Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Проблема качественного наполнения религиозного сознания казахстанской молодежи остается актуальной - Г.Шлымова



Проблема качественного наполнения религиозного сознания казахстанской молодежи остается актуальной - Г.Шлымова

 

Проблема качественного наполнения религиозного сознания казахстанской молодежи остается актуальной - Г.ШлымоваСоциальная модернизация в Казахстане невозможна без ее духовной составляющей. Глава государства Н.Назарбаев в своей программе «Социальная модернизация: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» подчеркнул: «Нужны конкретные меры законодательного, организационного, мировоззренческого, информационного воздействия на общественные отношения с целью освобождения их от изживших себя наслоений, а также ложных социальных ориентиров».

Сегодня мы приходим к пониманию того, что государственная политика - это инструмент регулирования, оптимизации разнообразных, зачастую противоречивых, экономических, социальных и духовных отношений. Государство не формирует гражданское общество, а создает условия для его нормального развития. Мы должны рассматривать светское государство не только как совокупность властных, политических отношений, но и как определенный тип культуры общества и личности, систему ценностей, в которой ведущее место занимают свобода и ответственность, самореализация, согласованная с достижением общего блага, солидарность и гуманизм.


В связи с этим, нам необходима широкая программа духовного обновления, основывающаяся на глубоком уважении к национальному культурному наследию и религиозным традициям, мировых демократических стандартах, общечеловеческих ценностях. Скорее всего, это должно быть тесно связано с идеологическим обеспечением стратегического управления страной. Согласно идее Главы государства, главными приоритетами должны стать дух традиций и патриотизма, дух обновления, состязательности и победы. В Казахстане многие религиозные традиции отождествляются с этническими и настолько тесно вплелись в жизнь людей, что стали неотъемлемой частью сознания народа. Это говорит о том, что гуманистический потенциал религий необходимо использовать для реализации курса социальной модернизации.

В нашем социуме сегодня идут болезненные процессы, это связано, с активизацией религиозного экстремизма в Казахстане. В сочетании с общим геополитическим контекстом это представляет собой крайне серьезный вызов дальнейшему поступательному развитию Казахстана. Можно сказать, что процессы в религиозной сфере обрели стратегически значимую роль с точки зрения общественной и даже национальной безопасности страны. Религиозный экстремизм - один из серьезных вызовов современной цивилизации, он перестал быть экстраординарным явлением, превратившись в широко практикуемый способ силового разрешения острых проблем.

Религиозный экстремизм опасен не только прямыми разрушениями социальных объектов, и не только убийствами, которые выступают для него основными формами реализации своей идеологической программы. Гораздо опаснее сама идеология экстремизма, которая ведет к искажению мировоззрения личности и серьезным психическим аномалиям. Как правило, захватывая большие группы молодых людей, религиозный экстремизм оказывает деструктивное воздействие на их психику и сознание, превращая их в организованные преступные группы, ориентированные на агрессивные действия, направленные на разрушение существующего социального порядка.

Нередко религиозная оболочка является лишь удобной маскировкой для политического экстремизма. Сам термин «религиозный экстремизм» концептуально противоречив: религия по своей сути не может нести агрессию, а если несет, то это уже не религия. Следовательно, к религии примешивается некое иное содержание, с которым и связана агрессия. Но нельзя отрицать, что этот экстремизм активно эксплуатирует отдельные доктринальные положения религии, в последнее время чаще используются исламские доктрины. Отсюда и складывается впечатление, что экстремизм такого рода является исламским. Религия может быть фундаменталистской, так как она настаивает на своей укорененности в фундаментальных догматах, но экстремистской религия не может быть. Такой ее делают нерелигиозные факторы, в состав которых входят социально-политические и экономические составляющие.

Произошедшие печальные события в нашей стране показывают, что Казахстан непрерывно сталкивается с новыми внутренними и внешними вызовами, которые требуют адекватного осмысления, быстрого и эффективного реагирования, с учетом специфики казахстанского социума. Нельзя говорить о присутствии глобальной террористической угрозы, но, в тоже время, нельзя отрицать и тот факт, что Казахстан в этом смысле давно вовлечен в зону риска.

Анализ религиозной ситуации показывает, что религиозность молодых казахстанцев возрастает не только за счет естественной потребности в духовном самоопределении, но и за счет активной деятельности псевдорелигиозных организаций. Активное распространение идей экстремизма среди молодежи детерминировано именно факторами социально-экономического характера, так как сегодня часть молодежи не может в полной мере реализовать свой ресурсный потенциал, отсюда растерянность, апатия, пессимизм. К сожалению, неразвитость нашего национального самосознания, правовой, политический нигилизм и отсутствие религиозной грамотности облегчает мобилизацию больших масс молодых людей именно под религиозными лозунгами.

К тому же результаты многочисленных социологических исследований позволяют утверждать, что религиозность большей части казахстанской молодежи неглубокая, воспринимается чаще всего как нечто данное, не требующее рефлексии и анализа. Религиозное невежество основной массы молодежи объясняется и тем, что в Казахстане эволюционное развитие сферы религии было прервано советским периодом, воинствующий атеизм подорвал религиозные традиции. Тогда как сегодня казахстанское общество все больше испытывает потребность в возвращении к истокам – вере предков, ведь религия - это духовная опора человека. В настоящее время, проблема качественного наполнения религиозного сознания казахстанской молодежи остается актуальной.

Поскольку деятельность любых экстремистских псевдорелигиозных организаций начинается именно с формирования конкретных мировоззренческих установок, выражающих эмоции недовольства общественной реальностью. Соответственно, профилактика экстремизма как деструктивного явления должна начаться именно в духовно - воспитательной сфере.

Следовательно, процесс формирования социального иммунитета молодежи против экстремизма должен начинаться в системе светского и духовного образования (духовные учебные заведения, университетские кафедры социальных наук, средства массовой информации, мечети), с дискредитации экстремистских доктрин и учений. При этом предмет «религиоведение» должен сформировать у молодежи представление о многообразии религий и их культурообразующей роли в становлении и развитии современного общества, то есть он должен помочь осмыслить систему общечеловеческих ценностей в качестве социоматрицы.

Идеологическая работа среди молодежи должна быть адекватна сложившейся ситуации, с использованием информационных и образовательных ресурсов. Процесс формирования социального иммунитета молодежи против экстремизма должен выстраиваться на основе широкой, общедоступной и привлекательной социокультурной инфраструктуры, включающей в себя: развитую систему общего и профессионального образования; эффективную систему обучения, широкую систему культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной работы.

В условиях глобализации любое современное общество не может существовать без целостного свода ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Ведь когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы сильным государство ни было. Идеология для государства — это то же самое, что иммунная система для человека. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной.

Идеология государства не формируется с нуля. Она создается на фундаменте уже имеющихся традиций, исторического наследия данного общества. Государство не должно пассивно ожидать результатов поиска государственной идеологии самим обществом, это должна быть система диалога и совместной работы. В противном случае результат может быть неожиданным, либо же навязанным  политикой других государств.

Переосмысление традиционных устоев, открытость глобальным мировым стилям жизни, чувство гордости за Казахстан заставляют наше общество по-новому осмысливать такие понятия как патриотизм, национальная гордость. Здоровый патриотизм сегодня – это не только гордость за свою страну, за ее прошлое и настоящее. Это - активная гражданская позиция, в основе которой лежит гармоничное развитие личности – гражданина и патриота. Она заключается в том, чтобы быть сопричастным ко всему позитивному, что происходит вокруг, противодействовать негативным процессам.

Поскольку природа экстремизма является идеологической, постольку эффективность государственной политики в системе профилактики и противодействия проявлениям экстремизма находится в прямой зависимости от адекватного формирования идеологического иммунитета у молодежи. Основными составляющими иммунитета являются: с одной стороны, гармоничное сочетание религиозной грамотности и светской образованности, которые вместе взятые можно сравнивать с разумом народа; с другой стороны, развитое национальное самосознание, которое можно сравнить со здоровым инстинктом самосохранения.

Именно гармоничное сочетание здорового инстинкта с ясным разумом дает народу мощный устойчивый иммунитет против разного рода духовных болезней.

Автор - директор Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии Гульнар Шлымова

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 8
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.280 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>