эффективности управленческих решений. А нам нужно, чтобы уровень работы государственного аппарата и его стиль соответствовали требованиям 21-го века.

Максим Казначеев, Эксперт Института политических решений

Так принято, при перемещении чиновников высокого ранга президент старается не рисковать и брать людей, которые были ранее проверены в работе. И сложно говорить, что новый человек без определенных фильтров, без демонстрации ранних успехов может попасть в высшую когорту госслужащих. Заявленное в декабре и ноябре прошлого года сокращение элитных госслужащих категории «А» сильно сжимает пространство для кадрового маневра. Мы сейчас можем видеть попытку выиграть за счет качества, а не количества фигур, которые находятся в ротации. Несмотря на то, что фигуры сейчас приходят старые и даже где-то на прежние позиции, им приходится сталкиваться с новыми вызовами. Например, тот же Марат Тажин, который приходит на позицию государственного секретаря. Политическая ситуация, с которой ему придется столкнуться, очень сильно поменялась. Поменялся внутриэлитный статус-кво. И, естественно, рекомендации, которые он будет давать президенту в ранге госсекретаря, будут другие. И подобное может наблюдаться по многим другим ротациям.

Марат Шибутов, Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане

Это всего лишь такой вариант ротации государственных служащих. Такова система политического устройства нашей страны. Действующая система власти не предусматривает приход новых людей. Я считаю, что и в дальнейшем все люди на важных постах будут те же самые, хорошо известные. Это как кочевка, вроде бы все время что-то меняется, а на самом деле все ходят по одному и тому же маршруту. Если говорить о международном опыте, то такая же система действует и в других странах. Например, на выборах меняется лишь маленькая часть людей, а основная масса остается на своих местах и правит все 30 лет, как в Англии. В целом для нас это нормально.

Total.kz

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 10
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.937 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>