Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Теневая прозрачность - насколько прозрачно работают казахстанские ритейлеры?



Теневая прозрачность - насколько прозрачно работают казахстанские ритейлеры?

 

Рисунок Ибрагима КУБЕКОВА Насколько прозрачно работают казахстанские ритейлеры? Сколько зарабатывают розничные сети? Не грешат ли пресловутыми «серыми» схемами, и не слишком ли высоки их цены? Когда вы просматриваете данные об уплатах в бюджет некоторых торговых компаний, такие вопросы подчас напрашиваются сами собой, пишет .

Сами по себе эти данные, кстати, посмотреть совсем несложно. Коммерческой тайной это не является. Любой желающий, зайдя на Налогового комитета Минфина, может через строку «поиск налогоплательщиков» получить все общие данные об уплатах в бюджет любой компании или индивидуального предпринимателя. Если ввести запрос по РНН юридического лица, сервер предоставит информацию о выплате им всех обязательных платежей в бюджет.


Можно просмотреть и сравнить виды и суммы уплаченных налогов в предыдущих налоговых периодах. Причём, повторимся, всё это абсолютно законно. Сайт информирует о том, что «в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 557 Налогового кодекса РК данная информация не является налоговой тайной». Чем автор, собственно, и воспользовался, пройдя вот по ссылке.

А побудил нас к прогулкам по сайту налогового ведомства один удивительный факт. Занимаясь поиском подарка для знакомого юбиляра, мы с коллегами объехали несколько крупных магазинов бытовой техники. И, к своему удивлению, обнаружили, что один и тот же товар в разных торговых сетях может стоить достаточно разных денег. Например, разница в цене на плоскопанельный телевизор одного и того же бренда, марки и модели может достигать 20 тысяч тенге и даже больше!

Конечно, в бизнесе нет ничего постоянного. Может быть неодинаковой закупочная цена. Может существовать определённая разница по нормам прибыли, по собственным расходам ритейлеров (скажем, аренда площадей, зарплата персоналу и т.п.). Однако при всём этом ценовой разброс в десятки тысяч тенге выглядит ненормально. А тут ещё (вот совпадение!) родственники вернулись из поездки по Европе. И рассказали, что в каком-то городке во Франции точно такой же телевизор стоит вообще чуть ли не вдвое дешевле! Это заинтриговало. Как потребителю, автору стало очень любопытно: насколько действительно «прозрачен» и чист этот бизнес?

Чтобы лучше разобраться в эквилибристике цифр, мы пригласили для консультаций опытного сотрудника налоговых органов, который из профессиональной скромности просил не указывать своих званий и регалий. Назовём его условно Анваром Хасеновичем. С сайта Налогового комитета мы при помощи Анвара Хасеновича свели в единую таблицу отчётность нескольких видных ритейлеров. Чтобы понять, какие юридические лица стоят за торговыми марками, мы взяли несколько чеков, в которых указано юридическое наименование организации. Среди них выделим три: ТОО «Компания «NEO Азия» (бренд «Технодом»), ТОО «Arena S» (сеть магазинов Sulpak) и ТОО «Электроника-Е1», владеющее магазинами бытовой техники под брендом «Мечта».

И что же мы увидели из данной сводной таблицы?

Первое, что удивило, это прямо-таки несуразный разброс в выплатах по корпоративному подоходному налогу (КПН). Мы полагали, что торговые компании, занимающие самые крупные доли на рынке – такие как «Технодом» и «Sulpak» – имеющие сопоставимые объёмы продаж и уровни дохода, должны платить сопоставимые суммы КПН в бюджет. Мы полагаем, что разница на 40, 50 процентов, даже в два раза – это реально. Но чтобы разница составляла несколько раз – это как-то странно. Ещё более странно выглядит тот факт, что один из лидеров рынка «Технодом» заплатил за отчётный период КПН меньше, чем ТОО «Электроника-Е1», чья доля на рынке вряд ли составит даже 10 процентов. Такое вообще возможно?

Оказывается возможно, сообщает наш консультант. Например, ТОО «Компания «NEO Азия» (сеть «Технодом») по состоянию на 1 октября 2012 года выплатила всего лишь 191,4 млн. тенге корпоративного подоходного налога. Сеть магазинов «Мечта», имеющая на порядок меньше торговых площадей, выплатила за тот же период КПН в объёме 254,9 млн. тенге. При этом ещё один лидер рынка и основной конкурент «Технодома» – сеть магазинов «Sulpak» – оплатил за тот же период корпоративный подоходный налог более чем на миллиард тенге. В пять раз больше, чем «Технодом»! Интересно, откуда при очень близких долях рынка (чуть более 40%) такие различия в доходах и выплачиваемых с них налогах?

Анвар Хасенович предположил два варианта. Либо фактические продажи «Технодома» по каким-то причинам в разы ниже, чем у конкурентов. Даже ниже, чем у маленькой сети «Мечта». Либо – что более вероятно – есть какие-то нестыковки в отчётности. Первый вариант сразу отпадает. Рейтинг «Expert 100», опубликованный в журнале «Эксперт Казахстан», говорит, что ТОО «Компания NEO Азия» включена в топ-10 наиболее динамичных компаний. Судя по этим данным, объём реализации ТОО в 2011 году составил 67 394 млн. тенге. Тогда почему КПН, который должен составлять 20% от налогооблагаемого дохода, не сопоставим с таким объёмом продаж?

Если учесть, что корпоративный подоходный налог рассчитывается от суммы сделок, то существенно сократить эту сумму можно в случае, когда компания занимается «серыми» поставками. При таких поставках можно сэкономить в цене. Конечно, использовать «серые» поставки через посредников или работать через прямые, «белые» контракты с брендами – прерогатива каждой компании. Однако здесь напрашивается другой вопрос. Если такая крупная компания, как «Технодом», получает в рамках поставок чуть ли не тройную экономию на цене, то почему потребитель этого не ощущает? Почему «Технодом» пользуется этим своим преимуществом на рынке? Увы, цены в магазинах этой сети явно не самые низкие по Казахстану, чаще они даже выше средних. При этом, замечает наш консультант, не похоже, чтобы эта компания несла более высокие затраты по сравнению с основным конкурентом. А показывать меньший доход от сделок по сравнению даже с небольшими участниками рынка, такими как «Мечта», – это вообще очень странно.

Ещё один любопытный параметр для сравнения – налог на добавленную стоимость. Возьмём НДС, отражённый в отчётности всё той же маленькой по своим масштабам сети «Мечта», и сравним его с НДС, который за тот же налоговый период выплатил «Технодом». Удивительно, но разница достигает порядков! У «Мечты» 598,2 миллиона тенге выплаченных НДС за 2011 год. А у «Технодома», одной из ведущих сетей страны, НДС составил «целых» 23,3 млн. тенге. Или более чем в двадцать (!) раз меньше. Различие, как и в случае с КПН, также более чем удивительное.

Наш консультант заметил, что выплаты «Мечты» по НДС уверенно повышались последние четыре года. «Мечта» выплатила 98,4 млн. тенге в 2008-м, 140,4 млн. – в 2009-м, 320,5 млн. – в 2010-м и 598,2 млн. тенге – в 2011-м. Такая динамика, полагает Анвар Хасенович, свидетельствует о том, что предоставлена отчётность, соотносимая с реальным ростом продаж. При этом, видимо, рост оборотов из года в год невелик, товарные остатки существенно не растут, соответственно, зачётный НДС небольшой. Поэтому «Мечте» приходится выплачивать большие суммы НДС с продаж. И хотя для небольшой сети это довольно тяжёлая ноша, высокие показатели по НДС вселяют уважение: их можно считать признаком официальных поставок.

А что же данные «Технодома»? Как выглядят 23,3 миллиона тенге оплаченного НДС за 2011 год по сравнению с более чем 400 миллионами тенге, которые выплатил другой лидер рынка – сеть «Sulpak»? Во всяком случае, эти 400 миллионов, очевидно, ближе к реальной динамике продаж, нежели те 23,3 млн., которые заплатила сеть «Технодом». Впрочем, и здесь может быть своё объяснение. В налоговых органах несуразно маленький НДС обычно считают признаком наличия «цепочек» в схеме поставок, когда сделки оформляются не напрямую, а через так называемые «фирмы-прокладки».

Ещё один любопытный параметр для сравнения – показанные в отчётности «Технодома» индивидуальный подоходный и социальный налоги. По сравнению с другими ритейлерами разница весьма значительная: у «Технодома» эти налоги в 2011 году были почти в 1,8 раза меньше. Формально это свидетельствует о том, что в данной торговой сети зарплаты персонала были значительно ниже, чем в других. Тогда почему же персонал всё ещё не сбежал к конкурентам? Ведь сейчас квалифицированные менеджеры торгового зала, бренд-менеджеры, продавцы и другие специалисты в ритейле весьма востребованы. Это подтверждается и данными аналитики рынка труда: рекрутинговые агентства сообщают, что зарплата для персонала в торговых сетях практически не различается. И если персонал «Технодома» не склонен менять место работы, то напрашивается предположение: по отчётности проходит только небольшая официальная зарплата, а разницу между официальной и реальной работникам отдают в конвертах. Между тем в отчётном периоде 2012 года платежи по ИПН у «Технодома» увеличились почти в два раза. Сотрудников стало больше? Или зарплата стала официальной?

– Если бы мы имели на руках не только эти данные, но и отчётность с расшифровками, тогда можно было бы рассчитать среднюю зарплату разных торговых сетей, – подытоживает наш консультант.

Пока, к сожалению, такой прозрачностью отечественный торговый бизнес похвастать не может. Развернутую отчётность без проблем предоставили только в компании Sulpak. Разумеется, раскрывать данные отчётности для широкой публики или оставить их для внутреннего пользования – каждый руководитель решает сам.

После проведённого нами анализа мы, конечно, позвонили в «Технодом» и задали несколько вопросов.

– Не может этого быть, – воз­разил PR-менеджер ТОО «Компания NEO Азия» Диаз Абылкасов. – Возможно, это какая-то ошибка на сайте Налогового комитета. Или есть какие-то налоговые преференции. Я не бухгалтер, всех тонкостей не знаю. Что касается «серых» схем, то они практически изжили себя. По «серой» схеме сейчас продают, пожалуй, только сотовые телефоны. И то на базарах. Даже мелкие компании покупают бытовую технику у нас по оптовым ценам. С того времени, как начал действовать Таможенный союз, все «серые» каналы были прикрыты. Мы работаем с поставщиками напрямую. Более того, противодействуем неофициальным продажам. Об этом свидетельствует недавнее интервью с президентом нашей компании Эдуардом Кимом, опубликованное в газете «Курсив»…

В Налоговом комитете не исключают того, что мог сработать человеческий фактор, и на сайте случайно появилась ошибка. Обещали перепроверить данные. А ТОО «Компания NEO Азия» – ответить на наш официальный запрос. Будем надеяться, что ответят.

Ведь закрытость всегда порождает вопросы, а когда эти вопросы остаются без ответа, это уже наталкивает на подозрения. Если учесть, что сайт Налогового комитета открыт для всех интересующихся, то можно только догадываться, сколько подобных вопросов и сомнений возникло у потребителей, у партнёров таких компаний и у государственных органов. Поддерживать бизнес, конечно, нужно. Но и проверять подчас тоже желательно.

От редакции

Разумеется, чтобы расставить точки над «i», пришлось обратиться к «виновнику торжества» – президенту группы компаний «Технодом» Эдуарду Киму с соответствующими вопросами. Ответы не заставили себя долго ждать.

«Во-первых, по налоговому законодательству авансовые платежи рассчитываются исходя из сумм КПН за предыдущий период, а также на основании предполагаемой суммы. При этом предполагаемые суммы авансовых платежей могут корректироваться до 20 декабря текущего года. Поэтому могут иметь место завышенные ожидания компаний и/или заниженные ожидания итогов нашей компании. В любом случае окончательные итоги КПН 2012 станут известными после сдачи годовой декларации после 31 марта 2013. Поэтому считаем ваше сравнение несколько преждевременным.

Во-вторых, в группу компании «Технодом» входят несколько компаний, которые распределили между собой определённые функции. ТОО «Компания NEO Азия» –  лишь один участник данной группы. Мы не владеем информацией о бизнес-структуре компаний, с которыми вы нас сравниваете, но расхождения в доходах могут быть существенные, если у данных компаний идёт совершенно иная, например, единая форма концентрации хозяйственной деятельности.

В-третьих, все наши поставки проходят таможенное декларирование, и оборот импорта соответствует нашему товарообороту в целом. Поэтому факт «серых» поставок исключается полностью, так как налоговые органы легко выявляют такие нарушения.

В 2012 году произошло расширение бизнеса компании. В частности, увеличение торговых точек нашей компании на более чем 40% по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, мы значительно увеличили штатную численность магазинов. Это отразилось на увеличении численности работников и сумм выплат по обязательствам ИПН. Учитывая, что компания набирала обороты, мы значительно подняли зарплаты нашим сотрудникам после так называемого «посткризисного» периода. Предварительно, ещё в 2011 году, мы сделали анализ рынка труда, провели работу по грейдированию должностей. В результате была создана и внедрена система управления вознаграждением сотрудников, которая разрабатывалась на международных стандартах. Учитывая вышеизложенное, предлагаем вернуться к обсуждению данных вопросов по результатам годовой отчётности за 2012 год, подлежащей сдаче 31 марта 2013 года.

С уважением Эдуард Ким, президент группы компаний «Технодом».

Ответ достоин пера дипломата! По форме всё правильно. По сути – вполне ожидаемые формулировки с попыткой пояснить, что иногда чёрное может быть белым. В крайнем случае серым. Поскольку всё вышеприведённое вполне могли написать и конкуренты «Технодома». Но в сухом остатке всё равно остались главные вопросы: почему в «Технодоме» товары дороже, а налоги – меньше.

Автор -  Римма Ивахникова

Сайт газеты «Мегаполис»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 5
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.270 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>